Вопрос 8. Семиотический уровень коммуникации. Существующие типологии знаков. Типология знаков Ч.Пирса. Оппозиция как семиотическая закономерность. Основные типы семиотических моделей. Аспекты семиотики. Семион – знак, признак. Знак – это материальный или идеальный предмет, выступающий в качестве представителя другого предмета и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщения. Семиотика – наука которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем. Аспекты семиотики (Лотман): понимание семиотики как научной дисциплины понимание семиотики как метода, который проникает в различные гуманитарные дисциплины. Подход определяется не природой самого объекта, а способом анализа. Здесь уже допускается как семиотический, так и несемиотический подход. Своеобразие научного психологического исследования и склад его познающего сознания. Типология знаков Ч.Пирса: У каждого знака две стороны: а) означающее (форма) и б)означаемое (содержание). Типология основана на взаимоотношениях а) и б). - Иконические знаки (знаки-образы). Отношения между а) и б) - подобие (рисунок человека и сам человек). Знаки – инде8ксы, сменность а) и б) (дым является индексом огня) Знаки – символы, здесь условная установленная по соглашению связь а) и б) (зеленый крест означает аптеку). Символ имеет общее значение, поэтому обозначает не отдельный предмет, а род предметов.
Вопрос 9. Знаковые системы и их типы (А. Соломоник). Естественные знаки и их свойства. Общая характеристика образных знаков. Изоморфизм образа. Конвенциональные образы. Системы простейших образных знаков. Языковые системы. Слово как базисный знак языковых систем. А.Соломоник – типология знаков. Естественные знаки – это предмет реального мира, который сам является частью целого, свидетельствует о других частях этого целого, об их связях и тенденциях (дым – часть, огонь – целое). Образные знаки. Главная черта - изоморфизм, подобие по отношению к изначальному (навигационные карты, географические и т.д.)
Вопрос 10. Металингвистический уровень коммуникации.. Характерные особенности метаязыковой коммуникации. Паралингвистический уровень коммуникации. Особенности взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации. Металингвистический уровень. Метаязык – язык второго порядка (в науке). Ком.ф-ция реализуется в высказывании, которое является и основной единицей. Особенности: ограниченная вариативность, стремление к однозначной интерпретации доминирование информативной функции стереотипность речевых актов социальная ориентированность в первую очередь с т.зр. научной компетенции и проф.ориентации. более последовательное соблюдение речевой этики, которая принята в научной сфере ком-ций. Паралингвистический уровень. В узком смысле тут рассматриваются тон голоса, тембр, высота голоса и т.д. В широком смысле – кинетика – совокупность жестов, телодвижений, поз, мимика + графические средства (плакаты, схемы и т.д.). Кинема – единица паралингвистического уровня. Это наиболее древний способ передачи информации. Так передается около 65% всей инф-ции. Особенности взаимодействия вербальных и невербальных средств коммуникации.
9 вопрос. Семиотическая система создавалась в рамках общества, она характеризует развитие общества. Виды семиотических систем: 1) искусство прогностики, т.е. предсказания, приметы. 1) Мусичесое искусство – музыка, изобразительное искусство, пластика 2) Практические искусства – дизайн, архитектура, мода 3) Искусство управления – меры веса, денег, различные ориентиры 4) Искусство воспитания – обряды, игры, спорт, состязания 5) Логические искусства – эпос, лирика, бытовая речь, проза, диалог 6) Язык – самая высокоразвитая. При помощи языка можно описать все другие системы. Функции семиотических систем: 1. Передача сообщения, имеющейся инф-ции. 1. Создание инф-ции (новой) 2. Память – способность хранить и воспроизодить инф-цию. Семиотические системы можно назвать мыслящими структурами, потому что они соответствуют ф-циям деятельности человека. Семиосфера – это синхронное семиотическое пространство, заполняющее границы культуры и являющиеся условием работы отдельных семиотических структур и одним их порождением или результатом.
Вопрос конец 10 – 11. При взаимодействии вербальные и невербальные средства коммуникаций либо дополняют друг друга, либо наоборот, противоречат друг другу. Кроме слов человека мы обращаем внимание на его лицо. Также надо обращать внимание на голос и тело. Человек не может контролировать все свои мышцы. Проявление лжи можно узнать при несоответствии выражения лица словам или жесту. 5 категорий невербального поведения: 1) эмблема – опред.движения, позы, смысл которых можно передать с помощью 2-
3 слов (пожатие плечами и т.л.). Эмблемы показывают намеренно. Если она показывается ненамеренно, то она может выдать ту инф-цию, которая скрывается. 1) Иллюстрации – движения дополняющие речь. Они иллюстрируют речь. Если человек не может подобрать нужное слово, иллюстрация как подсказка. Не имеет значения отдельно от слов. 2) Выразители аффекта – использование мимических средств. 3) Регуляторы – формы поведения, которые регулируют разговор между 2-мя индивидами, национальная характерист8ика. 4) Адаптор /манипуляции – все те движения, кото2рые массируют, потирают и т.д. Они находятся на краю нашего сознания. Каган: Все виды невербального поведения можно разделить по нескольким основаниям: источник невербального поведения – эмоции или содержание процесса общения осознаваемость или неосознаваемость продолжительность На их основе выделено 6 видов невербального поведения. 1) выделение – непродожительные жесты, сопровождающие высказывание, связано с содержанием. 1) Фассимитация (облегчение) – ускорение коммуникации, облегчение ком-ции
(неосознаваемое поведение) 2) Изображение – осознанные жесты 3) Демонстрация аффекта – использование мимики с целью выражения своего состояния - это намеренные жесты 4) Осознанное открытие – знаем, что делаем, но что стоит за этим не знаем 5) Неосознанное открытие – жесты, которые отражают поведение характерное для стрессовых ситуаций.
13. Специфика семиосоциопсихологической теории коммуникации. Категории «речь», «дискурс», «текст». Трактовка текста как коммуникативно- познавательной единицы. Понятие «текстовая деятельность». Понимание диалога как смыслового контакта индивидов, «эффект диалога». Соотношение понятий «коммуникация», «псевдокоммуникация» и «квазикоммуникация». ССП подход новый, современный. Его основатель – Г.М. Друдзе (80-90гг). ССП – новое комплексное направление социально-псих исследований. Оно акцентирует внимание на знаковом общении как процессе обмена текстуально организованной смысловой информации. Основной категорией системы Друдзе является текст. Это система коммуникативно-познават элементов. Они функционально объединены в единую замкнутую содерж-смысловую структуру при помощи общего замысла. Это сложный знак наиболее высокого порядка. Он организован вокруг коммуникативных намерений коммуникаторов. Важная характеристика текста – намеренность. Т. е. текст возникает намеренно с возникновением жизненной проблемной ситуации, для ее разрешения (текст – разрешение пробл жизн ситуац). Третий фактор, порождающий текст – технология или набор приемов, воплощающих коммуник-познават замысел. Текстовая деятельность универсальна и интерпретируется по общечеловеческим законам. Речь (ее единица – речевой акт) – целенаправленное речевое поведение, кое осуществляется в соответствии с правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе. Ему характерны: 1) намеренность; 2) целеустремленность (стрем воздействие на адресата); 3) конвенциональность. Реализуется в высказывании (ситуативность, соц обусловленность, вариативность, избират неустойчивость). Дискурс – серия высказываний, кои объединены общей темой, общей ситуацией общения. 3 вида: 1) комплиментарный – устан получ инфо; 2) координирующий – гл найти истину; компететивный – гл переубедить. Свойства: 1) тематич связан; 2) ситуативн обусловлен; 3) динамичность – тема может меняться; 4) соц ориентирован; 5) неоднороден – неязык и язык факторы; 6) недискретность – сложно определить точные границы дискурса. «Эффект диалога» - возникает, когда у общающихся есть способность и стремление адекватно истолковать коммуникативные намерения друг друга. Псевдокоммуникация – неудавшийся диалог. Когда попытка диалога не увенчалась адекватной интерпретацией коммуникативный интенций. Квазикоммуникация – ритуальное действо, когда реальный диалог отсутствует, она подменяет действительное общение. Коммуникация – настоящее общение. Социология комм-й – обмен действиями порождения и интерпретации текстов. Друдзе говорит о том, что роль коммун-познават деятельности чрезвычайно высока. Без нее в совокупности с матер-практической деятельностью не возникло бы ни культуры, ни социальности. 14. Понятие языковой личности. Основные характеристики теоретико- гносеологической модели языковой личности. Коммуникативная личность и ее моделирование. Критерии оценки коммуникативной личности. Языковая личность – это понятие введено и наиб детально разработано Карауловым. Яз личн – это совокупность способностей человека, кот обуславливает процессы создания и восприятия текстов. Эти тексты различ по 3 параметрам: 1) степенью структурной языковой сложности; 2) глубиной и точностью отражения действительности; 3) целевой направленностью. Структура яз личности имеет 4 уровня: 1) прагматический/мотивационный – связан с целями, задачами, мотивами, намерениями говорящего. Гл-е целеустановка, то чего хотим добиться в результате коммуникации, улавливать эти хар-кт трудно; 2) лингво-когнитивн ур – связан с сознанием, совокупность тех данных, кот чел-к извлекает из своего познават-го и интеллектуального опыта. Разные картины мира служат для сравнения; 3) вербально-семантический – складывается из лексикона индивида, т.е. всего запаса слов и словосочетаний индивида. Учитывается не только количество слов, но и умение варьировать, дифференцировать их в связи с нормами, в завис от ситуации, кажд слово свое означает; 4) нулевой уровень (разраб-л Караулов) – уровень обыденного языка (как пройти? и тд). По Караулову яз личность начинается по ту сторону обыденного языка. Эти уровни иерархически организованы, т.е. 0 – наиболее низкий уровень и тд. Коммуникат личность – понятие шире яз личн, тк предполагает использование как верб так и неверб средств коммун-ии. Некоторые характеристики яз и комм личн пересекаются, но это не означает их тождество – различие: 1) эти характеристики занимают различное место в структуре языковой коммм личн, 2) их содержательная интерпретация совпадает лишь частично. Определение комм личн – совокупность индивидуальных свойств и характеристик личности, кот опред-ся: 1) степенью коммуник потребностей (мотивация); 2) когнитивным диапазоном (уровень разв сознания, кот сформир- ся познавательным опытом человека); 3) собственно коммун компетенцией человека. Компетенция – умение выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу инфо в конкр ситуации. Коммун личн – моделируется посредством ее 3-х основных параметров и того как в ситуации они актуализируются – одновременно актуализируются эти хар-ки!) (воздействие ситуативных факторов): 1) функцион-й пар-р. в ситуации общения он реализуется в88 3- направлениях: 1 – уровень владения верб и неверб средствами коммун-ии для выражения 3-х базовых функций языка (информ, прагм, экспрессивн); 2 – у2мение варьировать средства в завис от ситуации; 3 – следование нормам использ коммун кода. 2) когнитивный параметр – уровень развития сознания человека: 1 – адекватное восприятие информации; 2 – способ воздействовать на собеседника; 3 – оценка и самооценка человека, знание коммуник норм. 3) мотивацион пар-р – это центр-й уровень, тк потребность получать или передавать инфо – стимул коммуник. Это совокупность коммуник потребностей и установок человека. Критерии оценки комм личн – ими явл эффект выполнения человеком основных соц значимых функций – 2 вида: функция взаимодействия и воздействия. В зависимости от этого критерия люди делятся на 2 категории – личность как индивид и личность как индивидуальность. Личность-индивидуальность обладает 2 хар-ми: коммуникабельность и харизма. Коммуникабельность – способность человека легко и по собственной инициативе устанавливать контакт в любой сфере общения и умело поддерживать контакты. Это реальная функция взаимодействия. Харизма – обаяние, притягат личн, кот обусловл внешн и внутр характ-ми чел-ка. Это дар убеждать: реализация функции воздействия. 15. Виды коммуникации: межличностная коммуникация. Функции, категории, условия актуализации межличностной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации и условия ее эффективности. Механизмы межличностного восприятия. Проблемы адекватности речевого восприятия. Если брать за основание классиф масштабность то тип комм – массовая ограниченная ( в рамках большой соц группы), внутригрупп (в малой группе) – межличностн и внутриличностн. Межличностн комм – процесс одновременного речевого взаимодействия 2- индивидов и их воздействие друг на друга. 3 Функции: базовые функции коммуник (информ, прагматич-я, экспрессивная) + 2 социально значимые функции: взаимодействие и воздействие. Они актуализируются в частных функциях. В основе этих частных функций лежит мотивационный принцип. Мотивационные теории 2-х групп [см Конецкая стр 182- 183]: мотив-е теории равновесия (баланса- дисбаланса) (теория Ф.Хейдера о когнитивном балансе; теория Фестингера когнитивного диссонанса; Э.Гоффман теория «управление впечатлением») и мотив теории удовлетворения потребностей (А.Маслой теория потребностей; Дж.Хоманс и Р.Эмерсон теория социального обмена). Особен межл комм: 1) неизбежность. Человек не может жить без общения. Общение одно из важн-х потр-й чел-ка. 2) необратимость – слово не воробей. 3) непосредственная обратная связь. 4) межличностные отношения – они складываются в результате деловых и творческих контактов (офиц, неофиц, в рез спос-ти людей эмоц воспринимать др друга – эмпатии). Наряду с психол-м и соц-м факторами, большую роль в межл отн играет эмоцион- й фактор – поэтапность: 1) этап познания (сбор инфо, изучение), 2) начальное общение, 3) взаимное изучение (больше инфо), 4) интенсификация отнош, 5) близость. Разрыв: 1) топтание на месте (теряется жизн смысл), 2) ослабл отношений, 3) индивидуализация, 4) отделение, 5) послесловие. + на межл отн оказ влияние условия, в кот происходит общение. Еще один особенность межл комм – многоканальность передачи инфо (видим, слышим, нюхаем, трогаем, чувствуем и тд). Условия эффективн мелж комм – то, насколько эффективно прошла комм-я можно определить по результатам актуализации 2-х основных функций: взаимодействие и воздействие. Они зависят от 3-х условий: 1) типы комм-х личностей, 2) восприят смысловой и оценочной инфо, 3) целенаправл воздействие собеседников друг на друга. Комм- я наиболее эффективна при след вариантах реализации данных условий: 1) совместимость – гл образом когнитивных параметров личности, 2) адекватность восприятия смысловой и оценочной инфо, 3) воздействие через убеждение.
16. Особенности межличностной коммуникации в малых группах. Этические принципы межличностной коммуникации. Этические дилеммы и конфликты моральных ценностей. Основные аспекты исследования этики при коммуникации в малых группах. Этическая ответственность получателя и отправителя информации. Межл комм-ция в малых группах – данной проблемой занимался Крысин. К малым группам он причисляет – группы числ-тью 3-15 чел – семья, коллектив, круг друзей. В группах наличествует речевая сплоченность. Она тем сильнее, чем соц однороднее группа, чем она сплоченнее и чем дольше она существует и чем чаще они встречаются. У них вырабатываются значимые шаблоны – слова и словосочетания, характерные только для данной группы и только в ней понятные.
Страницы: 1, 2, 3