прокаженных получили наименование лазаретов. В 13 в. в одной лишь Франции
было открыто 2 тыс. лепрозориев, а всего в Западной Европе— 19 тысяч. Во
время эпидемии чумы в Константинополе (332 г.) император Юстиниан приказал
«очищать» всех путешественников на специальных пунктах и выдавать им
удостоверения.
Первые санитарные кордоны были введены в Клермонте около 630—650 гг. В
1374 г. власти Милана создали за пределами города «чумной дом» для изоляции
больных и подозрительных. В Модене, Венеции, Генуе, Рагузе путешественники
и купцы подвергались изоляции и наблюдению в течение сорока дней
(карантины). В 13—14 вв. в Италии, Германии и других странах было положено
начало санитарному законодательству и городской санитарии.
В крупных портовых городах Европы, куда торговыми судами могли быть
занесены эпидемии, появились особые противоэпидемические учреждения —
изоляторы, обсерваторы, был установлен карантин (дословно «сорока-дневие» —
срок изоляции и наблюдения за судами, их экипажами). В Венеции такой
карантин возник в 1374 г., в Рагузе (Далмация, ныне Дубровник в Югославии)
— в 1377 г., в Марселе — в 1383 г. Правила марсельского карантина требовали
пребывания людей и грузов с подозрительного судна в течение сорока дней «на
воздухе и под солнечным светом». В итальянских портовых городах создавались
специальные органы, на которые возлагались санитарно - полицейские
функции. В 1348 г. в Венеции был организован санитарный совет, в других
итальянских портах появились особые надзиратели — «попечители здоровья».
В 1426 г., также в связи с экономическими интересами средневековых городов,
в них были учреждены должности «городовых физиков» (врачей), выполнявших в
основном противоэпидемические функции. В ряде крупных городов (Париж,
Лондон, Нюрнберг и др.) были опубликованы правила — «регламенты»,
имевшие целью предотвратить занос и распространение заразных болезней. В
связи с задачей предупреждения эпидемий проводились некоторые
общесанитарные мероприятия — удаление падали и нечистот, обеспечение
городов доброкачественной водой.
На Руси, как свидетельствуют летописи и другие источники, мероприятия
по предупреждению заразных заболеваний проводились с давних времен, еще в
период удельной раздробленности. Эти мероприятия продолжали развиваться в
Московском феодальном государстве.
Для предупреждения широко распространенной в Средние века «проказы»
применялись разные меры: изоляция «прокаженных» в лазареты, снабжение
«прокаженных» рогом, трещоткой или колокольчиком для предупреждения
издалека здоровых во избежание соприкосновения; у городских ворот ставили
особых привратников для осмотра и задержки подозрительных на «проказу».
Издавались правила, согласно которым «прокаженным» запрещалось посещать
церкви, мельницы, пекарни, булочные, колодцы, источники. Этот перечень, в
котором на первом месте стоят места скопления людей, на втором — места
изготовления н продажи пищи и источников питьевой воды, ясно говорит о
наличии наблюдений о путях распространения заразных болезней.
В 12—13 вв. был осуществлен ряд мер по организации медико-санитарного
дела. Изданы законоположения, регламентирующие врачебную практику (первое —
указ Роджера Сицилийского в 1140 г. о допуске к врачебной практике лиц,
прошедших соответствующий курс обучения), в конце 12 в. началась
организация в городах гражданских больниц, были открыты первые аптеки (в
1238 г.— в Венеции, в 1300 г.— во Флоренции). В 1241г. Фридрих II издал
указ об установлении государственного контроля и приготовлением
лекарственных средств и хирургической практикой. Органы городского
самоуправления, пользуясь получаемыми городом привилегиями, создавали
врачебные коллегии для надзора за состоянием городов, практикой врачей,
аптекарей, хирургов и акушерок, для проверки знаний претендентов на
врачебную практику в городе независимо от наличия у них университетского
диплома.
Медицина средневековой Европы не была бесплодной. Она накопила большой
опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных
болезней, разработала ряд мер противоэпидемического характера; возникли
больничная помощь, формы организации медпомощи в городах, санитарное
законодательство и т. д. В результате развития экономики созрели условия
для коренных преобразований в сфере идеологии, культуры и естественных
наук, начало которым было положено эпохой Возрождения.
Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века
История средневекового госпиталя охватывает почти тысячелетие. Между
тем на современную больницу с врачами, медицинскими медсестрами, палатами и
некоторой специализацией госпиталь начинает походить разве что с XV века;
более того, вплоть до позднего средневековья (XIV-XV век) далеко не каждый
госпиталь вообще имел какое-либо к медицине. Сам институт госпиталей за
тысячу лет средневековья претерпел существенные трансформации, отчасти
связанные с изменениями в политическом устройстве Европы и ее хозяйственной
жизни, отчасти – с церковными реформами, в свою очередь явившимися
следствием изменений в области идеологии и всего духовного «климата».
Рассматривать госпиталь в средние века как медицинский центр – это не
просто упрощать, а извращать историю. Институт госпиталей в средние века
изначально имел вовсе совсем другие функции, и госпитали, подобные
знаменитому Hotel-Dieu в Париже, где уход за больными действительно играл
существенную роль (которую тем не менее не стоит переоценивать !), являются
скорее исключением, нежели правилом. Госпиталь возник как один из церковных
институтов и был наделен «сакральным» достоинством, играя роль своеобразной
жертвы Господу, поэтому рассматривать его историю необходимо в контексте
всей христианской идеологии, базирующейся на Священном Писании, и шире – в
контексте всей соцкультурной истории средневековья.
Само слово “госпиталь” (происходит от латинских hospes –
гостеприимный, hospitalis – гостеприимство) по меньшей мере до IX века чаще
всего употреблялись применительно к беднякам и путешественникам: «hospitale
pauperum et peregrinorum» - в значении места, где им оказывалась
гостеприимство. Обычаи гостеприимства хорошо были известны «варварским»
народам Европы, но с распространением христианства это понятие приобретает
еще одно важное значение – гостеприимство и помощь по отношению к
нуждающимся, словом, благотворительность. В дохристианских культурах,
типологически предшествовавших латинскому средневековью, - в античной и
германо-кельтской, господствовали идеалы физической силы, молодости и
красоты, а бедность, с необходимостью тяжелого физического труда, равно как
и болезнь, препятствующая реализации жизненных целей и не вписывающаяся в
гармоничное бытие космоса, свидетельствовали о не совершенности человека и
однозначно соотносились с парадигмой отрицательных значений. Бедные,
больные, калеки, дряхлые старики были наименее ценными членами общества,
чем в конечном счете и объясняется отсутствие общественно
санкционированного обычая заботиться о них.
В эпоху христианского средневековья положение вещей принципиально
меняется. Евангельский постулат «блаженны нищие» и неведомая прежде
позитивная оценка физического труда и бедности явились тем совершенно
новым, «революционным» элементом идеологии, который в значительной мере
повлиял на всю социальную рефлексию последующих столетий и вызвал к жизни
феномен каритативной (от лат. – caritas – любовь к ближнему, милосердие)
деятельности по отношению к бедным, ставшим существенным элементом
социальной и духовной жизни общества. Любовь к ближнему и
благотворительность были одним из основных требований, предъявляемых
церковью к благочестивым христианам.
Жития святых, чудесные истории и проповеди учили: голодных – кормить,
раздетых – одевать, пленных – выкупать, больных утешать и окружать заботой,
странникам – давать кров и пищу. Добрые дела во имя веры и любви к ближнему
рассматривались как средство искупить собственные грехи и обрести спасение
души, ибо, как учил Христос, «если хочешь быть совершенным; пойди, продай
имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и
приходи, и следуй за Мной» (Матф. 19, 21). Но христиниазация, глубоко
изменившая мироотношение человека, и религиозно-этическое оправдание, даже
превознесение бедности и страданий, тем не менее не означали мгновенного
перелома в общественном сознании и отказа от прежних социальных установок,
поэтому в раннее средневековье (V-X/XI века) мирская благотворительность
очень часто носила характер символический характер и выражалась главным
образом в публичной раздаче милостыни и дарениях в пользу церкви и
монастырей.
Основная забота о бедных осуществлялась по инициативе церкви. Уже с V
века согласно папским предписаниям церковь выделяла для призрения бедных
четверть своих доходов. С начала VI века во всех церквах Галлии, которая
была оплотом христианства в заселенных германцами областях, стали
составлять специальные списки тех, кто нуждается в постоянной материальной
помощи («matriculae pauperum»), прежде всего инвалидов. Тогда же в Западной
Европе распространяется возникший на христианском Востоке институт
дъяконата, основным направлением деятельности которого была забота о бедных
и больных. Посещать больных и умирающих вменяется в обязанность и
священникам. Епископы в свою очередь должны были осуществлять верховное
руководство каритативной деятельности церкви в своих епархиях,
организовывать закупки зерна и создавать запасы на случай голода, в их
компетенцию входило также создание госпиталей[1].
Госпитали стали одной из первых институционализированных форм
каритативной деятельности церкви. Идея их создания, как и институт
дъяконата, пришла из Византии. Там подобные учреждения возникают уже при
императоре Константине (IV век) в Константинополе и Кесарии. На латинском
Западе первые госпитали при епископских кафедральных соборах (к этому типу
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12