Рефераты. Ребенок грудного возраста

• мягкие и недостаточно сформированные ушные раковины;

• недоразвитие наружных гениталий (больших половых губ у девочек,

отсутствие яичек в мошонке у мальчиков);

• мягкие кости черепа, открытые швы и малый родничок. Особенности

неврологического статуса у недоношенного (по сравнению с доношенным):

• меньшая двигательная активность, слабый крик (писк);

• преобладание тонуса сгибателей конечностей над разгибателями, но без

физиологического гипертонуса. Флексорный гипертонус обычно появляется в

возрасте 1—2 мес;

• снижение физиологических рефлексов, в том числе сосательного. У здоровых

недоношенных с массой от 2500 до 1500 г способность к сосанию появляется в

течение 1—2 нед жизни, с массой от 1500 до 1000 г — на 2—3-й нед, менее

1000 г — к 1 мес жизни;

• выявление симптомов нарушенной черепно-мозговой иннервации (чаще всего

глазные симптомы — симптом Грефе, косоглазие, нистагм, «плавающие» глазные

яблоки) после 10—12-го дня жизни всегда свидетельствует о патологии, а не о

незрелости.

Методика исследования соматического статуса не отличается от таковой у

доношенных (см. Осмотр здорового новорожденного). Указанные в табл. 3

функциональные особенности органов и систем могут сохраняться до 3—4 мес.

Особенности питания

Наилучшей пищей для недоношенных новорожденных является материнское

молоко, так как качественный и количественный состав его меняется в

зависимости от срока беременности.

Становление лактации у матерей, родивших преждевременно, происходит

медленнее, чем у родивших в срок. Недостаточная лактация может быть

обусловлена и тем, что мать психологически не подготовлена к кормлению

грудью, часто подавлена из-за того, что ребенок слабо сосет. Обычно в

отделениях по выхаживанию недоношенных, пока у матери не появилось молоко,

детей кормят через соску из бутылочки, что приводит к формированию

неправильного сосания и отказу ребенка от груди. Для правильной организации

грудного вскармливания недоношенного ребенка врачу необходимо:

• объяснить матери, что только ее молоко подходит ребенку для правильного

развития и что сосательный рефлекс усилится по мере роста;

• для стимуляции лактации и сосательного рефлекса у младенца рекомендовать

метод «заботы кенгуру»: как можно раньше начать и чаще держать обнаженного

ребенка на груди, между молочными железами, и прикладывать к груди, даже

если он ее не сосет;

• до установления нормальной лактации использовать режим свободного

вскармливания, позволять ребенку сосать как можно чаще, днем и ночью. После

установления лактации кормить его 7—8 раз в сутки, с 3—4 мес допустим

переход на б-разовый режим кормления;

• при недостаточной лактации для стимуляции выработки молока рекомендовать

матери сцеживать грудь не менее 8 раз в сутки и давать ребенку сцеженное

молоко, даже если это несколько капель, в на-тивном (непастеризованном)

виде;

• объяснить матери, что, если возникнет необходимость в докор-Ме, смесь

нужно давать только после кормления грудью;

• для формирования правильного сосания советовать матери давать докорм

(сцеженное молоко, смесь) из пипетки, с ложечки или через трубочку, которую

вставляют в бутылочку с молоком и вводят ребенку в рот вместе с соском

молочной железы (см. рис. 1).

При переводе ребенка на смешанное или искусственное вскармливание можно

использовать те же адаптированные смеси, что и для доношенных (см.

Обслуживание новорожденного ребенка). Однако, поскольку у недоношенных

повышена потребность в пищевых ингре-

Табл. 4. Суточная потребность недоношенных детей в пищевых ингредиентах (на

1 кг массы тела)

|Пищевой |Количеств|Пищевой Количество в|

|ингредиент|о в |период ингредиент |

| |период |активного роста (со |

| |активного|2-й нед жизни до 1 |

| |роста (со|года) |

| |2-й иед | |

| |жизни до | |

| |1 года) | |

|Вода, мл 130—200 |Хлор, ммоль 2—3 |

|Белок, г 3—4 |Кальций, ммоль |

|Углеводы, г 12—15 |1,5—2,5 Фосфор, |

|Жиры,г 6—8 Натрий, |ммоль 1,1—2,2 |

|ммоль 2—3 Калии, |Магний, ммоль |

|ммоль 2—4 |0,25—0,5 Железо, мг |

| |1,5—2 |

диентах и энергических запасах (см. табл. 4), для них выпускаются

специальные смеси («Новолакт-ММ», «Препилтти», «Прегумана-0», «Энфалак» и

др.). Желательно включать в рацион и кисломолочные смеси (до 40 %

необходимого объема питания), с 1,5 —2-месячного возраста.

Если недоношенный ребенок вскармливается грудным материнским молоком, по

рекомендации ВОЗ (1993), до 4—6 мес он не нуждается в дополнительных

пищевых добавках и прикорме. Продолжительность грудного вскармливания

недоношенных — до 1,5—2 лет.

Последовательность введения и характер пищевых добавок и блюд прикорма у

недоношенных те же, что у доношенных.

Отличительные особенности питания на 1-м году жизни:

• пищевые добавки (соки, желток) и основные блюда прикорма (овощное пюре,

каши) недоношенным, родившимся с массой более 2000 г, вводят на 1 —2 нед

раньше, а при массе меньше 1500 г — на 1 — 2 мес позже, чем доношенным

детям;

• до 3 мес дают только осветленные со'ки, соки с мякотью и фруктовое пюре

можно вводить после 3 мес;

• печень и мясной фарш используют в питании с 5—5,5 мес (для профилактики

железодефицитной анемии);

• все новые продукты вводят в рацион очень осторожно, с малого количества

(соки с 3—5 капель, кашу и пюре — с 1/2 чайной ложки), порцию постепенно

увеличивают и доводят до нормы за 8—10 дней.

Примерный режим для недоношенных с различной массой тела при рождении — см.

табл. 5.

Суточный объем пищи недоношенного ребенка можно определить с учетом его

потребностей в килокалориях на 1 кг массы, которая составляет в 1-й день

30—35 ккал, к 5-м сут — 50, к 10-му дню — 100, в 2 нед —110—120, к 1 мес —

140—150 ккал. У детей старше 1 мес расчет питания проводят по потребностям

в основных ингредиентах и энергетических запасах (белки, жиры, углеводы и

килокалории) (см. табл. 4).

54

Табл. 5. Режим дня недоношенных детей первого года жизни (в зависимости от

массы тела при рождении)

|Возра|Масса тела, г |

|ст, | |

|мес | |

| |1000-1749 |1750-2500 |

|От 1 7 кормлений через 3 ч, днев- До |

|2—2,5 мес 7 кормле-до 3—4 ной сон по |

|2,5 ч 4 раза, ний, затем б кормлений |

От 3—4 6 кормлений через 3,5 ч, до б—7 дневной сон по 2—2,5 ч 4 раза,

бодрствование 30—40 мин, после 5 мес дневной сон по 2 ч 15 мин 4 раза,

бодрствование до 1 ч, ночной сон 6—7 ч

От 6—7 5 кормлений через 4 ч, до 9—10 дневной сон по 2 ч 3 раза,

бодрствование 1,5—2 ч, ночной сон 6—8 ч

От 9—10 5 кормлений через 4 ч, до 12 дневной сон по 2 ч 3 раза,

бодрствование 2ч — 2ч 15 мин, ночной сон 6—8ч

До 5 мес б кормлений через 3,5 ч, затем 5 — через 4 ч, дневной сон по 2,5 ч

3 раза, бодрствование до 1,5ч, ночной сон 6—7 ч

5 кормлений через 4 ч, дневной сон по 2 ч 3 раза, бодрствование до 2 ч,

ночной сон 6—8 ч

5 кормлений через 4 ч, дневной сон по 1.5—2 ч 3 раза, бодрствование 2,5 ч,

ночной сон 6—8 ч

Рекомендации по уходу

Практически здоровые недоношенные дети с массой при рождении более 2300 г

могут быть выписаны из родильного дома на 7—8-й день жизни. Менее зрелые и

больные недоношенные выхаживаются в специализированных отделениях при

детских больницах и выписываются домой в возрасте 1—3 мес. У большинства

недоношенных еще сохраняется функциональная незрелость нервной системы,

неустойчивость терморегуляции и низкий уровень иммунитета, что

обусловливает необходимость создания для них комфортных условий ухода,

заключающихся прежде всего в строгом соблюдении температурного и санитарно-

гигиенического режимов.

Комфортный температурный режим предусматривает следующее:

• температура воздуха в квартире должна поддерживаться в пределах 22—24°С.

Кроватка ребенка размещается в максимальном отдалении от окон и балконных

дверей;

• детям 1-го мес жизни требуется дополнительное обогревание (с помощью

источника лучистого тепла) при пеленании, подмывании и

55

других манипуляциях. Белье ребенка перед пеленанием также должно быть

согрето;

• гигиенические ванны проводят ежедневно, температура воды для

новорожденных — 38—37,5°С, к 2 мес снижается до 37—Зб°С, продолжительность

— 5—7 мин. При раздражениях на коже и до эпи-телизации пупочной ранки

используют отвары трав (ромашка, шалфей, зверобой, череда из расчета 2—3

столовые ложки на 1 л воды), которые вливают в ванну с кипяченой водой; в

течение первого года недоношенных детей купают ежедневно;

• прогулки в летнее время и сон на воздухе можно проводить сразу после

выписки из стационара, начиная с 20—30 мин и постепенно увеличивая до 2—3

ч, 3 раза в день. Весной и в осенне-зимний период выносить ребенка на улицу

можно при массе тела 2500—3000 г, продолжительность первой прогулки — 10—15

мин при температуре воздуха не ниже +10°С. В дальнейшем прогулки проводят

ежедневно с увеличением длительности до 1—2 ч в день при температуре до

-10°С.

Некоторые закаливающие процедуры (воздушные ванны, упражнения в воде) и

массаж в настоящее время начинают проводить у практически здоровых

недоношенных в отделениях выхаживания недоношенных детей уже с 2—3 нед,

обучая методике их проведения матерей. В домашних условиях эти процедуры

следует продолжать. Воздушные ванны проводят в 1,5—3 мес по 1—3 мин 3—4

раза в день, при сочетании с массажем — до 10—15 мин.

Контрастные обливания после купания, общие и местные влажные обтирания

разрешаются со второй половины первого года жизни.

В 3 нед—1 мес ребенка выкладывают на живот, начиная с 2—3 мин 1—2 раза,

затем 3—4 раза в день. С 1—1,5 мес проводят поглаживающий массаж.

Растирания, разминания, пассивные движения начинают проводить после 2—3 мес

детям, родившимся массой более 2 кг, при массе менее 1,5 кг — после 5—6

мес. С 7—9 мес массаж и гимнастика проводятся по тем же комплексам, что и у

доношенных детей.

Для стимуляции развития психомоторных навыков рекомендуется уделять

внимание мелкой моторике пальцев рук, так как это стимулирует речевые

области коры головного мозга. Детям в возрасте 3—7 мес проводят ежедневный

массаж и гимнастику кистей и пальцев рук (пассивное сгибание-разгибание).

После 8—9 мес для развития речи важно включать манипуляции с мелкими

предметами (перебирание коточек на счетах, нанизывание колец на палочки).

Строгое соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима

предусматривает:

• проведение не менее 2 раз в день влажной уборки помещения (1 раз с

применением мыльного раствора) и его проветривание (2—3 раза в день);

• обязательную смену уличной одежды и мытье рук перед контак-' том с

ребенком, частую (2—3 раза в неделю) смену одежды, в которой мать ухаживает

за младенцем;

56

• ограничение посещений семьи посторонними людьми и родственниками;

• строгую изоляцию ребенка от заболевших членов семьи;

• аккуратное и тщательное проведение утреннего и текущего туалета малыша.

Методика его проведения такая же, как у доношенных (см. уход за

новорожденным в разделе «Обслуживание новорожденного ребенка»);

• медицинское наблюдение за недоношенными детьми на дому в первые 3—4 мес и

в периоды эпидемических вспышек ОРЗ;

• создание охранительного режима с ограничением чрезмерных внешних

раздражителей (громкая речь, крики, громкая музыка, яркий свет и др.).

Проблемы недоношенных детей

Медицинские проблемы. Недоношенные дети относятся к группе высокого риска

по заболеваемости, смертности, инвалидизации.

Преждевременно рожденные дети болеют в 10—20 раз чаще, чем доношенные,

заболевания у них протекают тяжелее, с более высокой (в 20—25 раз)

летальностью. Риск смерти недоношенного ребенка в 34—37 раз выше, чем

доношенного, и в структуре неонатальной смертности составляет более 55 %.

Самые высокие показатели смертности регистрируются у новорожденных, имеющих

массу тела при рождении менее 1500 г, особенно меньше 1000 г.

У 50—60 % выживших детей этой группы в последующие годы жизни отмечается

отставание в физическом или нервно-психическом развитии, а у 20—30 % —

неврологические заболевания, приводящие к инвалидности (детский

церебральный паралич, гидроцефалия, эпилепсия, глухота). В связи с этим за

недоношенными детьми первого года жизни должно быть организовано тщательное

диспансерное наблюдение.

Основные задачи диспансерного наблюдения:

• максимально длительное сохранение грудного вскармливания;

• контроль за выполнением режима дня и питания;

• повышение иммунитета путем регулярного закаливания (прогулки, водные

процедуры, общий массаж);

• профилактика рахита (неспецифическая и специфическая) — витамин dz по

500—1000 ME в день в течение 2 лет (кроме летних месяцев) — и

железодефицитной анемии (см. Рахит, Анемии);

• проведение профилактических прививок по индивидуальному графику.

Социальные проблемы заключаются прежде всего в том, что для выхаживания

недоношенных детей требуются очень большие материальные затраты. Создание

перинатальных центров, специализированных отделений I и II уровней

выхаживания, совершенствование реанимационной помощи недоношенным детям

способствовали повышению процента выживания недоношенных с очень низкой и

крайне низкой массой тела. Вместе с тем это привело к увеличению коли-

57

чества детей с тяжелой патологией (врожденные аномалии, неврологические

нарушения, глухота и т.д.) и инвалидов (до 20 %) и возникновению новой

проблемы — необходимости длительной реабилитации этих детей.

Основным критерием оценки отдаленных последствий у недоношенных детей

является частота нервно-психических нарушений — умственные или личностные

дефекты, которые мешают им адаптироваться в окружающей среде (детский

церебральный паралич, дефекты слуха и зрения, требующие обучения в

специальных школах). Неблагоприятный исход зависит не только от массы тела,

гестационного возраста, осложнений беременности и родов, но и от социально-

экономического статуса семьи. С учетом тяжести перина-тальной патологии и

условий жизни ребенка должна быть разработана индивидуальная программа

комплексной реабилитации — медикаментозной, физической, психосоциальной. К

реабилитации ребенка с самых ранних ее этапов должна активно подключаться

семья, прежде всего мать. При дефиците внимания к ребенку установлено

снижение показателей умственного развития начиная с 1—2-летнего возраста.

В реализации последовательной реабилитационной программы важная роль

принадлежит семейному врачу, в задачи которого входит:

• строгое выполнение рекомендаций стационара по продолжению лечения

недоношенного на дому;

• налаживание тесного психоэмоционального контакта с семьей ребенка, умение

дать полную информацию родителям о его развитии и прогнозе и в то же время

убедить их, что при выполнении назначений и рекомендаций специалистов

неблагоприятный исход не предопределен;

• постоянный контроль за физическим и нервно-психическим развитием ребенка,

знание нормативов развития недоношенных детей с различной массой при

рождении (табл. 6 и 7), своевременная коррекция возникающих нарушений

(совместно с профильными специалистами);

• ранняя диагностика и лечение заболеваний (рахит, анемия, ОРЗ и др.).

Табл. 6. Средние месячные прибавки массы тела (г) у недоношенных в

зависимости от массы тела при рождения

|Месяц |Прибавка массы |

| |при массе тела |

| |при рождении, г |

| |2500—1500|1499-1|

| |г |000 г |

|1-й 400 2—10-й |300 |

|700 11—12-й 500 |600 |

| |400 |

Табл. 7. Некоторые показатели (время появления, мес) психомоторного

развития у недоношенных детей первого гола жизни в зависимости от массы

тела при рождении

|Показатели |Время |массе тела |

| |появления |при рождении |

| |(мес) при > |(г) |

| |До КЮО |1501— 2001— |

| |1001-1500 |2000 2500 |

Зрительно-слуховое

сосредоточение 2—3 2—2,5 1.5—2 1_1,5

Удерживает голову в

|3-^ |3-4 |2 |

|6,5—7|6—7 |5—6 |

|,5 | | |

|7,5-8|7—8 |6—7 |

|,5 | | |

|9—12 |8—10 |7-« |

|11—12|11—12 |9—10|

|14—15|14—15 |11—1|

| | |3 |

вертикальном положении 3—4 3—4 2 1,5_2

Поворачивается со

спины на живот 6,5—7,5 6—7 5—6 5_5,5

Поворачивается с

живота на спину 7,5—8,5 7—8 6—7 6—7

Самостоятельно:

садится 9—12 8—10 7—8 6—7

стоит 11—12 11—12 9—10 9

ходит 14—15 14—15 11—13 11—12

Начинает произносить

слова 12—14 12 11—12 11—12

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.