Хотя современное ФПО отвечает почти всем требованиям, налагаемых на него работниками различных профессий, чего-то все равно всегда не хватает. Поэтому большим плюсом такого ПО является возможность его доработки и изменения. Что же касается разработки новых программных средств в АРМ, то она ведется по двум направлениям: создание нового ПО для новых профессий и специализация ПО для существующих профессий. В настоящее время наблюдается тенденция перехода к созданию АРМ профессионального назначения. Оно выражается в следующем:
· учет решаемых задач
· взаимодействие с другими сотрудниками
· учет профессиональных привычек и склонностей
· разработка не только ФПО, но и специальных технических средств (мышь, сеть, автоматический набор телефонных номеров и пр.)
Оснащение специалистов такими АРМ позволяет повысить производительность труда учрежденческих работников, сократить их численность и при этом повесить скорость обработки экономической информации и ее достоверность, что необходимо для эффективного планирования и управления.
Теперь рассмотрим программные комплексы для библиотек, которые представлены на российском рынке. Ведущий разработчик библиотечных систем - ГИВЦ (Главный информационно-вычислительный центр), выполнивший такие разработки АБИС, как «АС-Бибиотека», «АБИС-Бибиофил», «Библиотека для слепых». Также этим делом занимается БЕН РАН[1] («SOLAR», «Сочи», «DIISKAT»), ГПНТБ России («АС ГПНТБ», «ИРБИС»[2] и др.). Комплексы программных средств состоят из модулей ПО (программного обеспечения) автоматизированных рабочих мест (АРМ). То есть создаются АРМы, которые обеспечивают выполнение следующих функций: комплектование, обработка, обслуживание абонемента и др. В зависимости от выбранного комплекса программных средств.
С развитием ЭК крупных библиотек их библиографические ресурсы станут доступны читателям библиотек, не имеющих больших информационных ресурсов, через теледоступ, а также обмен CD-ROM. На пути создания систем теледоступа стоит серьезное препятствие - низкое качество отечественных телефонных линий, кроме того, использование сетей передачи данных, электронной почты смогут позволить себе немногие библиотеки в связи с высокой стоимостью сетевых услуг. Изыскиваются возможности вхождения наших библиотек в международные информационные сети типа INTERNET, создается собственная межведомственная библиотечная сеть РФ LIBNET.
Автоматизация в РГБ ведется в двух направлениях: в библиотеке работает АС «Информкультура», исполняющая роль информационного органа по культуре и искусству в РФ, а также создается АБИС РГБ, состоящая из различных банков данных, связанных между собой единой концепцией автоматизации в плане технологии, информационного и лингвистического обеспечения. Информационная система основана на использовании ЭВМ HEWLETT PACKARD (HP) 3000/48 и персональных компьютеров.
АС «Информкультура» включает около 86000 записей в составе 8 реферативно-библиографичеких БД (банков данных):
· культура и социокультурная деятельность в сфере досуга;
· библиотечное дело и библиография;
· музейное дело и охрана памятников;
· общие вопросы искусства;
· изобразительное искусство;
· музыка;
· эстетическое воспитание;
· культурная жизнь стран СНГ.
РГБ имеет сводные каталоги зарубежных карт, атласов, зарубежных нотных изданий, реализованных на собственном программном обеспечении. ЭК автографов содержит библиографические записи и факсимильные изображения страниц с дарственными надписями, получаемыми путем сканирования. РГБ совместно с другими библиотеками МК РФ работает над созданием сводных каталогов русской книги 1801-1917 г.г.
Локальная автоматизированная система БАПРФ реализована на базе ПП TEXTO/LOGOTEL, ОС NetWare 3.11. Пользователям БАПРФ предоставлен доступ в локальном и удаленном режимах к ЭК книг и картотекам периодики, а также базам данных библиотеки. Базы данных библиотеки находятся также на CD-ROM (энциклопедии, справочники, международная статистика, экономика, библиография и т.п.). БАПРФ осуществляет широкое международное сотрудничество в целях реализации взаимообмена документами и развития информационных технологий.
РНБ располагает одним из крупнейших в России книжным фондом (31 млн. ед. хранения). В ней реализованы 5 локальных сетей типа ETHERNET. Автоматизированная система РНБ в качестве программного обеспечения использует ППП ISIS (зарубежная разработка комплексной библиотечной системы), включает следующие подсистемы:
· «Иностранной книги» - комплектование и обработка новых поступлений иностранной литературы;
· «Отечественных периодических изданий» и «Зарубежных периодических изданий» - автоматизированная обработка и запись соответствующих видов литературы.
Всего в РНБ организовано и поддерживается 5 локальных (например, «Авторефераты диссертаций», «Иностранная книга» и др.) и 14 проблемно-ориентированных БД («Храмы С.-Петербурга», «Библиотеки дореволюционной России», «Рыночная экономика» и др.).
ГПНТБ России является сегодня одной из самых автоматизированных библиотек не только России, но и всего бывшего СССР. Около 200компьютеров и станций обеспечивают потребности библиотеки в автоматизированных технологиях. Основное программное средство, применяемое ГПНТБ России, служит ППП ISIS. С 1987 г. Ведется сводный каталог научно-технической литературы, отражающей сегодня фонды около 600 библиотек России и СНГ; переведен на средства ЛВС. Эта сеть поддерживает ЭК по всему потоку поступающей литературы с 1993 г. и целый ряд специализированных тематических баз данных: программ, неопубликованных переводов, адресно-справочных баз данных и электронных изданий. Комплекс проблемно-ориентированных баз данных дает пользователям возможность узконаправленного поиска и заказа литературы по заданной тематике или проблеме. Комплекс настольных или издательских систем, оборудованных высокопроизводительными лазерными принтерами, сканерами, текстовыми процессорами и издательскими пакетами, в совокупности со средствами оперативной полиграфии позволяют выпускать печатные издания: указатели, каталоги, методические пособия и т.д.
Посещают ГПНТБ около 500 человек в день, книговыдача только в читальных залах 2.9 млн. экз. в год. В целях совершенствования технологии обслуживания в читальных залах внедряются автоматизированные системы поиска и заказа литературы (АСПиЗ), работающие в локальном и сетевом режимах. Начата автоматизация процесса обслуживания на базе специализированных читальных залов. Для читателя работа АСПиЗ ведется в двух режимах: в подсистеме заказа литературы (ПЗ) и в подсистеме библиографического поиска (ПБП). ПЗ осуществляется для читателя, имеющего штрих код на читательском билете.
АСПиЗ литературы разработана с использованием штрих кодов, которые, являясь идентификатором отдельного экземпляра, используются для контроля за прохождением печатной единицы через автоматизированную систему. Читателю, зарегистрированному в системе, достаточно сделать отметку о заказе в режиме просмотра найденной им литературы, чтобы перейти в режим автоматизированного заказа. В фонде дежурный библиотекарь делает распечатку накопившихся заказов, подбирает литературу и передает на кафедру выдачи. Затем при помощи сканера с каждого экземпляра считывается штрих код. В памяти машины фиксируется вся заказанная литература, при выдачи ее сначала регистрируется читательский билет. На экране монитора высвечиваются данные о состоянии заказа читателя, что исключает возможность выдачи чужого заказа. При возврате операция считывания штрих кода повторяется. Сейчас АРМ обслуживания читателей (использование штрих кодов на книгах и читательских билетах) внедряется в других библиотеках России.
Разрабатываемый АРМ предназначен для ввода, хранения и обработки информации о библиотечных изданиях (монографиях, справочниках, сборников статей и т.п.), информации о место положении отдельных экземпляров (переплётов) каждого издания, сведений о книгообороте и данных о читателях. Реализация такого АРМ позволит значительно облегчить работу сотрудников библиотеки:
· Поможет быстро и оперативно получать требуемую информацию;
· Облегчит ввод данных;
· Позволит быстро получать отчёты;
· Позволит быстро и точно найти или подобрать читателю информацию об издании.
При разработке нового приложения необходимо разработать правильную структуру таблиц. Плохая структура приведёт к неэффективности и не возможности реализации некоторых функций. Хорошо продуманный набор таблиц не только помогает решать текущую задачу, но и оставляет задел для будущих модернизаций и усовершенствований, и что ещё более важно, значительно сокращает время написания программы, позволяет вызывать и обрабатывать данные, используя запросы и SQL-операторы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18