Переезд как самостоятельный вид автомобильной травмы встречается редко
и исключительно в случаях, когда пострадавший перед происшествием находится
в горизонтальном положении на дороге. Значительно чаще переезды наблюдаются
в сочетании с другими видами автомобильной травмы. В этих случаях принято
говорить о комбинированных видах автомобильной травмы. Особенно часто
переезды наблюдаются в сочетании с травмой от столкновения автомобиля с
пешеходом и травмой от выпадения из движущегося автомобиля. В подобных
случаях переезд колесами автомобиля является конечной фазой травмы.[14]
Повреждения, возникающие у погибших в результате переезда колесами
автомобиля, в большинстве случаев сочетанные, множественные и всегда
значительные и тяжелые. Их преимущественной локализацией является грудная
клетка, области живота и таза. Смертность при травме от переезда очень
высока.
Механизм травмы при переезде человека колесом автомобиля является
сложным и во многом зависит от конструктивных особенностей и вида
автомобиля, импульса его движения, массы, радиуса колеса, свойств почвы и
предмета, способности их к сжатию, веса тела жертвы, коэффициента трения и
многих других условий.[15]
Механизм травмы от переезда колесами состоит из нескольких
последовательно наступающих фаз. Количество последних зависит от того,
является ли переезд самостоятельным видом автотравмы или же составной
частью какого-либо комбинированного вида автомобильной травмы.
Непосредственный переезд возможен лишь в момент, когда жертва будет
находиться на дороге перед движущимся колесом в горизонтальном положении.
Сам по себе переезд может быть полным – колесо полностью перекатывается
через тело жертвы, и неполным – колесо въезжает и останавливается в
определенной точке на теле.
При непосредственном переезде наблюдается следующие фазы. Первоначально
тело жертвы, находясь в горизонтальном положении, получает удар движущимся
колесом. Вслед за этим колесо на некотором расстоянии протаскивает тело,
иногда перекатывает его или отталкивает и лишь затем переезжает и
сдавливает.
При переезде возникают весьма разнообразные повреждения, как по своему
характеру, так и по локализации. Каждой фазе переезда присущи свои
повреждения.
Характеристика повреждений. Кожные повреждения при переезде часто
малозначительны и не соответствуют повреждениям внутренних органов и
костей, которые всегда более обширны, распространеннее и тяжелее. Следы на
коже и повреждения мягких тканей, образующиеся при переезде, могут быть
специфическими, характерными и нехарактерными для переезда. К специфическим
следам и повреждениям кожи относятся отпечатки рельефа протектора колеса.
Они могут быть позитивными, отображающими рисунок выступающих частей
протектора, и негативными, отображающими рисунок углублений протектора.
Позитивные отпечатки на коже могут проявляться либо в виде наслоения
различных веществ – пыли, грязи, краски, либо в виде ссадин и
кровоподтеков. Их происхождение связано с трением выступающих частей
протектора о кожу. Механизм возникновения негативных отпечатков протектора
на коже заключается в следующем. В момент переезда колесом той или иной
области тела выпуклые участки протектора оказывают давление на
соприкасающуюся с ними кожу. Вследствие этого находящаяся в сосудах
сдавливаемой кожи кровь резко вытесняется к несдавливаемым участкам,
которые соответствуют углубленным частям протектора. На этих участках в
результате переполнения сосудов выдавленной кровью внутрисосудистое
давление возрастает, и стенки сосуда разрываются, вследствие чего под кожей
образуются кровоизлияния.[16]
Для подтверждения факта переезда колесом автомобиля большое значение
имеют повреждения, возникающие в фазе перетаскивания и непосредственного
переезда колесом, объединенные в группу характерных для этого вида
травмы:1) ссадины кожи от волочения; 2) широкие ссадины; 3) разрывы кожи от
ее перерастяжения; 4) отслоение кожи от подкожножировой клетчатки и
апоневроза (апоневроз – соединительнотканная пластинка, с помощью которой
фиксируются мышцы) с образованием полостей, заполненных кровью; 5)
отпечатки ткани и частей одежды на коже в виде кровоподтеков или
пергаментных пятен. Указанные повреждения отнесены не к специфическим, а к
характерным потому, что они встречаются не только при переездах колесом
автомобиля, но и при других травмах.
Ссадины кожи от волочения представляют собой множественные параллельно
расположенные, линейные, поверхностные царапины, более широкие и глубокие в
месте своего начала и узкие и менее глубокие у своего окончания. Если
смерть наступает быстро, то в результате процесса обезвоживания и
подсыхания кожи отмеченные ссадины пергаментируются и приобретают бурую
окраску. Если период времени между травмой и моментом смерти более
продолжителен, то покрывающая ссадину лимфа подсыхает, образуя нежные,
буровато-желтые возвышающиеся корочки. Локализация ссадин кожи от волочения
самая разнообразная. Более часто они образуются на открытых и обнаженных
частях тела – на лице и верхних конечностях.
Кроме описанных специфических и характерных повреждений, при переезде
колесом машины через тело часто возникают повреждения, нехарактерные для
автомобильной травмы. Среди них преобладают ссадины в сочетании с
кровоподтеками и ранами. Среди последних преобладают ушибленные, ушибленно-
рваные и скальпированные раны с локализацией в области лица, головы, нижних
конечностей и таза. Рваные раны образуются в местах костных выступов от
перерастяжения кожи, особенно часто в области гребня подвздошной кости, на
груди, в области ключиц и в других местах.
Характер и локализация повреждений грудной клетки определяются силой
сдавления, направлением ее действия, положением жертвы в момент
соприкосновения с колесом, а также площадью соприкосновения колеса с телом.
Величина этой площади определяется не только шириной баллона, но и
направлением его движения. Когда колесо переезжает в строго
перпендикулярном по отношению к длинной оси тела направлении, число
повреждений меньше, чем при переезде тела в косом или продольном
направлении.
Для переезда грудной клетки и живота характерно возникновение
малозначительных повреждений кожи и мягких тканей и обширных,
множественных, тяжелых повреждений костного скелета и внутренних органов.
Переломы ребер наблюдаются в подавляющем большинстве случаев переезда
грудной клетки колесами. В происхождении переломов ребер имеют значение два
механизма – удар и сдавление колесом. Наиболее характерными признаками
повреждений ребер при переезде являются следующие:
закрытый характер повреждений;
значительное число переломов, преимущественно V-VIII ребер, выдающихся
наружу;
преимущественно двустороннее их расположение;
множественность переломов на протяжении реберной дуги по двум и более
анатомическим линиям;
сочетание разных по механизму переломов – от удара и сдавления;
более значительные переломы на стороне грудной клетки, на которую колесо
въезжает, чем на противоположной;
изменение конфигурации грудной клетки – ее деформация, обусловленная
значительными переломами ребер и др.[17]
При переезде грудной клетки переломам ребер постоянно сопутствуют
повреждения ключиц, лопаток, грудины, остистых отростков и тел позвонков.
Переломы указанных костей, за исключением остистых отростков позвонков,
ничего характерного не представляют. Их частота, характер и локализация
самые различные, а механизм возникновения связан с давлением колеса.
Переломы ключиц редки. Они, как правило, закрытые, локализуются в средней
ее части, обычно в косом направлении и реже бывают оскольчатыми.
Автомобильная травма нередко сопровождается множественными переломами
таза, приводящими к нарушению целости тазового кольца.[18] Переезд таза
колесом автомобиля может произойти лишь при положении пострадавшего на
животе или спине и исключается при положении его на боку. Переломы костей
таза при переезде возникают от удара вращающимся колесом и главным образом
от сдавления.
В месте удара и въезда колесо затрачивает наибольшую энергию для
преодоления препятствия. В связи с этим на этой стороне образуются более
обширные повреждения мягких тканей и костей, чем на противоположной стороне
таза, с которой колесо скатывается. Колесо может переезжать таз в различных
направлениях – поперечном по отношению к длинной оси тела, в косом и
продольном. Характер и локализация переломов таза определяется многими
причинами: направлением переезда, весом автомобиля, положением
пострадавшего, состоянием грунта, наличие или отсутствие на пострадавшем
плотной одежды и другими моментами.[19]
При переезде колесом через таз могут возникать:
изолированные переломы отдельных костей, не сопровождающиеся нарушением
непрерывности тазового кольца;
множественные переломы костей таза с нарушением непрерывности тазового
кольца.
Изолированные переломы отдельных костей нехарактерны для переезда и
встречаются редко. Они наблюдаются при переезде колесами через жертву,
лежащую на мягком грунте (песке, снегу); в случаях, если на теле плотный
слой одежды; когда автомобиль имеет относительно небольшой вес. Более
характерны для переезда множественные двусторонние переломы костей с
нарушением непрерывности тазового кольца во многих местах. Эти переломы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7