держащих артикуляторно и акустически далекие звуки допусти-
ли 9.09% ошибок, в отличие от детей с общим недоразвитием ре-
чи, которые не сделали ни одной ошибки в словах, отли-
чающихся этим признаком, Я думаю, что в первую очередь, это
можно объяснить тем, что у детей с задержкой психического раз-
вития в силу пониженной познавательной активности обеднен
словарный запас, как активный, так и пассивный, и эти до-
школьники не знают значений некоторых слов предлагаемых
экспериментатором и, зачастую, делают выбор картинок случайным. У 30% детей
с задержкой психического развития, либо в заменах звуков на слоги (пример„
в слове "бусы" - первый звук ("бу") '- 40% дети с общим недоразвитием речи
и 45% с задержкой психического развития (таблица 4).
Выделение последнего звука в словах не вызвало затруднений в 12.72%
случаев у детей с общими речевыми нарушениями
и 'в 19.92% случаев у детей с задержкой развития. Все допускали
ошибки при анализе слова "рама", "бусы", "кошка", "крыло", за-
меняя гласные звуки, стоящие в конце слов па слоги (например,
"кошка" - последний звук "ка"), что свидетельствует о несфор-
мированности у детей обеих категорий понятий "звук" и "слог".
15 % детей с общим недоразвитием и 10% детей с задержкой психического
развития при определении первого и послед-
него звука в слове выделяли исключительно слоги.
Характеристика ошибок по определению Таблица 4.
|Характер |Общее недоразвитие речи |Задержка психического |
|ошибок | |развития |
| |Количество |Показатель |Количество |Показатель |
| |детей |% |детей |% |
|Выделение | 8 | 40 | 9 | 45 |
|слога вместо | | | | |
|1-го звука | | | | |
|Выделение | 10 | 50 | 10 | 50 |
|последнего | | | | |
|звука | | | | |
|Замена | 5 | 25 | 6 | 30 |
|выделяемого | | | | |
|на другой | | | | |
Практически всегда приходилось прибегать к интонационному выделению звуков,
для более упрощенного их определения, и тем не менее это всегда помогало.
Анализ этой серии задания показал, что дети с задержкой
психического развития чуть лучше выделяют первый и последний звук в слове,
но разница эта незначительная, на мой взгляд.
Максимальную сложность для выполнения представил пол-
ный, анализ слов т.е. определение последовательности и коли-
чества звуков (3-я серия задания). Причем большинство ошибок
имело место при определении последовательности звуков в сло-
вах - 25% у детей с общим недоразвитием речи и 25% с задержкой
развития.
25% детей с общим речевым недоразвитием и столько же
испытуемых другой категории детей вовсе не смогли справиться
с заданием (называли все звуки наугад или слоги).
Характерной ошибкой для обеих категорий детей явилось
пропуск гласных звуков (пример, в слове "дом" 1-й звук '"д", 2-ой
звук "м"). Эта ошибка встречалась при анализе слов у всех испы-
туемых. При анализе слова "кошка" дети опускали согласную
"Ш" или "К" в середине слова. Еще одной характерной ошибкой
было перечисление слогов вместо звуков (пример„"луна" 1-ый
звук "лу", 2-ой "на"). Такая ошибка встречалась у 20% детей с
общим недоразвитием речи и 15% детей с задержкой психиче-
ского развития.
При определении количества звуков тоже соответственно,
допускалось, множество ошибок. Если ребенок слово "дом" раз-
ложил на звуки "д" и "м", то количество звуков будет им опреде-
лено ошибочно. Но зачастую, дети число звуков определяли на
угад пример, слово "сыр" разложили на звуки "с", "р", на вопрос
, о количестве звуков в этом слове отвечали: "три".
Проанализировать односложное слово, разложить его на
звуки и определить их число было доступно 10% детей с общим
недоразвитием речи и 15% с задержкой психического развития,
двухсложные слава без стечения согласных 5% детей каждой ка-
тегории двухсложное слово со стечением не смог проанализиро-
вать никто.
Почти все дети с задержкой психического развития с появ-
лением сложностей при выполнении задания замолкают или по-
вторяют названный ими звук, т.е. иначе говоря эти дети не вла-
деют способами звукового анализа и столкнувшись с трудностя-
ми они становятся беспомощны.
У детей с общим недоразвитием речи невозможность определить
последовательность и количество звуков в словах являет-
ся, следствием отставания в развитии аналитико-синтетической
деятельности мозга.
3-я серия задания - определение местоположения звука по
отношению к другим звукам предполагалось в двух вариантах на
материале картинок (т.е. при участии зрительного и слухового
восприятия) и со слов.
Оценка выполнения этой серии задания у детей с общим
недоразвитием речи - 1, у детей с задержкой психического развития -О. Хуже
с выполнением этой серии справились дети с задержкой психического развития.
Большую трудность представляло определение местополо-
жения звука со слов экспериментатора и чуть легче и точнее дети
определяли место звука в слове имея наглядный материал, т.к.
при этом детям не нужно удерживать в памяти слово, посмотрев
на картинку они его легко вспомнят. Сложность здесь представлял
непосредственно сам фонематический анализ данного слова:
вычленение заданного звука из слова, определение его места в
слове ~начало, середина, конец). Но и здесь было допущено не-
мало ошибок, т.к. результаты исследования указывают на недо-
статочный уровень сформированности элементарных форм фо-
нематического анализа.
Лишь 5% детей с общим недоразвитием речи безошибочно
смогли определить местоположение звука в слове на материале
картинок. Остальные 95% детей в полном объеме с этим задани-
ем не справились (таблица 5).
К
2
Определение местоположение звука в слове. Таблица 5.
|Речевой |Местопол|ОНР |Показатель%| ЗПР |Показатель |
|материал|ожение |количество | |количество |% |
| |звуков в|правильных | | | |
| |слове |ответов | | | |
|Картинки|Начало |6 |9.99 |2 |3.33 |
| |Середина|3 |4.99 |3 |4.99 |
| |Конец |6 |9.99 |4 |6.66 |
|Слова |Начало |5 |8.33 |3 |4.99 |
| |Середина|3 |4.99 |2 |3.33 |
| |Конец |4 |6.66 |2 |3.33 |
Дети с общим недоразвитием речи правильно определили
местоположение звука в начале слова на материале картинок в
9.99'Ъ случаев, это самый хороший результат в выполнении этой
серии заданий. В свою очередь, дети с задержкой психического
развития здесь же имеют правильные ответы в 3.33% случаев
(начало слова) и 6.66% случаев (конец слова).
Процент правильного определения места звука в середине
слова у обеих категорий детей 4.99%
Определение местоположения звука в слове на материале
слов дало меньшее число правильных ответов. Правильное опре-
деление испытуемыми с общим речевым недоразвитием речи в
начале слова составило 3.33%, в конце 6.66% у дошкольников
другой категории соответственно 4.99% и 3.33.
Как видно из таблицы детям с задержкой психического раз-
вития одинаково трудно определить место звука в слове, используя наглядный
материал или опираясь только на слуховое вос-
приятие. Все это является следствием дефицитарности высших
корковых функций, слабости процессов мышления и мнести-
ческой деятельности.
Анализ результатов исследования фонематического анализа
свидетельствует о резком недоразвитии у детей с общим недо-
развитием речи и задержкой психического развития языкового
анализа на уровне слова.
Причем количество ошибок, допускаемых детьми, было
прямо связано со сложностью задания.
Ш.2 АНАЛИЗ-СИНТЕЗ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗВУКО-
ВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖ-
КОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Исследование фонематических функций включало в себя
исследование фонематического синтеза слов. Дети должны были
синтезировать из звуков слова (односложные и двухсложные).
5% детей с общим недоразвитием речи безошибочно соста-
вили все слова из данных звуков. Такой же процент правильного
выполнения задания и среди детей с ЗПР.
Не справились полностью с выполнением этого задания
10% детей с общим недоразвитием речи и 10%, с задержкой пси-хического
развития. Этот процент детей либо назвал слова на-
угад, никак не соотносятся с данными звуками, либо вообще ни-
чего не могли сказать. Нередко при синтезе звуков дошкольники
получали совершенно другие слова пример, "папа" вместо
"лапа", "утка" вместо "рука". Эта ошибка встречалась у 15% де-
тей с общим недоразвитием речи и у 25% среди детей с задерж-
кой психического развития. У 10% детей с общим недоразвитием
речи имело место перестановка слогов в двухсложном слове
(например, "рука", дети называют "кару"). 40% детей с общим
недоразвитием речи смогли произнести синтез односложных и
30% двухсложных слов, дети другой категории соответственно: 25%
25%2525псры и 25%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14