разработанного и практически реализуемого с 1991 г. проекта под названием
«СпАрт» /»SpArt»/ (оно производно от трех английских слов: «Spirituality» —
духовность, «Sport» — спорт и «Art» — искусство).
Спартианская система культурно-спортивной работы.
Каковы основные особенности спартианской системы культурно-спортивной
работы?
Прежде всего эта система имеет ярко выраженную гуманистическую
направленность, выдвигая на передний план интересы, потребности, личность
человека и человеческие отношения. Она призвана обеспечить целостное
позитивное воздействие спортивной деятельности в интеграции с другими
видами творческой деятельности на личность и человеческие отношения и тем
самым содействовать решению широкого круга социально-педагогических,
культурных задач применительно к различным группам населения.
Спартианская система культурно -спортивной работы ориентирована на
использование комплекса средств, форм и методов. Центральное место среди
них занимает новая уникальная модель Игр и соревнований - Спартианские
игры. Программа этих Игр ориентирована на разностороннее духовное и
физическое развитие участников. Она включает в себя соревнования и
конкурсы, которые связаны с различными видами спорта, туризмом, искусством,
наукой, техническим творчеством, национальной и народной культурой. На
Играх используется уникальная, "мягкая" система определения победителей
соревнований. Самой высокой награды заслуживают те участники, которые
демонстрируют красоту действий и поступков, наиболее высокие результаты в
самосовершенствовании, добиваются успеха в различных игровых видах
творческой деятельности, требующих физической подготовленности, спортивного
и художественного мастерства, творческих способностей, юмора, знаний и т.д.
Помимо соревнований проводятся "игры без побежденных", которые
ориентированы в первую очередь на единение, сотрудничество и в которых
поэтому нет разделения участников на победителей и побежденных, основной
акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор,
творчество и т.д.
Все это создает условия для того, чтобы среди участников не было
"обиженных", чтобы каждый из них мог продемонстрировать определенные
достижения и почувствовать себя "победителем", чтобы лица с ограниченными
возможностями здоровья (инвалиды) могли наравне с другими участвовать в
играх и соревнованиях.
Второй важный элемент спартианской системы культурно-спортивной
работы - спартианские клубы, школы, игротеки, летние игровые лагеря. Они
создаются на базе общеобразовательных или специализированных школ (ДЮСШ,
ДЮК ФП, школ-интернатов, музыкальных училищ и др.), Дворцов творчества
детей и молодежи, по месту жительства и т.д. и объединяют на добровольных
началах людей разного возраста (детей, подростков, молодежь, взрослых),
разных увлечений, разной физической подготовленности и физического
состояния, в том числе инвалидов. Основное направление их деятельности -
совместный активный, творческий отдых, общение, развитие и проявление своих
способностей в различных областях творческой деятельности на основе
организации Спартианских и других игр, имеющих высокий гуманистический
культурный потенциал, а также подготовка к ним. Эта подготовка включает в
себя: получение человеком достоверной информации о самом себе, о своих
возможностях, способностях, недостатках; овладение приемами физического и
психического оздоровления, развития своих способностей, самовоспитания;
приобретение глубоких и разносторонних знаний и умений в области спорта,
олимпизма, искусства, включая знакомство с культурными обычаями и
традициями своего народа и народов других стран, с национальными видами
спорта и искусства, с народными играми и т.д., овладение искусством
создания в движениях художественных образов, красотой и пластикой
одухотворенного движения и т.д.
Важными элементами спартианской системы являются также разработка и
пропаганда определенного духовно-нравственного Кодекса поведения
(Спартианского кодекса); использование специальных призов и наград для
поощрения высоконравственного и эстетического поведения, красоты действий и
поступков в играх и соревнованиях, а также разностороннего и гармоничного
развития, успехов не в какой-то одной сфере (спорт, искусство и т.д.), а в
различных сферах творческой деятельности; организация постоянного общения -
в ходе игр, соревнований, обучения и т.д. - лиц с ограниченными
возможностями здоровья (инвалидов) и тех, кто не имеет таких ограничений,
детей и взрослых, спортсменов и тех, кто увлекается искусством (наукой,
техническим творчеством и т.п. ) и т.д.; использование новых форм работы в
рамках олимпийского движения, а вместе с тем развертывание нового
гуманистического движения «СпАрт» - спартианского движения и т.д.
Спартианская система культурно -спортивной работы реализует все более
ярко проявляющуюся в настоящее время тенденцию к поиску и практическому
использованию интегративного подхода к организации спортивной работы с
различными группами населения.
Можно выделить как минимум три основных аспекта этого интегративного
подхода.
Первый аспект - совместное использование, органичное объединение
спорта, искусства и других духовно-творческих видов деятельности, чтобы
создать условия для гармоничного, разностороннего развития личности.
Напомним, что еще в 1976 г. в Окончательном докладе первой Международной
конференции министров и руководящих работников, ответственных за физическое
воспитание и спорт, подчеркивалось, что "спорт и занятия физкультурой
можно... с пользой для дела сочетать с рядом других мероприятий, таких, как
культурные мероприятия, мероприятия на открытом воздухе и мероприятия по
охране окружающей среды" и что "хотя спорт является действительно мощным
фактором улучшения качества жизни, он приобретает все свое значение лишь в
сочетании с другими элементами".
Второй аспект - стремление использовать разнообразные (по типу,
модели организации) спортивные игры и соревнования, чтобы повысить их
привлекательность и доступность для лиц различного пола, возраста,
физического состояния и т.д. Наряду с традиционными все шире используются
другие игры, соревнования: спортивно-динамичные, психотехнические,
психокоррекционные, творческие, развивающие, интеллектуальные игры;
оздоровительно-развлекательные игровые тренажеры, которые позволяют оживить
для детей компьютерные игры, добавив к ним в увлекательной форме физические
нагрузки; подвижные сюжетные и приключенческие игры; традиционные
спортивные игры, но модифицированные с учетом возраста, физического
состояния участников; соревнования с экологической или эстетической,
художественной направленностью; народные игры и забавы, национальные виды
спорта и т.д. Применяются не только традиционная, но и новые модели
организации соревнований, которые предусматривают существенную модификацию
их программы и системы определения победителей (например, в "кооперативных
играх" учитываются достижения не отдельных участников или команд,
соревнующихся друг с другом, а всех участников, объединенных в одну
команду).
В ряде стран (Германия, Канада, США и др.) широко используется такая
новая модель игр, которая в отличие от соревновательной в первую очередь
ориентирована на единение, сотрудничество, не предусматривает разделение
участников на победителей и побежденных.
Третий аспект - создание условий для того, чтобы лица с ограниченными
физическими или интеллектуальными возможностями (инвалиды) могли совместно
с другими участвовать в соревнованиях и самое главное на равных
соревноваться .
Спартианская концепция комплексного интегративного подхода к
организации спортивной работы в течение ряда лет эффективно используется на
практике. С 1991 г. регулярно проводятся Спартианские игры - школьные,
городские, региональные, российские. Ежегодно они включаются в Единый
календарный план Всероссийских массовых физкультурно-спортивных
мероприятий. Участниками Игр являются не только школьники и студенты, но и
дети дошкольного возраста, а также взрослые. В Играх совместно участвуют
лица с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды) и те, кто не имеет
таких ограничений. Во многих городах и регионах РФ созданы спартианские
школы, клубы, игротеки, летние игровые лагеря и т.д.
В настоящее время “спартианская” программа олимпийского образования
проходит экспериментальную проверку. Одна из экспериментальных площадок
создана на базе школы физкультурно-эстетического направления № 39 г.
Смоленска (директор школы — Г.Ф. Петлеваный ). С 1994 г. школа практически
реализует спартианскую программу олимпийского образования школьников. На
проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. Всероссийском конкурсе,
посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшую
общеобразовательную школу и среднее профессионально-техническое учебное
заведение в области олимпийского образования, школа заняла 1-е место.
В Саратовской, Кемеровской областях, Краснодарском крае и др. на
основе тесного сотрудничества отделений спартианского движения со
спорткомитетами, Олимпийскими академиями, с органами образования и
культуры, с комитетами по делам молодежи разработаны и практически
реализуются региональные программы спартианской системы культурно-
спортивной работы.
Использование этой системы на практике показало ее достаточно высокую
эффективность для организации активного, творческого отдыха и общения
различных групп населения, для усиления ориентации подрастающего поколения
на духовно-нравственные ценности и гармоничное развитие, для приобщения
детей и молодежи к идеалам олимпизма, для социальной реабилитации и
интеграции инвалидов, детей-сирот и т.д.
Программа спартианской системы культурно-спортивной работы с
населением получила одобрение и поддержку со стороны Государственного
комитета РФ по физической культуре и туризму, Олимпийского комитета России,
Российского Совета ФСО «Юность России», Министерства социальной защиты
населения РФ, Министерства образования РФ, Координационного комитета по
делам инвалидов при Президенте России и других государственных и
общественных организаций. Государственный комитет по делам молодежи в 1997
г. присудил этой программе 1-е место в конкурсе инновационных программ
работы с молодежью и включил спартианское движение в Федеральный реестр
молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой.
Эффективное и масштабное развертывание двух отмеченных выше
инновационных и перспективных направлений деятельности в сфере физической
культуры и спорта - олимпийского образования и спартианской системы
организации культурно-спортивной работы с населением - возможно лишь при
наличии высококвалифицированных специалистов , обладающих соответствующими
знаниями, умениями и навыками.
Литература
1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-
эстетического отношения к спорту //Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под
ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.
2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского
образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994.
3. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных
спортсменов: Канд. дис. М., 1984.
4. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный
конгресс «Спорт в современном обществе»: Сб. научн. матер. М., 1974, с. 122-
130.
5. Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Шапоренкова О.В. Система
олимпийского образования школы-комплекса №39 физкультурно-эстетического
направления // Олимпийское образование в школе: Учебн. пос. - Смоленск,
1997, с. 139-172.
Страницы: 1, 2, 3