| |
|Министерство здравоохранения и Медицинской Промышленности РФ |
|ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ |
|МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
|КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ |
|зав. кафедрой, профессор Маркина Л.Д. |
|КУРСОВАЯ РАБОТА |
|ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО |
|СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 2-ГО |
|КУРСА ВГМУ В КОНЦЕ |
|И НАЧАЛЕ СЕМЕСТРА. |
|ВЫПОЛНИЛ: |
|РУКОВОДИТЕЛЬ: |
|д. м. н., |
|профессор, |
|член – корр. МАНВШ |
|Л.Д. Маркина |
|г. Владивосток, |
|2000 год |
I. Введение.
Здоровье человека – одна из наиболее сложных комплексных проблем, которая
по праву является главной задачей современной науки о человеке, т. к.
здоровье населения определяет состояние общества и государства в целом.
Поскольку здоровье формируется в результате взаимодействия экзогенных (пол,
возраст, наследственность, раса, конституция, тип нервной системы)
факторов, значимость валеологических исследований, особенно среди детей,
подростков, очевидна.
В связи с этим для оценки уровня здоровья и разработки мер реабилитации
чрезвычайно важное значение имеет выявление факторов риска с известной
неблагоприятной для организма направленностью, где наряду с
наследственностью значительную роль играют алкоголизация родителей, курение
во время беременности матери, избыточная масса тела, повышение АД,
загрязнение окружающей среды, гиподинамия и пр. У студентов к ним
добавляются неправильный режим питания, большие нагрузки, неудачно
составленное расписание занятий, длительные стрессы в сессионный период.
Вследствие того, что здоровье студентов является необходимым условием
учебной деятельности в вузе, а значит и высокой профессиональной
пригодности, исследования здоровья студенческого контингента в современных
условиях повсеместного ухудшения уровня жизни приобретают особую
актуальность.
Целью настоящей работы явилась оценка динамики адаптационного состояния
студентов 2 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического
факультетов в конце и начале семестра.
Для выполнения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Выявить % студентов (начало и конец семестра) в состоянии: здоровье,
донозологическое, предболезнь и болезнь, по 4 группам
2. Сравнить изменение адаптационного состояния у юношей и девушек в конце и
начале семестра.
3. Сравнить динамику адаптационного состояния студентов разных факультетов.
4. Сопоставить результаты оценки здоровья индивида методом анкетирования с
типом адаптационной реакции и уровнем реактивности организма.
II. Обзор литературы.
Адаптация студента при поступлении в вуз представляет собой сложный
многоуровневый социально-психологический процесс и сопровождается
значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма,
поэтому проблема изучения адаптационных возможностей студентов является
очень актуальной. В ранее написанных работах (Е. В. Власенко, С. Н.
Павлинич, С. А. Сергеев) проводилась сравнительная оценка адаптационных
возможностей студентов 2 – го и 5 – го курсов ВГМУ, при этом было
установлено, что студенты 5 – го курса являются более адаптированными по
сравнению с второкурсниками. Е. А. Картинова, М. А. Горовенко, А. Н.
Кутукова изучали влияние малых доз элеутерококка на психофизическое
состояние студентов. Исследования проводились на 20 студентах ВГМУ в
возрасте от 17 до 23 лет. Результаты проведенного исследования
свидетельствовали о том, что малые дозы элеутерококка благотворно влияют на
ПФ состояние студентов, способствуют переходу организма из реакции стресса
в реакцию тренировки и активации. Изучение же типа адаптационной реакции
(АР) и УР организма отдельно взятого студента не затрагивалось в выше
перечисленных работах. Это довольно интересная проблема и явилась целью
настоящего исследования.
Живой организм реагирует на факторы внешней и внутренней среды. Для
организма реакция – это один из основных путей поддержания гомеостаза –
относительного, динамического постоянства внутренней среды. Есть в
организме и другой путь сохранения гомеостаза: отсутствие реакций, несмотря
на изменение действующих факторов. Этот путь называется ареактивностью.
Разные функциональные состояния организма связаны с развитием различных
общих реакций или различных состояний ареактивности, которые отличаются
друг от друга по комплексу характеристик в организме и его подсистемах.
Наиболее широко известна реакция стресс, открытая Г. Селье как реакция,
развивающаяся на действие разных по качеству, но сильных неадекватных
раздражителей.
Реакция стресс – первая обнаруженная общая неспецифическая адаптационная
реакция. Развитие стресса является неспецифической основой болезней XX века
как соматических, так и психологических. Изучение стресса вооружило
медицину теорией, позволяющей более глубоко проникать в механизмы болезней
и обосновать некоторые виды лечения. Но, вместе с тем, появилась тенденция
распространять понятие «стресс» на реакции, вызываемые раздражителями любой
силы, а не только сильными.
Между тем, характер изменений в организме при стрессе свидетельствует о
том, что эта реакция может быть приспособительной только по отношению к
сильным раздражителям. Наряду с элементами защиты, при стрессе имеют место
и элементы повреждения. Но ценой повреждения целесообразно
приспосабливаться только по отношению к сильному раздражителю, который
может угрожать жизни. В то же время по отношению к раздражителям слабой или
средней силы такой путь приспособления биологически нецелесообразен и
поэтому не мог закрепиться в процессе эволюции.
Реакции, которые в процессе эволюции сформировались в ответ на действие
адекватных, относительно слабых (реакция тренировки) и средних (реакция
активации) раздражителей были открыты позднее как антистрессорные реакции
(Л. Х. Гаркави, 1969; Е. Б. Квакина, М. А. Уколова, 1969).Реакция
тренировки и активации, подразделенная на спокойную и повышенную,
характеризуется изменениями, отличными как от реакции стресса, так и друг
от друга. По своим качественным и количественным признакам они близки к
различным вариантам нормы (открытие №158, 1975, Л. Х. Гаркави, М, А,
Уколова, Е. Б. Квакина).
В дальнейшем была обнаружена периодическая закономерность, объединяющая
качественно различные адаптационные реакции: повторяемость одноименных
реакций в зависимости от абсолютной величины (силы, дозы) действующих
раздражителей (Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, 1975 – 1997).
Общее, что характеризует действие самых различных по качеству (специфике)
раздражителей, - это количество, определяемое как степень биологической
активности живого. Раздражителям, разным по качеству, может быть присуща
одна и та же степень биологической активности (одно и то же количество), а
раздражителям, одинаковым по качеству – разная степень биологической
активности (разное количество). Тогда каждая из реакций будет универсальной
для целой серии раздражителей, разных по качеству, но одинаковых по силе.
Однако, предоставление о чисто количественном пути приспособления также
Страницы: 1, 2, 3, 4