Удивительный, просто гениальный “финт ушами” сделала фирма SONY: в цифровых камерах Sony Mavica вместо дорогой флэш-памяти в качестве носителей используются... обычные трехдюймовые дискеты размером 1,44 Мбайта, которые можно приобрести в любом уголке мира по копеечной цене. Так что теперь можно брать с собой на курорт пачку дискет — и снимать, снимать, снимать! Заодно решается и проблема переноса информации в компьютер: если для всех других аппаратов необходимы специальные кабели, переходники и программное обеспечение, то пользователи Sony Mavica спокойно обойдутся без всей этой “шелухи”. Единственное, что мешает этому великолепному аппарату, — невысокое разрешение (1024х768 или 640х480 точек). Это, впрочем, вполне понятно — при работе с большим разрешением емкости дискеты хватит разве что на 8—10 снимков. Именно потому в последних моделях Mavica Sony, скрепя сердце, вынуждена была отказаться от столь выгодной в рекламном отношении технологии. Однако старые модели камер Mavica до сих пор наиболее популярны среди “домашних” моделей среднего класса.
К тому же камеры Sony за счет того же встроенного дисковода весят в два раза больше, чем камеры других фирм, и долго таскать на шее этот 600-граммовый аппарат не слишком удобно.
Метод передачи данных на компьютер. После того как вы отсняли нужное вам количество снимков, их необходимо “перебросить” в компьютер. Но как? Самый удобный способ — подключить фотокамеру к компьютеру через LPT или LJSB-порт. Особенно ценна последняя возможность — если контроллеры SCSI в домашних компьютерах — явление нечастое, то портом USB оборудована любая материнская плата, выпущенная в течение последнего года. USB-выходом, в частности, оснащены камеры Kodak DC-260.
Существует и другой вариант — подключить к компьютеру сами карты памяти. Правда, для этого вам потребуется специальный адаптер стоимостью около 70—100 долл. Пожалуй, в самом выгодном положении находятся владельцы камер, использующих память стандарта SmartMedia: для таких карт разработан специальный адаптер FlashPath, имитирующий... обычную дискету! Читать карты, установленные в такой адаптер, можно с помощью самого обычного дисковода.
Число кадров, помещающихся в фотоаппарате, можно изменять, варьируя степень сжатия фотографий. Хотите, чтобы все ваши снимки были как можно качественнее — ваша 4-мегабайтная карта может вместить, скажем, 20—40 стандартных “кадров”. А сделаете качество чуть-чуть похуже (причем разницы своим нечувствительным оком вы в итоге даже не заметите) — и вот уже число кадров возросло до 60—80 и даже 100 — правда, “смотрябельность” сжатых до такой степени снимков приближается к нулю...
Тип объектива — третий параметр. Не буду долго рассказывать о параметрах оптики и особенностях фокусного расстояния — те, кто интересуется фотографией, понимают в этом больше меня. Остановлюсь лишь на одном параметре — возможности оптического увеличения (ZOOM). В цифровых фотоаппаратах обычно сочетаются два вида zoom — истинный, или оптический и “виртуальный”, цифровой. Оптический zoom, обеспечиваемый оптикой камеры, обычно равен Зх — т.е. изображение на отпечатке можно приблизить в 3 раза по сравнению с натурой. Двукратный цифровой zoom, также имеющийся на некоторых моделях, в сочетании с оптическим повышает коэффициент приближения до б! Стоит обращать внимание и на возможность “модернизации” камеры с помощью дополнительных объективов — так, модели Nikon Coolpix 950 и Olympus С-2000 (С-2500) могут быть укомплектованы телеобъективом, объективом типа “рыбий глаз” или широкоугольным объективом.
Возможность специальных видов съемки — например, панорамная съемка или даже запись на камеру короткого (в несколько минут) видеофильма либо звуковых комментариев к снимку частенько декларируется производителями фотокамер, как нечто до невероятности полезное. Однако на практике эти возможности практически никогда не применяется и вряд ли стоит переплачивать за них.
Наконец, при выборе камеры следует учитывать еще один параметр — специальные возможности вывода изображении. Нет, сама камера печатать, конечно, не может, однако к некоторым популярным моделям фирмы Olympus вы можете докупить еще и специализированный мини-принтер для получения отпечатков “фотографического” качества — непосредственно с фотоаппарата, без подключения компьютера. Стоит эта игрушка также недешево — в районе 300 долл. Поэтому большинство пользователей все-таки предпочтет использовать для печати обычный струйный принтер за 150—250 долл. — желательно, конечно, чтобы он поддерживал технологию печати снимков высокого качества (например, можно использовать последние модели струйных принтеров от Canon или Epson).
Кстати, многие новые фотоаппараты оборудованы специальным разъемом и кабелем для вывода изображений... на экран телевизора! Вот уж действительно неоценимая возможность для любителей домашних “слайд-шоу”...
Фирмы-производители. Выбор цифровых камер на российском рынке, увы, не слишком велик. И если брать в расчет только камеры с разрешением выше, чем 1280х768 и ценой менее 1000 долл., то нам придется выбирать между продукцией фирм Kodak (DC 260), Agfa (модели 1280 и 1680), Nikon (Coolpix 900 и 950), Fuji и Olympus (модели C1400L, C2000L). Зато спектр “домашних” камер ценой 400—700 долл. и разрешением до 1024х768 куда более представителен — здесь крупнейшими игроками остаются Fuji, Casio, Sony, Canon и Epson.
ГРАФИЧЕСКИЕ ПЛАНШЕТЫ (ДИГИТАЙЗЕРЫ)
Художники и прочие люди, привыкшие что-то постоянно чертить и рисовать, облюбовали ПК в качестве рабочего инструмента уже давно. Чуть позже, чем бухгалтеры и журналисты, но раньше, чем музыканты. Все-таки цвет пришел в компьютер раньше, чем звук.
И в который раз приходится повторять уже опостылевшую шаблонную фразу о “фантастических возможностях компьютера в сфере как сугубо индивидуального, так и коллективного художественного процесса”... Впрочем, все желающие смогут перелистнуть полкниги и прямиком отправиться в раздел, посвященный программам — графическим редакторам. Там о возможностях компьютерной графики сказано вполне достаточно.
Мы же здесь поговорим о “железе” — о том аппаратном средстве, которое ежедневно и ежечасно использует в работе уважающий себя компьютерный художник. Это — графический планшет или дигитайзер.
Как известно, в большинстве компьютерных программ “виртуальной кистью” служит курсор мышки. Не слишком удобное орудие — повышенной чувствительностью мышь не отличается, точную и плавную линию ей не проведешь. Да и держать ее не так привычно, как обычный карандаш.
Первоначально планировалось специально для художников разработать “компьютерный карандаш” — вид мышки в форме пера.
Потом сообразили, что куда проще, чтобы сигнал передавался в компьютер не с мышкиного шарика, а с той поверхности, на которой вы рисуете. Со специального планшета, оборудованного чувствительной поверхностью, которая реагирует на испускаемые пером сигналы и передает точные координаты “точки соприкосновения” в компьютер. Тесный контакт пера с рабочей поверхностью планшета при этом не обязателен — между ними может находиться лист бумаги. Именно это качество графического планшета делает возможным не только создание новых иллюстраций, но и перенос в компьютер старых рисунков — их надо просто положить на планшет под специальную пленку и обвести контуры рисунка пером.
Короче говоря, под “шкурой” графического планшета скрываются сразу два умных устройства — сам планшет и “перо”. Поскольку “перо” компьютерное тоже не простое — обычной ручкой на графическом планшете не порисуешь. “Перо” при контакте с планшетом испускает специальные сигналы, говорящие ему о том, каким цветом нужно нарисовать в компьютере тот или иной элемент, какой толщины должен быть штрих и т. д.
Несмотря на то, что оба эти устройства продаются в едином комплекте, стоит поговорить о параметрах каждого отдельно.
Графический планшет. Как и у сканера, важных параметров здесь два — размер рабочей поверхности и разрешающая способность.
Размер планшета может колебаться от стандартного формата машинописной страницы А4 до размера большого газетного листа. При этом у графических планшетов существует несколько более тонкая градация размеров, чем у тех же сканеров. Поэтому прежде всего стоит обратить внимание не просто на формат, но и на точный размер рабочей площади планшета. Обычно он указывается в дюймах (один дюйм — примерно 2,5 см) — например, 6х8 дюймов (15х21 см). Кстати, это тот размер, с которого стоит начинать при выборе графического планшета.
Теперь — о разрешающей способности. Поскольку при работе с графическим планшетом вам придется иметь дело не столько с точечным изображением, сколько с отдельными линиями, то и разрешающая способность планшета будет выражаться не в точках, а в линиях на дюйм (Ipi).
Скажу сразу: для домашних художеств и для простой работы по переносу в компьютер рисунков вам с лихвой хватит разрешающей способности любого планшета (если только это не детская игрушка). Необходимая величина для среднего пользователя — в районе 100 Ipi, ну а современные планшеты поддерживают до 2540 Ipi.
Перо. Его самые важные качества — легкость и возможности управления. Понятно, что чем легче “компьютерное перо”, тем легче с ним работать. Вот почему фактор веса для нас, поклонников эргономичности, весьма важен.
Самые легкие — перья, не содержащие внутри себя дополнительных элементов питания (проще говоря, батареек). Такие перья практически не отличаются “на ощупь” от обычной ручки. На ряде старых моделей графических планшетов встречаются перья с аккумуляторами и батарейками — это куда менее выгодный выбор. Кстати, технология, применяемая в “безбатареечных” перьях, создана и запатентована крупнейшим производителем графических планшетов — Wacom. И именно такими “перышками” комплектуется вся их продукция.
Помимо легкости, каждое перо должно быть снабжено и еще кое-чем. Например, специальными кнопочками (обычно их три), с помощью которых регулируются параметры рисуемой линии.
Наконец, последний параметр — чувствительность пера к нажатию. Степень этой чувствительности у разных производителей и на разных моделях планшетов различна — от 128 до 1024 уровней нажатия. Стандартная же величина — 256 уровней, и этого более чем достаточно — реально вы вряд ли будете использовать больше трех-четырех десятков видов нажатия...
И напоследок — о производителях, к чьей продукции стоит присмотреться. Фактически мы назовем лишь фирму Wacom (http://www.wacom.com), исконного властелина на дигитайзерном рынке. Впрочем, в ее ассортименте найдется достаточно моделей планшетов, чтобы удовлетворить вкусы как вашего юного Айвазовского, так и маститого художника или инженера-чертежника. Стоимость графических планшетов — 200—1000 долл.
Мы как-то редко задумываемся о том, что любой домашний компьютер, снабженный более-менее приличной звуковой картой, таит в себе возможность профессиональной музыкальной студии.
И правда — в разделе, посвященном звуковым картам, мы уже писали об их умении работать со звуком стандарта MIDI, синтезируя звучание самых различных инструментов, от банального фортепиано до целого оркестра. Однако до сих пор мы говорили исключительно о воспроизведении готовых мелодий, т. е. о командах, подаваемых изнутри. Ну, а если подавать такую команду ИЗВНЕ компьютера, самому ввести в компьютер M1DI-мелодию?
Вполне реально. И потребуется для этого довольно простое устройство — MIDI-клавиатура, подключаемая квашен звуковой карте через обычный разъем для джойстика.
В отличие от привычных всем синтезаторов, MIDI-клавиатура сама не в состоянии издать ни звука: она лишена всякой “начинки” для звукотворения. Она клавиатуре не нужна — этим займется звуковая плата вашего компьютера. А роль клавиатуры — отдавать встроенному синтезатору команды: какую ноту какой длительности и на каком инструменте компьютеру следует воспроизвести.
Исходя из этого, каждая MlDI-клавнатура должна обладать несколькими элементами:
Собственно клавиатура — упрощенная копия фортепианной, с привычными черными и белыми клавишами. Первое, на что стоит обратить внимание при покупке, — сколько полных октав может охватить ваш инструмент. Недорогие клавиатуры, как правило, обладают диапазоном не больше, чем три-четыре октавы (37 или 49 клавиш). Клавиатуры “покруче” предоставят в ваше распоряжение до 7,5 октав (88 клавиш), что соответствует классическому фортепиано. Так что если вы хотите не просто играть, но и учить ребенка в полном соответствии с классическими требованиями, — выбирайте полноразмерную клавиатуру. Обратите внимание, кстати, и на величину клавиш — большинство моделей среднего класса выпускаются с уменьшенными клавишами. Привыкнув к такой клавиатуре, играть на концертном рояле вам будет затруднительно.
Средства управления инструментами, которые позволят вам переключить вашу клавиатуру в режим имитации любого из имеющихся в арсенале вашей звуковой карты инструментов. Кроме того, на панели многих клавиатур вы найдете всевозможные кнопки и регуляторы для управления “качеством” звука — например, для транспонирования (изменения тональности мелодии). Это особенно актуально на не особенно “октавистых” клавиатурах. Если вы чувствуете, что имеющихся трех-четырех октав ну никак не хватает вам для самовыражения, воспользуйтесь транспонированием для имитации недостающих октав.
Кроме того, для достижения пущего “реализма” постарайтесь выбрать клавиатуру с возможностью подключения педалей — лучшего средства для создания клавишных “спецэффектов” человечество еще не придумало.
На многих клавиатурах имеются средства управления загруженными в компьютер банками (при условии, конечно, что в арсенале вашей карты — не один-единственный звуковой банк) плюс множество других малосущественных для непрофессионалов “примочек”...
Понятно, что при этой кажущейся простоте устройства существует множество MIDI-клавиатур совершенно разных ценовых категорий — от 200 до 1000 долл. И при покупке клавиатуры здраво оцените не только свои возможности, но и потребности: учить сына-школьника музыкальному искусству на любительском уровне можно и на достаточно простом инструменте. А вот серьезно творить... Тут, конечно же, придется выбирать тщательнее. И учтите, что для полноценного творчества мало хорошей клавиатуры — и звуковая карта должна быть на уровне (хорошая ISA-карта с большой собственной памятью, мегабайт от 20). Ведь, хотя клавиатура и “заказывает музыку”, делает ее все же звуковая карта...
Фирмы-производители. Из качественных MlDl-клавиатур стоит выделить популярные на нашем рынке изделия с торговой маркой Yamaha, Roland, Fatar и MidiMan.
При покупке клавиатуры обращайте особое внимание на наличие специального переходника для подключения к порту джойстика вашей звуковой карты — без него “подружить” клавиатуру с компьютером не удастся. Часто такой переходник требуется докупать отдельно. И, кроме того, не забудьте установить на компьютер специальную программу — MIDI-секвенсор, например, Cakewalk Pro. Как правило, такая программа имеется в комплекте программного обеспечения вашей звуковой карты.
Страницы: 1, 2, 3