Рефераты. ЗОЖ

справедливости, состраданию к людям, добру, что порождает расхождение

нравственных установок в сфере сознания и поведения, поступков. В

результате социально-психологическое развитие личности деформируется,

снижается нравственный потенциал всей системы потребностей.

Интересен вопрос: а почему дети мешают пить, курить, употреблять

наркотики? Ответ очень прост – потому что им хорошо, Чем хорошо? Тем, что

употребление алкоголя наркотиков и табакокурение социально привлекательны и

одобряемы, приятны для ребенка.

Социальная привлекательность алкоголя и табакокурения сформирована в

течение тысячелетий. Нам надо взглянуть на влияние этих традиций, заметно и

сильно вкрапленных в национальные обычаи, в повседневную жизнь коренных

народов.

И.Н. Пятницкая (Клиническая наркология – М., 1975) и другие

подчеркивают влияние алкоголя, наркотиков и табакокурения как переживание

приятного психического состояния эйфории, легкости Ю.Э. Русманкий (Проблемы

системного подхода в психиатрии – Рига, 1977_ считает, что субъективная

привлекательность данных состояний обусловлена переходом от системы сложно

организованного управления на «облегченный режим работы». В реальной жизни

ребенку, да и взрослому, не всегда удается получить удовольствие от

реализма субъективно важных и ценных программ поведения, а в состоянии

алкогольного опьянения и употребления наркотиков это удается без особых

затрат энергии. В состоянии опьянения ситуация неудачи воспринимается

упрощенно, без сложностей, без дальней перспективы, ребенок становится

легко внушаемым, облегчается принятие решения, завышается возможность

достижения цели.

Во многих научных исследованиях раскрыта зависимость потребности в

пьянстве, курении, наркомании от индивидно-личностных свойств детей.

Таким образом, согласно исследованиям многих ученых, личностные

особенности, способствующие отклонениям в потребностях в алкоголе,

наркотиках и табаке, устойчиво группируются:

1. Сниженная переносимость затруднений (неспособность к длительному

напряжению, житейским трудностям, конфликтам, к длительному и

спокойному ожиданию, «бегство о реальности»).

2. Комплекс неполноценности, прикрытый напускной бравадой и вполне

выраженный решительностью.

3. Незрелость личности в целом.

4. Относительная интеллектуальная неграмотность одной из важных задач

врача, педагога, психолога при проведении профилактической работы по

защите здоровья детей от алкоголя, табака и наркотиков является знание

путей, по которым дети и подростки идут к алкоголизму, наркомании и

табакокурению.

Подростка к употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению часто

толкают семейные проблемы (разводы, конфликты, непонимание желаний

ребенка), неуспех в учебе, неспособность противостоять групповому давлению,

большое количество сцен в кино, драмах, связанных с употреблением алкоголя,

наркотиков, табака.

На основе анализа научной литературы и практической работы новые,

более совершенные организационные формы профилактики могут состоять из

следующих больших блоков:

1. Разработка правовой основы защиты детского организма от влияния и

употребления алкогольных изделий, наркотических веществ и курения

табака.

2. комплекс социально-психологических исследований в области возрождения

культурологических аспектов антиалкогольного воспитания детей и

населения. Культура, как определяют психологи, это система, имеющая

составляющие: технологическую (материальную, по нашему – прикладное

искусство, народное искусство)Ю социальную (типы поведения и отношений

между людьми – этнопсихология, народная педагогика) и духовную

(знания, вера). Каждой подсистеме культуры может быть поставлено в

соответствие определенное технологической – функциональное развитие,

социальной – социализация, усвоение образов, правил и норм поведения,

духовной – личностное развитие. Эти культурологические основы хорошо

отработаны в программе «Эркээйи».

3. организация социально-профилактической работы среда детей и

подростков, заключающейся в выявлении, устранении и нейтрализации

причин и условий, провоцирующих отклонения потребностей.

Единственной и спасительной силой против назревающего вовлечения детей

и подростков во игра алкоголя, наркомании и табакокурения, поглощающий всю

их жизнь и последующее их потомство, является признание приоритетности в

государственной политике Республики Саха общественного движения «За

здоровый образ жизни каждого гражданина нашей родной республики». И это

будет подтверждением любви к детям конкретным делом» (7 с ).

2.2. Традиционные формы и методы

профилактики курения школьников

Наша республика приступила к всеохватывающему по масштабам и важному

по значимости реформированию всей системы здравоохранения. На передний план

должно выйти профилактическое направление медицины: от много затратной

системы бесконечной гонки за болезнями медицина должна перейти к новой

эффективной системе сохранения здоровья здорового человека и не только

отдельного человека, но и всего общества.

Однако, одна только реформа системы здравоохранения не даст

качественного изменения в состоянии здоровья населения.

Безусловно, государство и впредь должно заботиться о человеке. Но

прежде всего самим гражданам надо научиться беречь собственное здоровье.

Здоровье – дело каждого из нас. Стремление к здоровому образу жизни, борьба

против наркомании задачами не только государства, но и всего общества и

каждого человека. И только совместные усилия государства и каждого

гражданина позволят сохранить генофонд народа, создать полноценное здоровое

общество (1. с. 5).

Социализация – непрерывный и многогранный процесс, который

продолжается на протяжении всей жизни подростка. Однако наиболее интенсивно

он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные

ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется

мотивация социального поведения. Если образно предоставить этот процесс как

строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и

возведение сего здания; в дальнейшем производится только отдельные работы,

которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации школьника, его формирование и развитие,

становление как личности, происходит во взаимодействии с окружающей средой,

которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых

разных социологических факторов.

Профилактика отклоняющегося поведения, в частности борьба с вредными

привычками школьника – совместное дело учителя, родителей, врача и самого

школьника. Педагог является центральным звеном этой системы, регулятором

всех взаимоотношений, складывающихся в процессе общения и тренировки

гармонического поведения. Поэтому педагог должен иметь представление о

медицинских, психологических и педагогических методах коррекции

отклоняющегося поведения. Он же устанавливает контакт с родителями и дает

им соответствующие рекомендации. При общении с табакокурящими школьниками,

педагог устанавливает контакт с школьником, должен выяснить, насколько

далеко зашло его увленчение табакокурением. Но при этом надо учитывать, что

учащиеся страдающие такими влечениями, часть недооценивают свою патологию.

Поэтому к их информации не следует относится с полным доверием.

В беседе о вредном влиянии иногда не надо боятся преувеличений. В то

же время, чтобы не сложилось впечатлениями бесперспективности избавления от

патологического влечения. Лучшими средствами борьбы с этими вредными

привычками являются физкультура и спорт, воспитание воли и характера.

Борьбу с табакокурением и пропаганду о вреде курения необходимо начинать с

младшего школьного возраста, используя для этого все средства беседы,

лекции, видеофильмы, плакаты, чтобы выработать у школьника отрицательное

отношение к курению. К этой работе необходимо широко привлекать родителей.

Работа с родителями состоит в проведении текущего антинаркогенного контроля

за детьми.

Беседу с школьниками не следует начинать прямо с вопроса о вредных

привычках и недостатках. Это может сразу вызвать реакцию протеста, в

результате чего школьник еще больше замкнется и не сможет раскрыться перед

педагогом. Можно вначале познакомиться с интересами и склонностями

школьника, задать косвенные вопросы о любимых играх, спортивных увлечениях,

составить представление о его детстве, особенностях характера и круга

общения. Не акцентируя внимание школьника на мотивах неправильного

поведения, учитель обычно начинает беседу с вопросов, что побудило к

совершению поступка? Почему поступил так, а не иначе. Если появляются

поводы для возражения по ходу расспроса, педагог должен не заискивать перед

учащимся, а в тактичной форме высказать свою оценку.

В беседе не следует сразу ругать учащегося за то, что он не может

избавиться от какой-то вредной привычки. Возможно, эта привычка и так

составляет предмет переживаний ребенка. Беседа является способом

формирования идейной и нравственной подструктуры его личности.

Наблюдение – один из методов психологического исследования личности.

Видный советский психолог А.А. Бодалев считает, что во внешнем обликеи

поведении каждого человека имеются признаки, наблюдая которые можно выявить

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.