buf используется при обмене значений двух элементов}
begin
for i:=1 to 10 do begin
write('Введите элемент номер ',i,' -> ');
readln(a[i]);
end;
for i:=1 to n-1 do begin
jmin:=i;
for j:=i+1 to n do
if a[j]<jmin then jmin:=j;
buf:=a[i];
a[i]:=a[jmin];
a[jmin]:=buf;
write('Результат: ');
for i:=1 to 10 do write(a[i],' ');
readln;
end.
Другой способ — пузырьковая сортировка, он работает чуть быстрее, чем предыдущий. На первом этапе двигаемся от n-го элемента до 2-го и для каждого из них проверяем, не меньше ли он предыдущего; если меньше, то меняем местами текущий и предыдущий. В итоге первый элемент будет наименьшим в массиве. На втором этапе также проходим элементы от n-го до 3-го, на третьем — от n-го до 4-го, и т. д. В итоге массив будет отсортирован по возрастанию.
program BubbleSort;
...
var i,j: integer;
buf: integer;
for i:=2 to n do
for j:=n downto i do
if a[j]<a[j-1] then begin
buf:=a[j];
a[j]:=a[j-1];
a[j-1]:=buf;
Тип запись, также как и массив, является структурированным типом данных, то есть таким, переменные которого составлены из нескольких частей. В Турбо-Паскале существует возможность объединить в одну переменную данные разных типов (тогда как в массиве все элементы имеют одинаковый тип). Приведём пример такого типа. Пусть в переменной требуется хранить сведения о некотором человеке: ФИО, пол, адрес, телефон. Тогда для хранения этих данных будет удобен такой тип:
type tPerson = record
Name,Surname,SecondName: string[30];
Male: boolean;
Address: string;
Phone: longint;
Объявление переменной типа запись выполняется стандартно, с помощью var. Части записи (в нашем случае: Name, Surname, SecondName, Male, Address, Phone) называются полями. Обращение к полю записи в программе производится с помощью знака ‘.’ (точка). Пример обращения к полям:
var p: tPerson;
p.Surname:=’Иванов’;
p.Name:=’Иван’;
p.SecondName:=’Иванович’;
if (p.Phone<0) or (p.Phone>999999)
then writeln(‘Ошибка’);
Заметим, что в этом примере постоянно приходится обращаться к полям одной и той же переменной типа запись, и, следовательно, постоянно писать её имя. Есть возможность избавиться от этого неудобства. В Турбо Паскале есть оператор присоединения (with), который позволяет один раз указать, какой записью мы пользуемся и в дальнейшем писать только имена полей. Обычно этот оператор выглядит так:
with <имя_записи> do <оператор>;
Чаще всего в качестве оператора используется составной оператор.
Пример:
with p do begin
Surname:=’ Иванов’;
Name:=’Иван’;
Записи можно включать в состав более сложных переменных, например массивов и других записей. При необходимости хранения информации о сотрудниках некоторой организации может оказаться полезным массив:
const N = 30;
type tStaff = array [1..N] of tPerson;
Рассмотрим другой пример, где иллюстрируется использование вложенных записей. Пусть прямоугольник определяется координатами точки, являющейся его левым верхним углом, шириной, высотой и цветом линий. На Турбо Паскале эти сведения можно объединить в такую запись:
type tPoint = record
x,y: integer;
tRectangle = record
LeftTop: tPoint;
Width, Height: integer;
Color: integer;
Для такой записи можно применять ещё одну форму оператора with, которая может «присоединять» несколько имён записей, например:
var rect: tRect;
with rect, LeftTop do begin
x:=100;
y:=150;
Color:=11;
Без использования with появились бы выражения вида rect.Color, rect.LeftTop.x, rect.LeftTop.y и т. п.
Покажем теперь, как можно использовать массивы внутри записей. Предположим, что требуется хранить информацию уже не о прямоугольнике, а о произвольном многоугольнике. В этом случае потребуется задать количество точек в нём и список всех этих точек, то есть массив. Требуется предусмотреть возможность хранения сведений о многоугольниках с различным числом вершин, поэтому сделаем массив довольно большим, а реальное число вершин будем хранить в отдельном поле записи. Всё это будет выглядеть следующим образом:
const MaxVertex = 200;
type tPolygon = record
size: integer;
V: array [1..MaxVertex] of tPoint;
Color: tColor;
Существует разновидность записей, которая содержит так называемую вариантную часть. Для лучшего понимания рассмотрим их на примере. Пусть запись должна хранить полную информацию о геометрической фигуре: цвет, положение и размеры (для окружности — координаты центра и радиус, для прямоугольника — координаты левой верхней и правой нижней вершин, для квадрата — координаты левой верхней вершины и длина стороны). В принципе, можно было бы включить в запись все перечисленные выше поля, но в таком случае большинство из них часто оставались бы незанятыми, поэтому удобнее будет такое решение:
type tFKind = (fCir,fRect,fSqr);
tFigure = record
case kind: tFKind of
fCir: (Center: tPoint; r: integer);
fRect: (LeftTop,RightBottom: tPoint);
fSqr: (LT: tPoint; size: integer);
В этой записи имеется одно обычное поле (Color), а остальные 6 и представляют собой вариантную часть. Для окружности в ней имеются поля Center и r, для прямоугольника — LeftTop и RightBottom, для квадрата — LT и size. Фраза kind: tFKind не является обязательной, она служит для понимания того, какие поля к каким фигурам относятся. Можно написать просто case integer of ... и нумеровать варианты целыми числами. Заметим также, что в объявлении нашей записи нет слова end, относящегося к case.
Мы можем обращаться к любому полю вариантной части, однако следует помнить, что при записи данных в поле для одной фигуры поля для других фигур могут измениться. Чтобы понять, почему так происходит, достаточно рассмотреть способ хранения переменной типа tFigure:
Из рисунка видно, что вариантная часть хранится в одной части памяти, то есть поля могут накладываться друг на друга.
Процедура – последовательность действий (записанных на Паскале), названная каким-либо именем. Для того чтобы выполнить эту последовательность, нужно в соответствующем месте программы указать её имя (так, например, для очистки экрана при работе с графикой мы указываем ClearDevice;). Кроме того, что программа становится при использовании процедур короче и понятнее, процедуры можно вызывать из разных мест программы (в противном случае пришлось бы повторять в тексте программы одинаковые последовательности действий несколько раз).
Те действия, которые входят в процедуру, записываются до начала основной программы в следующем виде:
program ...
const ...
type ...
var ...
procedure MyProc;
{действия}
{основная программа}
Рассмотрим пример нахождения максимума из трёх чисел:
program Max1;
var a,b,c,m: integer;
write('Введите a: '); readln(a);
write('Введите b: '); readln(b);
write('Введите c: '); readln(c);
if a>b then m:=a else m:=b;
if c>m then m:=c;
writeln('Максимум = ',m);
Перепишем его с использованием процедуры:
program Max2;
procedure FindMax;
FindMax;
Этот вариант можно улучшить. Пока наша процедура может искать минимум только среди значений конкретных переменных a, b и c. Заставим её искать минимум среди любых трёх целых чисел и помещать результат в нужную нам переменную, а не всегда в m.
Чтобы была видна польза от такой процедуры, рассмотрим пример программы для поиска максимума среди чисел a+b, b+c и a+c:
program Max3;
procedure FindMax(n1,n2,n3: integer; var max: integer);
if n1>n2 then max:=n1 else max:=n2;
if n3>max then max:=n3;
FindMax(a+b,b+c,a+c,m);
writeln('Максимум из сумм = ',m);
В скобках после имени процедуры (в её описании) записаны так называемые параметры. Эта запись обозначает, что внутри процедуры можно использовать целые числа, обозначенные n1, n2 и n3, а также заносить значения в переменную типа integer, которая внутри процедуры называется max (а реально во время работы программы все действия производятся над переменной m). Параметры, в которых хранятся числа (n1,n2,n3) называются параметрами-значениями; а те, которые обозначают переменные (max) – параметрами-переменными, перед ними в описании ставится слово var. Параметры, на которые имеются ссылки внутри процедуры (n1, n2, n3, max), называются формальными, а те, которые реально используются при вызове (a+b, b+c, a+c, m) — фактическими.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11