Рефераты. Структурная политика
Можно также
констатировать, что сформированная в эпоху развала СССР система национальных
производительных сил продолжает закреплять устаревшую схему равенства
экономических возможностей регионов. За период независимого и суверенного
развития Казахстана не сложились ярко выделяющиеся регионы – лидеры по
конкурентоспособности, уровень инновационного развития оставляет желать
лучшего.
Реализация мер по
снижению налогового бремени на экономику и дерегулированию деятельности
предпринимательства существенно изменит соотношение между «официальной» и
«теневой» экономикой.
Активное
проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики
не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это позволит увеличить к 2015 году по сравнению
с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые темпы
роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост
производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее чем в 3
раза и снизить энергоёмкость ВВП в 2 раза.
Результаты от
реализации стратегии к 2015 году в условиях интенсивного освоения месторождений
нефти и газа не приведут к коренному изменению структуры экономики и
промышленного производства.
Реализация
Стратегии позволит:
Увеличить к 2015
году удельный вес производства товаров в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%;
Повысить удельный
вес услуг научной и научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в
2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;
Замедлить
снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в2000 году
до 12-12,6% в 2015 году. (для сравнения: данный показатель без проведения
индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).
Вместе с тем без
реализации Стратегии доля добавленной стоимости горнодобывающих отраслей в
промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в том числе в
добыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации
Стратегии горнодобывающие производства составят только 46-47%. При этом доля
наукоемких и высокотехнологичных производств возрастет с 0,1% от ВВП в 2000
году до 1-1,4% в 2015 году.
Качественные
изменения произойдут в структуре добавленной стоимости обрабатывающей промышленности.
Доля металлургии и обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема
добавленной стоимости обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля
переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля
наукоемкой и высокотехнологичной продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000
году.
Будут расти и
прожиточный минимум, минимальная зарплата и пенсии. Реальные денежные доходы
населения страны увеличатся в 2,1-2,4 раза.
2.3.
Достигнутые результаты и основные направления совершенствования структурной
экономики до 2015 года.
В результате
реализации Стратегии индустриально-инновационного развития планируется к 2015
году увеличить ВВП страны в 3,5 раза. Структурная перестройка экономики,
внедрение инновационных технологий потребовала соответствующих инвестиций и не
только на добычу сырой нефти и природного газа. В решении проблем структурной
перестройки экономики решающая роль принадлежит тесному сотрудничеству и
партнерству частного и государственного секторов, сбалансированному развитию
сырьевых и обрабатывающих отраслей, основывающихся на новейших технологических
достижений. От уровня развития промышленности зависит выход Казахстана на
внешний рынок экспорт оказывает положительное влияние на все отрасли и
экономику страны в целом, если он представлен продукцией относительно высокой
степень переработки, к тому же диверсифицирована. Под кардинальные изменения
структуры и переориентацией казахстанского экспорта, любые попытки
модифицирования структуры импорта являются бесперспективными.
Реализация индустриально-инновационной
стратегии сопровождается в республике ростом инвестиционного спроса, который удовлетворяется
импортом станков, машин, оборудования, технологий, что не означает повышения
технологического уровня производства. Поэтому структурная перестройка
промышленности должна осуществляться только на базе современных технологий как
отечественных так и импортных, помогающих увеличить выпуск конкурентоспособной
по потребительским качествам продукции и обеспечить переход к новому
технологическому укладу.
Стратегия
индустриально- инновационного развития предусматривает крупномасштабную
государственную поддержку, что потребовало создание в Казахстане эффективной
системы социальных институтов развития:
Банк развития
(создан в 2001 году); Инвестиционный фонд (создан в 2003 году); Инновационный
фонд ( создан в 2003 году); Корпорация по страхованию экспорта ( создана в 2003
году).
Новые институты
развития от лица государства приняли негосударственное участие в реализации
индустриально- инновационной стратегии. Они обеспечили ресурсные решения
проблем, которые в силу высоких рисков на начальных стадиях развития, больших
единовременных затрат и других сдерживающих факторов, не могли быть решены частными
предпринимателями. Например, Банк развития Казахстана начал деятельность по
кредитованию отечественных предприятий работающих в несырьевом секторе
экономики. Институты развития стали движущей силой конкурентоспособной
экономики, так как стали вовлекать частные предприятия в инновационные процессы
на принципах партнерства и таким образом решать приоритетную задачу создание в
Казахстане конкурентоспособного индустриального сектора.
Стратегия
реформирования казахстанской экономики исходит из того что переход к рыночной
экономике состоялся. Современной модели экономики Казахстана присуще две
особенности характерные как для внешней так и внутренней политики:
Первая
особенность - активная позиция государства отношении расширения единого
экономического пространства, развития интеграционных процессов, создании
межгосударственных органов, координирующих экономическую политику различных
региональных объединений. На общем фоне глобализации Казахстан активно
сотрудничает в рамках ШОС, ЕВР АЗ ЭС и другие региональных объединений;
Вторая
особенность- создание конкурентоспособной экономики и механизма её
регулирования.
Экономический
рост Казахстана зависит нетолько от имеющегося экономического потенциала
(природно-ресурсного, производственного, трудового, научно-технического,
внешнеэкономического), но и от оптимальности отраслевой и региональной
структуры производства, развитости институциональной среды.
Анализ реального
изменения динамики ВВП за 15 лет суверенного и независимого развития Республики
Казахстан свидетельствует о наличии трех важнейших периодов развития страны. В
1991-1994 гг. наблюдалась тенденция спада, 1995-1999 гг.- это период
экономической стабилизации, а 2000-2005 гг.- период роста. Общая картина
динамики развития вполне закономерна для любой страны, переживающей
трансформацию, создающей суверенную экономику и выходящую на мировой рынок, при
имеющихся факторах развития. Реальный рост ВВП по отношению к 1990г.
свидетельствует о том, что экономика Казахстана к 2004 г. преодолела исходные
параметры роста и вышла на новые масштабы развития.
Исследование структурных
сдвигов и пропорций ВВП за годы независимого развития. (табл.5).
Динамика
реального изменения ВВП Республики Казахстан
(табл.5)
годы
Реальное изменение ВВП, в %
К 1990 г. (1990=100) к
предыдущему году
1991
89,0
89,0
1992
84,3
94,7
1993
76,5
90,8
1994
66,9
87,4
1995
61,4
91,8
1996
61,7
100,5
1997
62,7
101,7
1998
61,5
98,1
1999
63,2
102,7
2000
69,4
109,8
2001
78,8
113,5
2002
86,5
109,8
2003
94,5
109,3
2004
103,6
109,6
2005
113,4
109,5