|
Как видно из таблицы, реализовано молока в федеральный и региональный фонды в первом полугодии 1998 г. на 555 тыс. т больше, чем за аналогичный период 1997 г., причем, первым сортом - 1%, а несортового на 1% меньше, охлажденным - на 4% больше, чем в первом полугодии 1997 г. Это говорит о повышении внимания производителя к качеству реализуемой продукции. Наиболее успешная работа по повышению качества молока проводится в Ленинградской области, где в этом году его реализуется первым сортом 95%, вторым - 5%. а несортового нет, 100% молока сдается на молочные комбинаты охлажденным, при этом область реализовала в первом полугодии огромные объемы (124 тыс. т) молоко-сырья.
Хороших успехов добились животноводы Московской области, где при объеме реализации 224 тыс. т первым сортом в 1998 г. реализовано 89%, вторым - 10%, несортового - 1%, а охлажденным -79%.
В этих областях качество молока и молочной продукции находится в центре внимания госинспекций по качеству продукции как на областном, так и районном уровнях.
Плохо работают над качеством молока Астраханская и Ярославская области, где первым сортом в первом квартале 1998 г. реализовано только 64% молока, вторым - соответственно 24 и 33%, несортовым - 12 и 3% при сравнительно небольших объемах реализации (76 и 73 тыс. т).
В первом полугодии текущего года достигнуты наивысшие показатели качества реализованного молока,начиная с 1991 г.
По данным госинспекций по качеству молока и молочной продукции, бывших подведомственными Минсельхозпроду России, а в настоящее время в связи с сокращением из федерального бюджета передаваемыми в ведение субъектов РФ или ликвидируемыми, общего количества молока, полученного в хозяйствах Центрального и Центрально-Черноземного экономических районов Российской Федерации и доставленного на московские молокозаводы, из 82851 т 0,5% (459 т) оказалось с повышенной кислотностью, 10,5% (8774,4 т) - с пониженной, 13,8% (11492,4 т) - не выдержавшим алкогольную пробу. Молоко с повышенной кислотностью возвращено поставщикам. Наибольшее количество такого молока доставлено с ферм, заводов Московской, Рязанской, Владимирской, Нижегородской областей. Причина - отсутствие глубокого охлаждения. Кислое молоко, в основном, поступало на Царицынский молочный комбинат и Черкизовский молочный завод.
Молока, не выдерживающего алкогольную пробу, от заводов, ферм Московской области поступило 20%, Владимирской области - 16%, Рязанской - 9%. За первое полугодие 1998 г. в Москву поступило творога всего 4008,4 т, из них не соответствующего РСТ - 10,7 т (кислый, броженый), сметаны - 103.8 т - вся стандартная. Из-за плохой реализации молочной продукции (высокие розничные цены) в первом полугодии 1998 г. поступление творога уменьшилось по сравнению с тем же периодом 1997 г. на 478 т., сметаны - на 242 т.
Из общего количества молока (108078,0 т), полученного в хозяйствах Северного и Северо-Западного экономических районов, закупленного по импорту в Финляндии и доставленного на молочные заводы Санкт-Петербурга, свежим признано 108025.6 т (99,9%), кислым - 53,4 т (0,05% доставлено из Ленинградской области).
Основной причиной поступления молока с повышенной кислотностью является недостаточное охлаждение его у поставщиков.
За первое полугодие 1998 г. на молочные предприятия Санкт-Петербурга поступило 7105 т молока с пониженной плотностью (за этот период 1997 г. - 2244,4 т), что не соответствует требованиям ГОСТ 13264-70 "Молоко коровье. Требования при закупках".
Поставка молочной продукции на предприятия Санкт-Петербурга в первом полугодии 1998 г. (табл. 4) осуществлялась областями России и Финляндии. Сметаны поставлено 91,8 т (100% стандартной), творога жирного - 54 т (100%)), сливок натуральных - 1561 т (100%).
Таблица 4
Объемы поступления молока и молокопродуктов на молочные предприятия Санкт-Петербурга
Продукция.т
За первое полугодие
1998 г.
1997 г.
Молоко цельное сухое
819
1562
Молоко сухое нежирнос
1057
224
ЗЦМ
175
31
Сливки сухие
-
4
Сыры сычужные, творог жирный
279
352
Сыры сычужные нежирные
59
243
Масло сливочное
401
510
При приемке молока и молочных продуктов на молочных предприятиях Санкт-Петербурга имеются случаи расхождений между данными поставщиков и получателей по количеству и качеству. За первое полугодие 1998 г. их было 4091 (в первом полугодии 1997 г.- 2355).
7. Закупочные цены молокоперерабатывающих
предприятий на молоко и отпускные цены
на молоко и молочные продукты
Закупочные цены на молоко и отпускные цены на молоко и молочные продукты, включая НДС, для местной реализации по предприятиям молочной промышленности РФ (выборочно) представлены в табл. 5.
Таблица 5
Закупочная цена на молоко 1 сорта
Отпускные цены.руб
обрат возврат. с/х
молоко в пакетах 1 л, жирностью 3.2%
сметана жирностью 20%.
Дата
13.07
27.07
13.07
27.07
13.07
27.0
13.07
27.07
В среднем по России
1.32
1.30
0.40
0.34
2.96
2.92
11.39
11.1
Молоко сухое цельное
Казеин
Дата
13.07
27.07
13.07
27.07
В среднем по России
13.3
13.27
16.1
16.2
Творог жирностью 9%
Творог нежирный
Масло крестьянское
Дата
13.07
27.07
13.07
27.07
13.07
27.07
В среднем по России
10.87
10.86
7.61
7.61
21.90
21.74
Сыры сычужные твердые
Сыры плавленые, колбассы копченые
Молоко сухое обезжиренное
Дата
13.07
27.07
13.07
27.07
13,07
27.07
В среднем по России
20.0
20.0
15.83
15,83
9.08
9.08
Приведенные в табл. 5 данные оперативные, взяты выборочно на 49 молочных комбинатах в 35 субъектах Российской Федерации.
8. Система контроля качества молока
Когда дело касается качества молока, систематически должна контролироваться целая цепочка: генетика, выращивание, разведение и здоровье животных, доильные установки, системы охлаждения транспортировки, обслуживающий персонал.
В получении данных о состоянии молока и молочной продукции заинтересованы многие инстанции на разных уровнях (область, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Минсельхозпрод России, Госстандарт, Госторгинспекция и др.). Минсельхозпрод России и управления (департаменты, министерства сельского хозяйства) субъектов Российской Федерации своими решениями поручили осуществлять контроль качества молока госинспекциям по качеству продукции. Госветслужба осуществляет контроль по показателям безопасности молока, госинспекции - соответствия его качественных показателей требованиям стандартов. Эти службы имеют организационную вертикаль, она начинается с районного звена, затем - областное звено и замыкается соответственно на Департаменте ветеринарии и Департаменте продовольственных рынков, стандартизации, сертификации и качества продукции Минсельхозпрода России. В процесс контроля качества молока вовлечены более 70 госинспекций по качеству продукции во всех регионах России. Санэпиднадзор также имеет вертикаль, начинающуюся в районном звене, затем - областное звено и Департамент санэпиднадзора Минздрава России. Ветеринарная и санитарная службы имеют хорошо оборудованные лаборатории, позволяющие достоверно определять безопасность молока и молочных продуктов. Госинспекция по качеству продукции осуществляет контроль качества молока в лабораториях, расположенных на фермах и предприятиях - переработчиках.
Общий контроль за соблюдением требований стандартов на всех этапах производства молочной продукции и ее сертификацией осуществляют центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), расположенные в каждом районе (городе), непосредственно в процедуру сертификации молока и молочной продукции вовлечены органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитованные Госстандартом России.
Госторгинспекция осуществляет контроль качества молочной продукции на складах готовой продукции у производителя и в торговой сети.
Большая распыленность служб по контролю качества молока и молочной продукции по разным ведомствам приводит к несогласованности. параллелизму и дублированию в их работе, отнимает много рабочего времени у производителя при проведении бесконечных комиссий, создает обстановку неразберихи на местах.
Интересы развития молочной отрасли требуют объединения всех контролирующих служб, заинтересованных в качестве молока и молочной продукции, в единую молочную инспекцию, как это имеет место в Великобритании и Австралии.
Отстали от требований производства контрольная аппаратура и методики по определению качества молокосырья и молочной продукции, необходима большая работа по внедрению экспресс-методов при контроле качества молока на фермах и при приемке на молокозаводах. Образцы экспресс-анализаторов имеются во ВНИМИ.
В Программу отраслевой стандартизации и сертификации в агропромышленном комплексе на 1995-1998 гг. по группе однородной продукции "Молоко и молочные продукты" было включено 66 тем. Ввиду крайне неудовлетворительного финансирования (5,3 млрд руб., предусмотренные на выполнение этой программы в 1996 г., до настоящего времени не выделены) выполнено лишь 6 тем (три ОСТа и три ТУ). За счет корректировки тематики и финансирования из других источников за этот период разработано десять ОСТов и ТУ.
Из-за отсутствия средств не выполнены, в частности, такие важные для обеспечения безопасности молочной продукции темы, как разработка отраслевого стандарта и постановка на производство новых бактериальных заквасок, разработка технических условий "Продукты для школьного питания детей" (оба документа разрабатывались впервые).
В настоящее время постановлением совместного заседания коллегий Госстандарта и Минсельхозпрода срок выполнения программы продлен до 2000 г. Начата работа с отраслевыми институтами и производителями по уточнению тематики с учетом актуальности запланированных тем. Принципиально новый подход к рынку молочной продукции позволит решить вопрос финансирования разработок.
В целом российские стандарты не менее "жесткие" по отношению к качеству молока и молочной продукции, для их гармонизации необходимо унифицировать перечень показателей, а самое главное - унифицировать методики определения этих показателей. Эта работа уже проводится Госстандартом и Техническим комитетом "Молоко и молочная продукция" (ТК 186), в состав которого введены специалисты министерства.
9. Основные проблемы рынка
Основные проблемы рынка:
1. Повышение рентабельности производства молокосырья и связанное с ним улучшение системы животноводства.
2. Снижение цен на молокосырье.
3. Установление паритетных цен между промышленностью и сельским хозяйством.
4. Установление паритетных цен между сельским хозяйством и ТЭК.
5. Учет производителями молокосырья требований переработчиков к его качеству.
6. Создание современной службы госконтроля за качеством молока и молочной продукции, оснащенной необходимым оборудованием для лабораторного экспресс-контроля.
7. Гармонизация стандартов на молоко и молочную продукцию со стандартами ЕС.
8. Постепенное "подтягивание" качества производимых в России молока и молочной продукции под требования ЕС с целью сокращения их импорта.
9. Проведение рестуктуризации коллективных хозяйств с целью повышения ответственности работников за результаты своего труда и справедливой оплаты за качественно выполненную работу.
10. Повышение эффективности работы госинспекций по качеству молока и молочной продукции.
Список использованных ресурсов.
Различные web-источники, посвещённые реструктуризации предприятий.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.