Рефераты. Повышение эффективности процесса представления знаний

Повышение эффективности процесса представления знаний

Введение


С развитием общества трудовые ресурсы из сферы материального производства перераспределяются в сферу информационного обслуживания. Если вначале XX в. информационной деятельностью занималось до 10% общества, то к началу XXI в. до 50%. Резко уменьшилось время накопления знаний. Удвоение научных знаний происходит за 2-3 года. Знания, полученные специалистом в высшей школе, устаревают за 5-7 лет. Материальные затраты общества на информационные процессы уже превышают в целом затраты на энергетику. Информация становится предметом труда, и в результате этой трудовой деятельности возникает новый вид ресурса – информационный ресурс, который отражает интеллектуальный потенциал общества и переходит в экономическую категорию.

Экономический ресурс – основа развития наукоемкого производства, результаты которого проявляются в изделиях, превышающих по своим параметрам лицевые образцы. Информационный ресурс проявляется также в виде невещественной продукции – в лицензиях и патентах.

Технология регулирования информационного ресурса содержит: накопление данных, формирование знаний, организацию данных и представление знаний.

Накопление данных

Данные – это информация, представленная в форматизированном виде, что позволяет передавать и обрабатывать ее на базе технических средств.

Знание – отражение на основе мышления реальной действительности, регулируется человеком. Переход информации в знания осуществляется за счет интеллектуальной деятельности человека.

Если данные организовать под какую-либо задачу, то на их основе человек может принять решение по управлению и такие данные уже можно рассматривать как информацию.

Формирование знаний

Информацией является используемые для принятия решений данные. Данные предоставляются в виде информации, на основе которой могут быть приняты решения по управлению.

В знаниях выделяют три основные составные части:

Декларативные знания отражают количественные и качественные характеристики объектов. Они хранятся в базе данных.

Системные (понятийные) знания содержат не только определение понятий, но и описание свойств понятий и взаимосвязей между ними.

Алгоритмические (процедурные) знания задают способ решения задачи.

Для каждой задачи формируется алгоритм решения и программа решения. Совокупность алгоритмов решения взаимосвязанных задач в АСУ составляет алгоритмическую модель. Эта модель в отличие от информационного ресурса содержит не данные, а информацию. Включение ЭВМ в контур управления невозможно без наличия соответствующих программ.

Совокупность декларативных, понятийных и процедурных знаний хранится в базе знаний.

Информатизация общества

Информатизация – это комплекс мер, обеспечивающих наиболее полное применение достоверного знания во всех общественно значимых видах человеческой деятельности.

Управление производством во многом зависит от рационализации делопроизводства, своевременной передачи и получения необходимой оперативной финансово-бухгалтерской, отчетно-статистической и другой информации. Любой проект сопровождает большой объем нормативной, справочной и пояснительной документации. Это парализует деятельность служащих и технических работников. В делопроизводстве в России ежегодно используется до 4 трлн. страниц бумаги. В этих условиях решение проблемы информатизации общества возможно за счет ряда факторов:

Использование средств вычислительной техники во всех общественно значимых сферах общества. Это означает создание автоматизированных рабочих мест (АРМ), которые не только позволяют сократить объем бумажной продукции по прогнозам вдвое, но и на порядок уменьшают время оперативной и достоверной передачи информации при одновременном повышении ее качества и снижении количества исполнителей. Деловую корреспонденцию должны обеспечить службы электронной почты.

Поднятие престижа информационной деятельности и повышение производительности труда служащих в сфере управления производством. ЛПР должны обладать доступом в вычислительную среду, овладеть методами общения с ЭВМ. Языки общения с ЭВМ должны упрощаться при переходе к квазиестественным языкам.

Охват информацией всех слоев населения. Создание развитых каналов связи, снижение стоимости ПЭВМ, возможность подключения к телефонной сети для доступа к информационному ресурсу.


1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И ВЫВОД НА ЗНАНИЯХ


Данные и знания

При изучении интеллектуальных систем возникает вопрос – что же такое знания и чем они отличаются от обычных данных. Предложены несколько рабочих определений, в рамках которых это становится очевидным.

Данные – это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства.

При обработке на ЭВМ данные преобразуются, условно проходя следующие этапы:

D1 – данные как результат измерений и наблюдений;

D2 – данные на материальных носителях информации в виде таблиц, протоколов, справок;

D3 – модели (структуры) данных в виде функций, диаграмм, графиков;

D4 – данные в компьютере на языке описания данных;

D5 – базы данных на машинных носителях информации.

Знания основаны на данных, полученных опытным (эмпирическим) путем. Они представляют собой результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности.

Знания – это закономерности предметной области (принципы, связи, законы), полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области.

При обработке на ЭВМ знания преобразуются (трансформируются) аналогично данным:

Z1 – знания в памяти человека как результат мышления;

Z2 – материальные носители знаний (учебники, методические пособия);

Z3 – поле знаний – условное описание основных объектов предметной области и закономерностей их связующих;

Z4 – знания, описанные на языках представления знаний (моделях представления знаний) – продукционные языки или модели, семантические сети, фреймы, формальные логические модели;

Z5 – база знаний на машинных носителях информации.

Часто используется краткое определение понятия «знания»:

Знание – это хорошо структурированные данные, или данные о данных, или метаданные.


Для хранения данных используются базы данных, которые характеризуются большим объемом и сравнительно небольшой удельной стоимостью информации.

Для хранения знаний используются базы знаний, которые характеризуются небольшим объемом, но исключительно дорогими информационными массивами. База знаний – основа любой интеллектуальной системы.

Знания квалифицируют по двум категориям: поверхностные и  глубинные.

Поверхностные – знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в пределах области. Глубинные – абстрактные, аналогии или схемы, отображающие структуру и природу процессов, объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов. Пример поверхностных знаний: «при нажатии на кнопку звонка раздается звук». Пример глубинных знаний: «изучение принципиальной схемы звонка и электропроводки объясняют возникновение звука».

Современные экспертные системы работают в основном с поверхностными знаниями. Это связано с тем, что в настоящее время еще не разработаны универсальные методики, позволяющие выявлять и работать с глубинными структурами знаний.

В учебниках по ИИ знания делят на процедурные и  декларативные.

Исторически первичными были процедурные знания, управляющие данными в алгоритмических программах. Для изменения процедурных знаний требовалось изменять программы.

Однако с развитием ИИ увеличивалась роль декларативных знаний. И сегодня знаниями считаются предложения, записанные на языках представления знаний, приближенных к естественному и понятных неспециалисту.

Классы моделей представления знаний

Множество моделей (или языков) представления знаний для различных предметных областей может быть сведено к следующим классам:

Продукционные модели;

Семантические сети;

Фреймы;

Формальные логические модели.

Продукционная модель

Продукционная модель позволяет представить знания в виде предложений типа «Если (условие), то (действие)».

Продукционная модель – модель, основанная на правилах. Под «условием» понимается предложение – как образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний.

Под «действием» понимаются действия, выполняемые при успешном исходе поиска. Консеквентные действия могут быть промежуточными или терминальными.

Промежуточные – консеквентные действия выступают далее в качестве условий – антецедентов.

Терминальные – концевые действия являются целевыми, завершающими работу системы.

Чаще всего вывод на такой базе знаний бывает прямой (от данных к поиску цели) или обратный (от цели к исходным данным), подтверждающий вывод. Данные – это исходные факты, хранящиеся в базе фактов, на основании которых запускается интерпретатор правил, перебирающий правила из продукционной базы знаний.

Продукционная модель чаще всего применяется в промышленных экспертных системах – ЭС. Достоинства такой модели в наглядности, высокой модульности, легкости внесения дополнений и изменений и простом механизме логического вывода.

Семантические сети

Семантика – это наука, устанавливающая отношения между символами и объектами, которые они обозначают. Термин «семантическая» означает «смысловая»

Семантическая сеть – это ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги - отношения между ними. В качестве «понятий» выступают объекты, а «отношения» – это связи типа: «это» – (АКО), «имеет частью», «принадлежит».

Для семантических сетей характерной особенностью является обязательное наличие трех типов отношений: класс – элемент класса (цветок – роза); свойство – значение (цвет – желтый); пример элемента класса (роза – чайная).

­­­­­­­­­­­­Поиск решения в базе знаний типа семантической сети сводится к поиску фрагмента сети, соответствующей подсети, которая отражает запрос, поставленный к базе.


Рис. 1.1 Семантическая сеть.

Основным преимуществом данной модели представления знаний является то, что она более других соответствует  современным представлениям об организации долговременной памяти человека. Недостатком – сложность организации процедуры поиска вывода на семантической сети.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.