Рефераты. Изменения второго курса ВГМУ в конце и начале семестра и функционального состояния студентов

Изменения второго курса ВГМУ в конце и начале семестра и функционального состояния студентов

| |

|Министерство здравоохранения и Медицинской Промышленности РФ |

| |

| |

|ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ |

|МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |

| |

| |

|КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ |

|зав. кафедрой, профессор Маркина Л.Д. |

| |

| |

|КУРСОВАЯ РАБОТА |

| |

| |

| |

|ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО |

|СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ 2-ГО |

|КУРСА ВГМУ В КОНЦЕ |

|И НАЧАЛЕ СЕМЕСТРА. |

| |

| |

| |

| |

|ВЫПОЛНИЛ: |

| |

| |

| |

| |

| |

|РУКОВОДИТЕЛЬ: |

|д. м. н., |

|профессор, |

|член – корр. МАНВШ |

|Л.Д. Маркина |

| |

| |

| |

|г. Владивосток, |

|2000 год |

I. Введение.

Здоровье человека – одна из наиболее сложных комплексных проблем, которая

по праву является главной задачей современной науки о человеке, т. к.

здоровье населения определяет состояние общества и государства в целом.

Поскольку здоровье формируется в результате взаимодействия экзогенных (пол,

возраст, наследственность, раса, конституция, тип нервной системы)

факторов, значимость валеологических исследований, особенно среди детей,

подростков, очевидна.

В связи с этим для оценки уровня здоровья и разработки мер реабилитации

чрезвычайно важное значение имеет выявление факторов риска с известной

неблагоприятной для организма направленностью, где наряду с

наследственностью значительную роль играют алкоголизация родителей, курение

во время беременности матери, избыточная масса тела, повышение АД,

загрязнение окружающей среды, гиподинамия и пр. У студентов к ним

добавляются неправильный режим питания, большие нагрузки, неудачно

составленное расписание занятий, длительные стрессы в сессионный период.

Вследствие того, что здоровье студентов является необходимым условием

учебной деятельности в вузе, а значит и высокой профессиональной

пригодности, исследования здоровья студенческого контингента в современных

условиях повсеместного ухудшения уровня жизни приобретают особую

актуальность.

Целью настоящей работы явилась оценка динамики адаптационного состояния

студентов 2 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического

факультетов в конце и начале семестра.

Для выполнения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Выявить % студентов (начало и конец семестра) в состоянии: здоровье,

донозологическое, предболезнь и болезнь, по 4 группам

2. Сравнить изменение адаптационного состояния у юношей и девушек в конце и

начале семестра.

3. Сравнить динамику адаптационного состояния студентов разных факультетов.

4. Сопоставить результаты оценки здоровья индивида методом анкетирования с

типом адаптационной реакции и уровнем реактивности организма.

II. Обзор литературы.

Адаптация студента при поступлении в вуз представляет собой сложный

многоуровневый социально-психологический процесс и сопровождается

значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма,

поэтому проблема изучения адаптационных возможностей студентов является

очень актуальной. В ранее написанных работах (Е. В. Власенко, С. Н.

Павлинич, С. А. Сергеев) проводилась сравнительная оценка адаптационных

возможностей студентов 2 – го и 5 – го курсов ВГМУ, при этом было

установлено, что студенты 5 – го курса являются более адаптированными по

сравнению с второкурсниками. Е. А. Картинова, М. А. Горовенко, А. Н.

Кутукова изучали влияние малых доз элеутерококка на психофизическое

состояние студентов. Исследования проводились на 20 студентах ВГМУ в

возрасте от 17 до 23 лет. Результаты проведенного исследования

свидетельствовали о том, что малые дозы элеутерококка благотворно влияют на

ПФ состояние студентов, способствуют переходу организма из реакции стресса

в реакцию тренировки и активации. Изучение же типа адаптационной реакции

(АР) и УР организма отдельно взятого студента не затрагивалось в выше

перечисленных работах. Это довольно интересная проблема и явилась целью

настоящего исследования.

Живой организм реагирует на факторы внешней и внутренней среды. Для

организма реакция – это один из основных путей поддержания гомеостаза –

относительного, динамического постоянства внутренней среды. Есть в

организме и другой путь сохранения гомеостаза: отсутствие реакций, несмотря

на изменение действующих факторов. Этот путь называется ареактивностью.

Разные функциональные состояния организма связаны с развитием различных

общих реакций или различных состояний ареактивности, которые отличаются

друг от друга по комплексу характеристик в организме и его подсистемах.

Наиболее широко известна реакция стресс, открытая Г. Селье как реакция,

развивающаяся на действие разных по качеству, но сильных неадекватных

раздражителей.

Реакция стресс – первая обнаруженная общая неспецифическая адаптационная

реакция. Развитие стресса является неспецифической основой болезней XX века

как соматических, так и психологических. Изучение стресса вооружило

медицину теорией, позволяющей более глубоко проникать в механизмы болезней

и обосновать некоторые виды лечения. Но, вместе с тем, появилась тенденция

распространять понятие «стресс» на реакции, вызываемые раздражителями любой

силы, а не только сильными.

Между тем, характер изменений в организме при стрессе свидетельствует о

том, что эта реакция может быть приспособительной только по отношению к

сильным раздражителям. Наряду с элементами защиты, при стрессе имеют место

и элементы повреждения. Но ценой повреждения целесообразно

приспосабливаться только по отношению к сильному раздражителю, который

может угрожать жизни. В то же время по отношению к раздражителям слабой или

средней силы такой путь приспособления биологически нецелесообразен и

поэтому не мог закрепиться в процессе эволюции.

Реакции, которые в процессе эволюции сформировались в ответ на действие

адекватных, относительно слабых (реакция тренировки) и средних (реакция

активации) раздражителей были открыты позднее как антистрессорные реакции

(Л. Х. Гаркави, 1969; Е. Б. Квакина, М. А. Уколова, 1969).Реакция

тренировки и активации, подразделенная на спокойную и повышенную,

характеризуется изменениями, отличными как от реакции стресса, так и друг

от друга. По своим качественным и количественным признакам они близки к

различным вариантам нормы (открытие №158, 1975, Л. Х. Гаркави, М, А,

Уколова, Е. Б. Квакина).

В дальнейшем была обнаружена периодическая закономерность, объединяющая

качественно различные адаптационные реакции: повторяемость одноименных

реакций в зависимости от абсолютной величины (силы, дозы) действующих

раздражителей (Л. Х. Гаркави, Е. Б. Квакина, 1975 – 1997).

Общее, что характеризует действие самых различных по качеству (специфике)

раздражителей, - это количество, определяемое как степень биологической

активности живого. Раздражителям, разным по качеству, может быть присуща

одна и та же степень биологической активности (одно и то же количество), а

раздражителям, одинаковым по качеству – разная степень биологической

активности (разное количество). Тогда каждая из реакций будет универсальной

для целой серии раздражителей, разных по качеству, но одинаковых по силе.

Однако, предоставление о чисто количественном пути приспособления также

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.