Рефераты. Стандартизация и сертификация лекарственных средств

Стандартизация и сертификация лекарственных средств

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П. ПАВЛОВА

КАФЕДРА ФАРМАКОГНОЗИИ

«СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ»

ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО

ФАКУЛЬТЕТА 4 КУРСА 6 ГРУППЫ

БЕНЖИЛЛАЛН ЛАХСЕН

РЯЗАНЬ 2002

ПЛАН

1. СТАНДАРТИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СЫРЬЯ И СРЕДСТВ

2. СЕРТИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СЫРЬЯ И СРЕДСТВ

3. УСЛОВИЯ ПРИЕМА СЫРЬЯ И ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В АПТЕКУ

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Стандартизация в сфере обращения лекарственных средств

Необходимость создания стройной системы стандартизации в области

лекарственного обеспечения была обозначена на состоявшейся недавно коллегии

Минздрава России. Предлагаем вниманию читателей доклад “Стандартизация в

сфере обращения лекарственных средств” начальника Управления организации

фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими

изделиями Наталии Ивановны ПОДГОРБУНСКИХ.

Сфера обращения ЛС включает их разработку, испытание, регистрацию,

производство и реализацию. Создание ее нормативной базы позволяет

реализовать задачи обеспечения населения РФ безопасными и эффективными

препаратами, укрепить контрольно-разрешительную систему. Объединенная

коллегия Минздрава России, Госстандарта России, Совета исполнительных

директоров территориальных фондов ОМС своим решением от 03.12.97 “Об

основных положениях стандартизации в здравоохранении” одобрила концепцию

развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, наметив в качестве

одного из направлений совершенствования медицинской помощи проведение в

России работ по стандартизации, лицензированию и сертификации отдельных

элементов лекобеспечения.

Стандартизация в сфере лекарственного обращения имеет долгую историю, при

этом основным ее объектом были сами ЛС. Так, ко второй половине XVII в.

относится фармакопея Ивана Бенедиктова в трех частях с подробным описанием

приготовления и применения лекарственных форм, описанием ряда медикаментов

и частными статьями на 20 препаратов. В 1866 г. вышло в свет первое издание

Российской фармакопеи на русском языке, являющееся основным стандартом

качества ЛС.

Наряду со стандартизацией ЛС предпринимались и попытки стандартизации всей

системы фармдеятельности. В конце XVI в. был организован высший

административный центр, ведавший всеми медицинскими и фармацевтическими

делами Московского государства, — Аптечный приказ.

Государственная централизованная система лекарственного обеспечения в СССР

обеспечивала определенный уровень фармпомощи населению путем жесткого

административного управления товаропроводящей сетью и аптечными

учреждениями со стороны государства. Благодаря наличию вертикали управления

системой лекарственного обеспечения и однородности предприятий оптовой и

розничной торговли ЛС качество лекарственного обеспечения можно было

регулировать путем приказов, инструкций и циркулярных писем. Вместе с тем

характерное для планового регулирования отсутствие гибкости негативно

сказывалось на качестве обеспечения населения ЛС.

|Объектами стандартизации в сфере обращения лекарств являются лекарственные|

|средства и деятельность, связанная с: |

|организацией контроля производства и качества лекарственных средств; |

| |

|процессом организации обеспечения лекарственными средствами на федеральном|

|и региональном уровнях; |

| |

|изготовлением лекарственных средств аптечными учреждениями; |

| |

|процессами, происходящими в товаропроводящей сети; |

| |

|информацией о лекарственных средствах для потребителей; |

| |

|лекарственным обеспечением в системе ЛПУ; |

| |

|рациональным использованием лекарственных средств, а также деятельностью |

|аптечных учреждений. |

Сфера лекарственного обеспечения была отрезана практически от всех

современных зарубежных лекарственных препаратов. Потребность в лекарствах,

не производимых отечественной фармпромышленностью, обеспечивалась за счет

препаратов, выпускаемых в странах СЭВ и Индии.

В результате коренных преобразований в экономике и политике нашей страны

система лекарственного обеспечения населения изменилась полностью.

Современная ситуация, сложившаяся в сфере обращения ЛС, характеризуется

следующими моментами. Наблюдается взаимодействие государства в лице

Минздрава России и органов управления здравоохранением субъектов Федерации,

государственных и муниципальных учреждений, частного отечественного и

иностранного капитала и общества.

Поскольку охрана здоровья наших граждан — одна из важнейших функций

государства, роль его в этой сфере имеет огромное значение. Благодаря

увеличению количества зарегистрированных препаратов существенно расширился

ассортимент ЛС: вместо имевшихся на рынке 700-800 наименований число

предлагаемых к реализации препаратов превысило 14 тыс.

К началу 2002 г. в России было зарегистрировано около 800 промышленных

предприятий, выпускающих ЛС. Многие из них появились в последние годы и еще

не успели заявить о себе.

Вследствие высокой рентабельности оптовая торговля ЛС в России

характеризуется большим количеством частных оптовых фармкомпаний. Если в

1998 г. общее количество предприятий оптовой торговли составляло 4 477, то

на начало 2002 г. их численность превысила 7 тыс. В то же время отмечается

укрупнение ведущих дистрибьютеров. Так, доля рынка, приходящаяся на 3 самые

крупные оптовые компании — ЦВ “Протек”, “СИА Интернейшнл”, “Шрея

Корпорэйшнл”, за последние 5 лет выросла вдвое и составила 33% от общего

объема рынка. За эти годы с 18 до 52% увеличилась доля импорта,

приходящаяся на 5 крупных оптовых фирм. Однако процесс укрупнения носит

ограниченный географический характер, охватывая лишь небольшую часть

регионов России (12 из 65, предоставивших информацию).

Однако в розничной торговле ЛС удельный вес предприятий негосударственной

организационно-правовой формы собственности не столь велик. К примеру, в

Кемеровской и Псковской областях на 1 аптеку с негосударственной формой

собственности приходятся 3 государственных или муниципальных учреждения.

|Введены в действие: |

|ОСТ 42-510-98 “Правила организации производства и контроля качества |

|лекарственных средств (GMP)”; |

| |

|ОСТ 42-511-99 “Правила организации качественных клинических исследований |

|(GCP)”; |

| |

|ОСТ № 91500.05.0001-2000 “Стандарты качества лекарственных средств. |

|Основные положения”; |

| |

|ОСТ № 91500.05.0002-2001 “Государственный информационный стандарт |

|лекарственных средств. Основные положения”; |

| |

|ОСТ № 91500.05.0005-2002 “Правила оптовой торговли лекарственными |

|средствами. Основные положения” (введен с 01.09.2002). |

Особенностью современного этапа развития фармрынка следует считать

появление аптечных сетей, формируемых, как правило, оптовыми предприятиями

различных форм собственности или, значительно реже, российскими

производителями. К настоящему времени аптечные сети заняли существенное

место на рынке крупнейших городов России. На начало 2002 г. в них входило,

в зависимости от региона, от 20 до 25% всех аптек (например, в Санкт-

Петербурге — до 30%). Формирование аптечных сетей интенсивно идет как по

пути приватизации старых аптек, так и создания новых.

В то же время в госпитальном секторе доминируют государственные и

муниципальные ЛПУ. В 2001 г. объем госпитального сектора составил 493 млн

долл. в ценах закупки, или 17% от общего объема фармрынка (в ценах

конечного потребления).

Вместе с тем многообразие форм аптечных организаций, изменение форм

собственности и отсутствие четких стандартов товаропроводящей сети привело

к возможности появления на фармрынке такого явления, как фальсификация

лекарственных препаратов.

Одной из первоочередных задач, стоящих перед Минздравом, является создание

единой системы стандартов в сфере обращения ЛС. Лекарственное обеспечение

населения должно быть надлежащего качества и идентичным на всей территории

Российской Федерации. Поэтому разработка федеральных нормативов,

требований, стандартов, классификаторов становится одной из важнейших

функций Минздрава России.

В 1998 г. разработана, утверждена и в настоящее время реализуется программа

по созданию и развитию системы стандартизации в здравоохранении. Однако

проблемы сферы обращения ЛС в ней представлены фрагментарно, т.к. касаются

лишь 15 нормативных документов из 85 позиций. При ее разработке не

учитывались многие аспекты лекарственного обращения, например,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.