не в состоянии передавать свою технику молодому поколению, что методов
преподавания почти столько же, сколько пианистов, и ни один из этих методов
не смог до сих пор добиться всеобщего признания. Одним из наиболее важных
положений Штейнгаузена является то, что он определил основу развития
техники – ощущения. Он писал: «ощущения, непрерывно несущиеся к центральной
нервной системе, сообщают там о состоянии движения и этим дают возможность
непрерывно наблюдать и исправлять движения».
С. В. Клещёв писал: «ощущение является тем материалом, из которого
строятся сложные двигательные навыки – это основа педагогики. Получение
изолированного движения, то есть движения свободного от ненужных
сопутствующих напряжений и укрепление этого движения – вот первая задача
музыкальной педагогики. Из этого ощущения как из элемента должны в
дальнейшем создаваться сложные двигательные навыки музыкального
исполнения».
О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, температуре и многом
другом мы узнаём благодаря органам чувств. С их помощью человеческий
организм получает в виде ощущения разнообразную информацию о состоянии
внешней и внутренней среды.
Ощущение мышечной свободы – вот первая задача, с разрешения которой и
должно начинаться обучение музыканта. Именно отсутствие представления об
ощущении мышечной свободы и является главным фактором, возникающих позднее
искажений в двигательном аппарате.
Необходимо отметить, что некоторыми музыкантами, в частности И. Т.
Назаровым, В. А. Гутерман, С. М. Перельман,
А. А. Шмидт-Шкловской весьма успешно использовались способы раскрепощения
двигательного аппарата, которые позволяли музыкантам, страдающим
профессиональными заболеваниями рук не только избавиться от них, но и
изначально улучшить свои технические возможности.
Как пишет В. А. Гутерман: «совершенно правильным с точки зрения
физиологии оказался найденный мною приём показа ученику на моих собственных
руках как болезненного, так и здорового их состояния». А профессор Л. О.
Орбели пишет далее, что: «в результате такого метода обучения, основанного
на системе контроля со стороны преподавателя за счёт его собственных
кинестетических и осязательных ощущений, сопоставленных с кинестетическими
восприятиями ученика, последний учится тонкому анализу этих ощущений,
правильной оценке и умению руководить своей мускулатурой, создавая нужные
координации».
Несмотря на успехи в области фортепианной педагогики, вопрос о
предупреждении профессиональных заболеваний почти совсем не изучен и мало
разработан даже в специальной литературе.
Профессор В. А. Хорошко пишет: «больных с заболеваниями мышц очень
много, а между тем врачи знают о заболевании мышц чрезвычайно мало и
недостаточно». Подтверждение этому найдено и у доктора В. С. Марсовой,
которая говорит: «и в этом нет ничего удивительного, так как даже в больших
фундаментальных учебниках, трактующих о заболеваниях двигательного
аппарата, под органами движения подразумевается обычно главным образом
костный аппарат; на долю же мышц приходится последнее и скромное место».
Заняться изучением вопроса профессионального заболевания рук музыканта
побудило очень скудное представление и врачей, и музыкантов об этой
проблеме. Но если в фортепианной литературе этот вопрос пытаются как-то
освещать, то, что касается домровой литературы, никаких источников почти
нет.
В задачи данного реферата отнюдь не входит ни всестороннее освещение
этого важного вопроса, ни, тем более, опыт его разрешения. Цель этой работы
– показать, насколько велико значение рациональной, научно обоснованной
методики игры (а тем самым и роли педагога) в области профилактики и
лечения профессиональных заболеваний домристов.
Аппарат домриста представляет собой часть опорно-двигательной системы,
состоящей из пассивной части – костных звеньев и активной – мускулатуры.
Средняя, мясистая часть мышцы называется мышечным брюшком: из двух её
концов один называется началом, а другой – прикреплением мышцы.
Концы мышц переходят в сухожилия. Сухожилие – плотная, упругая,
параллельно-волокнистая соединительная ткань, всегда значительно более
тонкая, чем мышца. Скольжение сухожилий облегчается сухожильными
влагалищами.
Мышцы, обладающие двумя головками, соединяющимися в одно сухожилие,
называются двуглавыми (бицепс), а обладающие тремя – трехглавыми (трицепс).
Двигательная система управляется, регулируется и координируется
нервной системой и находится в тесном взаимодействии с другими системами
организма – кровообращением, дыханием, обменом веществ и т.д. В этом
проявляется целостность организма и взаимообусловленность всех его систем.
В движениях домриста участвуют плечевой пояс, плечо, предплечье,
кисть, пальцы и, в известной мере, принимает участие весь корпус (наклоны,
покачивания).
Верхняя часть аппарата – плечевой пояс, состоит из ключицы и лопатки,
которые лежат свободно, соединяясь между собой в ключично-лопаточном
соединении (рис. 1).
Рис. 1. Контуры
плечевого пояса Плечевой пояс создаёт опору всем движениям рук
в игре и обеспечивает большое разнообразие этих движений. С плечевым поясом
связана верхняя часть руки – плечо.
Рис.2. Плечевая кость
Плечо состоит из одной плечевой кости (рис. 2), соединяющейся с
лопаткой, которая принимает участие в движениях домриста. Благодаря
шаровидной головке плечевого сустава, плечо обладает большой подвижностью.
Оно и, отчасти, предплечье руководят движениями и обеспечивают силу
звучания. Движения осуществляются совместными усилиями мышц плеча, спины и
груди. Они, с одной стороны, легко сдвигают плечо (благодаря своим
размерам), а с другой – их антагонистическая (противодействующая)
деятельность способствует достижению полной уравновешенности. Плечо
отличается большим разнообразием
Рис. 3. Бицепс движений. Оно направляет и регулирует подъём и опускание
предплечья и кисти, осуществляет перенос руки по грифу, поддерживает руку в
тремоло и т.д. Из группы мышц, расположенных на плечевой кости и двигающих
предплечье, следует сказать о трицепсе, функционирующем как разгибатель и
бицепсе, выполняющем функцию сгибателя (рис. 3).
Предплечье состоит из двух костей: лучевой и локтевой. Лучевая кость
соединяется с костями запястья, локтевая – с ними не связана.
Цилиндрическая форма локтевого сустава делает его пригодным для быстрых
движений. При поворотах руки лучевая кость перекрещивается с локтевой, чем
обеспечивает ротацию (вращение) предплечья совместно с кистью.
Следовательно, ротация происходит не в самой кисти, а между костями
предплечья. В этих вращательных движениях участвует бицепс.
|Рис. 4. Кости предплечья |Рис. 5. Кости предплечья |
|в положении пронации |в положении супинации |
|[pic] |Ротация предплечья создаёт два положения – |[pic] |
| |пронации и супинации (рис. 4 и 5). При пронации| |
| |сухожилие бицепса находит на головку лучевой | |
| |кости. При супинации бицепс сокращается, | |
| |вследствие чего сухожилие, отходя, поворачивает| |
| |лучевую кость вспять. Следовательно, при | |
| |пронации | |
Рис. 6. ладонь поворачивается вниз, при супинации – вверх. В
пронации участвуют пронаторы: круглый и квадратный (рис. 6). Они двигают
лучевую кость вокруг локтевой. Круглый пронатор, кроме того, функционирует
и как сгибатель предплечья (на рис. 6 видно, что одна головка двуглавого
круглого пронатора прикрепляется к локтевой, другая – к плечевой кости).
Так как круглый пронатор подобно бицепсу, действует и как сгибатель,
пронация осуществляется Рис. 7. легче при
согнутой руке.
Запястье состоит из мелких костей, расположенных по четыре в два ряда
(рис. 7). При сгибании кисти, при движении запястья оба ряда двигаются. Это
даёт возможность при сгибании округлять кисть. Так как ряды могут смещаться
как по отношению к костям предплечья, так и по отношению друг к другу, то
мы также имеем возможность сгибать кисть в сторону к локтевой или лучевой
кости. Это создаёт благоприятные условия для гибких и эластичных движений.
Всего в кисти три ряда суставов: сочленение лучевой кости с костями
запястья (рис.7а), сочленение между двумя рядами костей запястья (рис.7б) и
сочленение последних с пястными костями (рис.7в).
Важным условием, обеспечивающим особую гибкость запястья, является то,
что мышцы – сгибатели и разгибатели прикреплены с одной стороны к костям
плеча (рис. 8а), а с другой – к пястным костям (рис. 8б) и, переходя через
другие суставы, обеспечивают единство и взаимосвязь в движениях (рис. 8).
Именно эта анатомическая особенность создаёт возможность гибких движений
кисти, способствует пластичности и разнообразию в звуке и фразировке.
Рис. 8. Сгибатели и Однако запястье имеет и свои
разгибатели запястья собственные мышцы, при
помощи которых кисть совершает боковые движения. Для сгибания и
разгибания эти мышцы менее употребимы, так как их сухожилия прикрепляются к
самому запястью, - значит, слишком близко к оси вращения, т.е. при этих
движениях требуется большая затрата энергии и, следовательно, они более
утомительны.
Поэтому запястье не выдерживает ни длительных и самостоятельных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13