СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
по сестринскому делу на тему
Биомедицинская этика
(этика и деонтология в работе медицинской сестры)
Выполнила студентка ЗФВМСО
группы 59-04
Слесарева С.В.
Томск
2001
Содержание:
|Становление биомедицинской этики |3 |
|Характеристика деятельности медицинской сестры |12 |
|Отношения: медсестра - пациент |15 |
|Психотерапевтическая роль медсестры |16 |
|Вербальный способ общения |19 |
|Функции общения |23 |
|Инвазивные методы в практике медсестры |27 |
|Список использованной литературы |32 |
| | |
Становление биомедицинской этики
Первые прогрессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из
глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание
жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и
справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным,
доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять
самообладания. Обязанности врача заключаются в постоянной заботе об
улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен
отстаивать жизнь и здоровье больного.
Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко
представлена в клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных врачей
древности была направлена против стяжателей, шарлатанов, вымогателей,
стремящихся нажиться за счет больного человека. Клятва Гиппократа оказала
большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Впоследствии
студенты, оканчивающие медицинские учебные заведения, подписывали
«факультетское обещание», в основу которого были положены нравственные
заповеди Гиппократа.
Характерной особенностью развития медицинской этики в эпоху
капитализма является скрупулезная детализация норм поведения медицинских
работников. Так, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе,
утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых
уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача,
сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.
В капиталистических странах медицина по существу превращена в объект
торговли, где медицинский работник выступает в качестве предпринимателя. С
развитием империализма медицинская этика в капиталистических странах
становится еще более реакционной в связи с применением новых средств
уничтожения людей, оставляющих тяжелые последствия в будущем (удушающие
газы, атомная бомба, напалм, бактериологическое оружие и др.). Небывалого
масштаба достигли геноцид и расовая дискриминация. Важно отметить, что во
все эти античеловеческие мероприятия вовлекаются медицинские работники.
Медицинская промышленность принимает монополистический характер.
Медицинская этика по существу вырождается в корпоративную мораль
медицинских обществ, в центре внимания которых стоят интересы
частнопрактикующих медицинских работников.
Профессионально-корпоративные организации медицинских работников
активно действовали и во многих губерниях России в XIX—начале XX вв. и
имели свои кодексы.
Многие выдающиеся отечественные медики оказали большое влияние на
развитие медицинской этики в нашей стране. Так, М. Я. Мудров считал, что
нужно воспитывать медицинских работников в духе гуманизма, честности и
бескорыстия. Он писал, что приобретение врачебной профессии должно быть
делом не случая, а призвания. Вопросы медицинской этики получили дальнейшее
развитие в трудах Н.И. Пирогова, С. П. Боткина, И. П. Павлова и многих
других ученых. Развитие революционно-демократических идей в России в начале
XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской этики. Это касалось
понимания врачебного долга. Врач—общественный деятель, по словам В. В.
Вересаева, должен не только указывать, он должен бороться и искать пути,
как провести свои указания в жизнь.
Великий древнегреческий врач Гиппократ утверждал: "Искусство медицины
включает три вещи: врача, болезнь и больного". За 2500 лет, прошедших со
времен Гиппократа, к 3 названным им слагаемым медицины добавилось 4-е —
медсестра.
"Врач — служитель искусства и больной должен бороться с болезнью с
самого ее начала на стороне врача", — считал Гиппократ. Очевидно, что и
медсестра вправе ожидать, чтобы больной видел в ней своего союзника в
борьбе за здоровье.
Историко-этимологический анализ древнерусского (славянского) слова
"врачь" свидетельствует, что так называли людей, умеющих "врать", т. е.
заговаривать боль, колдовать, предсказывать судьбу.
В современном русском языке врачом называют человека, окончившего
высшее медицинское учебное заведение. После введения высшего сестринского
образования адекватного названия новой профессии еще не придумали. В связи
с тем что на факультетах высшего сестринского образования стали в первую
очередь готовить руководителей, организаторов сестринских служб, пока
ограничились заимствованием из английского термина "менеджер сестринского
дела".
В статье 54 "Основ законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан" (1993) указывается, что право на занятие медицинской и
фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие медицинское и
фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание
(выделено мной, — М. Я.), а на занятие определенными видами деятельности,
перечень которых устанавливается Минздравмедпромом РФ, — также сертификат
специальности и лицензию.
В "Основах законодательства" имеется также статья 60 "Клятва врача",
гласящая: "Лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения РФ и
получившие диплом врача, дают Клятву врача. Текст Клятвы врача утверждается
Верховным Советом Российской Федерации. Врачи за нарушение Клятвы врача
несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации".
Следует сразу отметить, что в указанных статьях ни слова не говорится
о медсестрах, несмотря на то, что в 1993 г., когда утверждались "Основы
законодательства РФ об охране здоровья граждан", факультеты высшего
сестринского образования уже существовали в России.
Клятва врача — моральное обязательство, принимаемое перед
государством. Во времена Гиппократа клялись перед богами: "Клянусь
Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями,
призывая их в свидетели...".
В 1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане впервые давали
"Клятву Флоренс Найтингейл", названную именем основоположницы научного
сестринского дела. Ее текст был сформулирован комитетом под
председательством медсестры Листры Гриттер. В клятве говорилось: "Перед
Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь,
исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.
Я буду воздерживаться от всего вредного и пагубного и никогда
сознательно не использую и не назначу лекарство, которое может причинить
вред. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень
моей профессии. Я буду держать в тайне всю личную информацию, которая
окажется в моем распоряжении во время работы с пациентом и его родными.
Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной
заботе о благополучии всех вверенных мне пациентов".
Если сравнить текст этой клятвы с Клятвой Гиппократа, то нетрудно
обнаружить много схожего. В этом нет ничего удивительного. Точно так же
схожи по сути клятвы врачей Древней Индии и средневековые факультетские
обещания. Присяга врача Российской империи и Женевская декларация Всемирной
медицинской ассоциации, которая гласит: "Здоровье моего пациента — моя
первейшая забота". Так было во все времена, сколько существует медицина.
Этический кодекс врачей Древнего Тибета, изложенный в трактате "Жуд-
ши", переведенный на русский язык в конце прошлого века врачом П.
Бадмаевым, выдвигал следующие положения. "Традиции врачебного сословия
требуют соблюдения 6 условий: 1) быть способным к врачебной деятельности;
2) быть гуманным; 3) понимать свои обязанности; 4) быть приятным для
больных и не отталкивать их своим обхождением; 5) быть старательным; 6)
быть ознакомленным с науками".
Эти требования в одинаковой степени могут быть предъявлены и врачу, и
медсестре, и в конце 20 века они столь же значимы, как и 2000—3000 лет
назад.
В настоящее время в России работает более 800 000 врачей 81
специальности (по номенклатуре Минздравмедпрома РФ). Остаются верными слова
Гиппократа о том, что "многие себя называют врачами, но немногие ими
являются в действительности... Лучшие из врачей те, которые причиняют
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10