Главная Вернуться  
 English
Набережная
Уездный город Евпатория
Для развития Евпатории и для оживления экономики императрицей Екатериной II городу были представлены значительные льготы. Все жители города и даже иностранцы могли "безденежно" строить дома, мануфактуры и производства, торговые лавки и прочее. Земля под постройки предоставлялась бесплатно любому желающему. Разрешалось бесплатно использовать для строительства камни из разрушенных оборонительных сооружений. Руины крепостных стен и башен исчезли в основном в те годы. В конце XVIII века в городе проживало более 4000 человек, в основном это были мещане и купцы.
В 1798г. император Павел I подписал манифест, согласно которому "для вящего торговли… поощрения и для прочнейшего населения и обзаведения городов и земель" полуостров Крым объявлялся на 30 лет порто-франко, т.е. пользовался правом беспошлинного ввоза и вывоза товаров. Тогда же переселявшимся в город предоставлялось бесплатно место под застройку, им было разрешено без различия званий и сословий вести в городе торговлю, строить фабрики и мануфактуры. В 1825г. анатолийским грекам была разрешена беспошлинная розничная торговля, разрешалось содержать кофейни и бани без записи в купеческую гильдию. Число жителей города в это время превысило 11000 человек.
Гравюра Большой известностью не только в Крыму, но и в России, Турции, Греции и Италии пользовались евпаторийские ярмарки, проводившиеся 2 раза в год (1 мая и 1 сентября). На ярмарках шла торговля шелками, шерстяными и хлопчатобумажными тканями, зерном, пряностями, кожами, солью.
В городе в начале ХIХ века было самое большое количество торговых заведений в Крыму - более 1000 лавок, 20 гостиных дворов для проживания торговцев и хранения товара. В середине ХIХ века в городе работали свечные, кожевенные, войлочные и мыловаренные предприятия. Было развито ювелирное, сапожное, кузнечное и бондарное производство. Продукция ремесленников Евпатории (особенно ювелирные изделия) находила сбыт не только в Крыму, но и шла на экспорт.
В середине ХIХ века население города составляло 13400 человек и по численности населения он был третьим в Крыму после Севастополя и Симферополя. В Евпатории насчитывалось 30 мастерских-фабрик: 9 войлочных, 10 кожевенных, 11 свечных и мыловаренных. К этому времени территория города расширяется, появляются новые улицы и переулки, количество домов составляет около 2000. Город благоустраивается: в 1834г. был пробурен первый артезианский колодец, в 1840г. начинается строительство набережной. Евпаторию в те годы со всех сторон окружали нескончаемые ряды ветряных мельниц. "Они, точно полки сказочных исполинов, обступили город и машут на него своими гигантскими руками", - отмечалось в одном из изданий того времени.
Однако Крымская война 1854-1856 г.г. внесла свои коррективы в развитие Евпатории...
В 1867г. был впервые утвержден генеральный план урегулированной застройки. А с конца XIX в. наступает новый период в развитии города. Евпатория начинает развиваться как город-курорт. Уже в 1875г. краевед В.Кондараки в своих путевых заметках о Евпатории отмечал его курортную направленность: "Город этот в летнее время представляет оживленный вид, потому что наводняется толпами приезжих, освежающих Евпаторийские дачи нервы морскими ваннами".
Интенсивное дачное строительство в городе началось с 1893г. К этому времени территория Казенного озера была выкуплена, осушена, объединена с землями, тянувшимися до перешейка Мойнак. Вся эта территория, приобретенная городом, была разделена на равные участки, которые продавались под постройку дач и разбивку сада.
Развитие курорта способствовало росту города в целом. Начинает развиваться промышленность города. Потребности в строительном материале быстро разрастающегося города удовлетворяли Мамайские каменоломни, где с середины 70-х г.г. ХIХ в. началась промышленная добыча камня-ракушечника, обилие соляных озер в округе Евпатории способствовало развитию соляного промысла, в начале ХХ в. начинает бурно развиваться мукомольное производство. В 1903г. вступает в строй чугунно-литейный завод Кацена и Виленского (ныне опытно-механический завод), в городе работали кирпично-черепичный завод, механический завод Фитце и Чалаго, типография и множество мелких кустарных мастерских. Но все же еще многое напоминает старый средневековый город. В одном из самом старых путеводителей Евпатория столетней давности описывается так:
учшие здания Евпатории расположены вдоль морского берега, где находится и бульвар. Эта часть города имеет более или менее благоустроенный вид: улицы вымощены, снабжены тротуарами и по ночам освещаются; дома европейской архитектуры и есть порядочные магазины. Но зато остальная часть Евпатории сохраняет характер татарского города, с узкими, кривыми и грязными улицами: дома окнами во двор, мечети с остроконечными минаретами. От старого татарского Гёзлёва, как прежде называлась Евпатория, уцелели остатки стен, ворота на базаре и большая мечеть Джума-Джами, Приморский бульвар построенная в 1552г. ханом Девлет-Гиреем…
Для прогулок есть небольшой приморский бульвар с чахлою растительностью; в сезонное время здесь ежедневно играет военный оркестр. По улицам гулять нельзя, так как они очень пыльные, а в отдаленных от моря кварталах вообще неопрятны. Сквер, возводимый вокруг старого артезианского колодца, открыт для публики, но еще очень молод.
Городское управление до сих пор обращало внимание только на торговое значение Евпатории и мало заботилось о ней как о видном крымском курорте, а между тем сюда с каждым годом съезжается все более и более народа для пользования морскими и грязевыми лиманными купаниями".
Широко было поставлено общественное призрение (благотворительная помощь неимущим и престарелым). В Евпатории в конце XIX века имелось: убежище для престарелых, городская богадельня и шесть попечительств о бедных. В 1892г., на редкость неурожайном, люди состоятельные считали своим долгом помогать неимущим. Уездное попечительство открыло сразу четыре бесплатных столовых.
Автомобиль на ул.Лазаревской Признаком достаточно цивилизованного развития города стало и появление в нем автомобильного транспорта. Первыми самыми распространенными в городе автомобилями были машины фабрики "Пежо" и вуатюретты "Лев". Заботясь о безопасности жителей, в 1908г. городская Дума приняла постановление по урегулированию автомобильного движения в Евпатории. Согласно ему, езда на автомобилях допускалась по центральным и дачным улицам - со скоростью 12 верст в час, на улицах шириной менее 8 аршин - 6 верст в час, на более узких улицах не допускалась вообще. При проезде в местах скопления людей или подвод, скорость автомобиля требовалось уменьшить до шага лошади. Если же проезжающие лошади выражали беспокойство, автомобилист должен был выключать мотор. При таком движении путь от Евпатории до Симферополя и обратно занимал 4-5 часов. Билет на автомобиль при этом стоил 5-6 рублей.
Этот же 1908г. стал годом электрификации Евпатории. "Евпаторийский сезонный листок" писал: 10 февраля сего года жители Евпатории были удивлены необычайным светом, похожим на лунный, исходящим из больших белых фонарей. Они топтались под ними, ребятишки тут же радостно кружились, животные пугались и бросались в сторону от фонарей. Так Евпатория попала в четвертый десяток русских городов, в которых появилось уличное электроосвещение". Инженер-технолог Д.Черкес и художник-архитектор П.Сеферов построили на берегу моря, вблизи Приморской санатории, центральную каменную электрическую станцию, на которую установили газогенератор в 60 сил, динамо-машину в 138 ампер, аккумуляторную батарею в 108 ампер при напряжении в 220 вольт. Машины приводились в движение посредством газа, добываемого из антрацита". А 10 июня была введена в строй телефонная линия Евпатория-Симферополь. Телефонный трехминутный разговор между Евпаторийским и Сакским абонентами стоил тогда 30 копеек, а между Евпаторийским и Симферопольским - 50 копеек.
В связи с развитием курорта Евпатория стала расширяться и благоустраиваться. Была архитектурно оформлена современная Театральная площадь. Население Евпатории к 1912г. составляло около 30 тыс.чел. Справочник "Курорт Евпатория в Крыму" выпущенный к летнему сезону 1914г. так описывает Евпаторию:
Приморский бульвар и ул.Лазаревская впатория является ближайшим от Одессы портом по Крымско-Кавказской линии, находится в хлебородном районе и имеет большое значение как экспортный пункт. Главным же образом Евпатория известна, как курорт в России морскими, лиманными купаниями и целебными грязями.
Общая площадь, занятая городским населением, простирается до 5,8 квадратных верст. Здания в городе исключительно каменные... Торговых предприятий насчитывается в городе до 500 с годовым оборотом в 10 с лишним миллионов рублей. Особенно характерны для Евпатории отпускная торговля сельско-хозяйственными продуктами (хлеб, шерсть, сота и овчины), а также озерной солью, направляющаяся по преимуществу в Балтийские порты. Весь город разделяется на три отличающихся друг от друга части: старый город, новый город и дачный район...".
К началу первой мировой войны в Евпатории действовали три санатория для взрослых, и пять летних для детей. Но лечение в них было по карману только состоятельным людям. Поэтому большое распространение в городе получили частные пансионы и гостиницы для отдыхающих с разными материальными возможностями. Например, в комфортной гостинице "Россия", располагавшейся на берегу моря, и имевшей теплые морские ванны и свою купальню, удобные номера стоили от 1 до 5 рублей в сутки, а во второстепенной "Европейской" - от 50 копеек до 3 рублей. Снять квартиру с мебелью и столом можно было за 25-30 рублей, что по тем временам считалось весьма недорого...
1917 год круто изменил уклад жизни не только нашего города, но и всей страны...