Билет № 23
1. Глобальная сеть Интернет привлекает
пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами). В
настоящее время услугами Интернета пользуются несколько сотен миллионов
человек.
Электронная
почта. Электронная почта —
наиболее распространенный сервис Интернета, так как она является исторически
первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного
наличия высокоскоростных и качественных линий связи.
Любой
пользователь Интернета может получить свой «почтовый ящик» на одном из
почтовых серверов Интернета (обычно на почтовом сервере провайдера), в
котором будут храниться передаваемые и получаемые электронные письма.
Чтобы
электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме текста послания, обязательно
должно содержать электронный адрес получателя письма.
Адрес
электронной, почты
записывается по определенной форме и состоит из двух частей:
имя_пользователя@имя_сервера
Имя_пользователя
имеет произвольный характер и задается самим пользователем; имя_сервера
жестко связано с выбором пользователем сервера, на котором он разместил свой
почтовый ящик. Например, имя почтового сервера компании МТУ-Интел — mtu-net.ru.
Соответственно имена почтовых ящиков пользователей будут иметь вид: user_name@intu-net.ru
Чтобы отправить электронное письмо,
отправитель должен подключиться к Интернету и передать на свой почтовый
сервер сообщение. Почтовый сервер сразу же отправит это письмо через систему
почтовых серве ров Интернет на почтовый сервер получателя, и оно попадет в
его почтовый ящик.
Одяако получатель получит письмо только после
того, как соединится с Интернатом и «скачает» почту из своего
почтового ящика на собственный' локальный компьютер.
Телеконференции. В Интериете существуют десятки
тысяч конференций или групп новостей (news), каждая из которых посвящена обсуждению
какой-либо проблемы. Любой конференции выделяется свой почтовый ящик на
серверах Интернета, поддерживающих работу этой телеконференции.
Пользователи могут посылать свои сообщения на
любой из этих серверов. Серверы периодически синхронизируются, т. е.
обмениваются содержимым почтовых ящиков телеконференций, поэтому материалы
конференций в полном объеме доступны пользователю на каждом таком сервере.
Принцип работы в телеконференциях мало чем отличается
от принципа работы с электронной почтой. Пользователь имеет возможность
посылать свои сообщения в любую телеконференцию и читать сообщения,
посланные другими участниками.
Файловые архивы. Большое количество серверов Интернета содержат
файловые архивы. Программное обеспечение, размещаемое на таких серверах,
можно разделить на две большие группы: свободно распространяемое программное
обеспечение freeware и условно бесплатное программное обеспечение
shareware.
Многие производители программного обеспечения
и компьютерного оборудования заинтересованы в широком бесплатном
распространении программного обеспечения. К таким программным средствам можно
отнести новые недоработанные (бета) версии программных продуктов, драйверы к
новым устройствам или улучшенные драйверы к уже существующим и т. д.
В рекламных целях на файловых серверах фирмы
часто размещают также условно бесплатное программное обеспечение (программы
с ограниченным сроком действия или программы с ограниченными функциональными
возможностями).
Для работы с серверами файловых архивов можно
использовать браузеры, однако удобнее пользоваться специальными программами,
которые называются менеджерами загрузки файлов.
Всемирная паутина. Всемирная паутина — это десятки
миллионов серверов Интернета, содержащих Web-страницы, в которых применяется
технология гипертекста.
Всемирная паутина — это вольный перевод
английского словосочетания World Wide Web, которое часто обозначается как WWW или Web. Воснову этой технологии положена технология
гипертекста, распространенная на все компьютеры, подключенные к сети
Интернет. Суть технологии гипертекста состоит в том, что текст
структурируется, т. е. в нем выделяются слова-ссылки. При активизации ссылки
(например, с помощью щелчка мышью) совершается переход на фрагмент текста,
заданный в ссылке.
Чтобы начать путешествие по Всемирной
паутине, необходимо подключиться к Интернету и запустить какой-нибудь
браузер. После загрузки начальной (домашней) страницы можно поступать
различными способами:
• воспользоваться ссылками загруженной
Web-страницы браузера;
• в строку Адрес ввести адрес (URL)
интересующей Web-страницы;
• работать с «закладками» Web-страниц.
2. Информация. Вероятностный подход к
измерению количества информации
Подход к информации как мере уменьшения неопределенности
знания позволяет количественно измерять информацию, что чрезвычайно важно
для информатики.
Пусть у нас имеется монета, которую мы
бросаем на ровную поверхность. С равной вероятностью про изойдет одно из двух
возможных событий — монета окажется в одном из двух положений: «орел» или
«решка».
Перед броском существует неопределенность
наших знаний (возможны два события), и как упадет монета — предсказать
невозможно. После броска наступает полная определенность, так как мы видим,
что монета в данный момент находится в определенном положении (например,
«орел»). Это приводит к уменьшению неопределенности ваших знаний в два раза,
поскольку из двух возможных равновероятных событий реализовалось одно.
Имеется формула, которая связывает между
собой число возможных событий N и количество информации: N = 2'.
По этой формуле легко определить число возможных
событий, если известно количество информации. Так, Для кодирования одного
символа требуется 8 бит информации, следовательно, число возможных событий
(символов) составляет: N - 28 - 256.
Наоборот, для определения количества информации,
если известно число событий, необходимо решить показательное уравнение
относительно /. Например, в игре «Крестики-нолики» на поле 4^ перед первым
ходом существует 16 возможных событий (16 различных вариантов расположения
«крестика»), тогда уравнение принимает вид: 16 = 21..
Таким образом, I=4 бит, т. е. количество
информации, полученное вторым игроком после первого хода первого игрока,
составляет 4 бит.
|
Билет № 24
1. Суть технологии гипертекста состоит в том,
что текст структурируется, т. е. в нем выделяются слова-ссылки. При
активизации ссылки (например, с помощью щелчка мышью) совершается переход на
фрагмент текста, заданный в ссылке.
Технология
WWW позволяет создавать ссылки (их иногда называют
гиперссылками), которые реализуют переходы не только внутри исходного
документа, но и на любой другой документ, находящийся на данном компьютере и,
что самое главное, на любой документ любого компьютера, подключенного к
Интернету.
Серверы
Интернета, реализующие WWW-технологию, называются Web-серверами, а
документы, реализованные по технологии WWW, — Web-страницами.
Гиперссылка
состоит из двух частей: указателя и адресной части. Указатель
ссылки обычно выделен синим цветом и подчеркиванием. Активизация указателя
гиперссылки вызывает переход на другую страницу.
1
Адресная часть гиперссылки представляет собой UBL-адрес документа, на который
указывает ссылка. Универсальный указатель ресурсов (URL — Universal Resource Locator)
включает в себя способ доступа к документу, имя сервера, на котором
находится документ, а также путь к файлу (документу).
Способ
доступа к документу определяется используемым протоколом передачи
информации. Для доступа к Web-страницам служит протокол передачи гипертекста
HTTP (Hyper Text Transfer Protocol). • Так, для титульной страницы Web-сайга
«Информатика и информационные технологии» универсальный указатель ресурсов
принимает вид:
http://schools.keldysh.ru/info2000flndex.htm
и
состоит из трех частей: http:// — протокол доступа; schools.kefdysh.ru —
имя сервера; /inf62000/index.htm — путь к файлу Web-страницы. Если компьютер
подключен к Интернету, то достаточно запустить один из браузеров, чтобы
отправиться в виртуальное путешествие по Всемирной паутине.
2. Визуальное
объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс: форма и управляющие
элементы
В
языках визуального объектно-ориентированного программирования (например. Visual Basic)
применяется визуальный метод создания графического интерфейса приложения и
объектный метод построения его программного кода.
Графический
интерфейс. Визуальное
программирование позволяет делать графический интерфейс разрабатываемых
приложений на основе форм и управляющих элементов.
В роли
основных объектов при визуальном программировании выступают формы (Forms),
форма представляет собой окно, на котором размещаются управляющие элементы.
Управляющие элементы —это командные кнопки (CommandButton), переключатели, или «флажки» (Checkbox),
поля выбора, или «радио-кнопки» (OptionsButton), списки
(LtstBox), текстовые поля (TextBox)
и др.
Событийная
процедура. Важное место ^технологии визуального объектно-ориентированного
программирования занимают события. В качестве события могут выступать
щелчок кнопкой мыши на объекте, нажатие определенной клавиши, открытие
документа и т. д. В качестве реакции на события запускается определенная
процедура, которая способна изменять свойства объекта, вызывать его методы и
т. д.
Например,
если пользователь производит какое-либо воздействие на элемент графического
интерфейса (нажимает командную кнопку), в качестве отклика
выполняется
некоторая последовательность действий (событийная процедура).
Имя
процедуры включает в себя имя объекта и имя события.
Объект
Событие()
Каждая
процедура представляет собой отдельный программный модуль, в начале и в конце
которого ставятся ключевые слова Sub и End:
Sub Объект_Событие() Программный код End Sub
В
качестве примера реализации событийной процедуры рассмотрим программу,
осуществляющую преобразование кода символа в изображение символа. Пусть
событием будет щелчок мыши по командной кнопке
Commandl:
Command! Click()
Преобразуем
числовой код в символ посредством функции Chr, аргументом которой является число, а
значением — символ. Например, значение функции Chr (221)—символ Э.
Для
печати результата на форме Formi используем метод Print:
Forml. Print srcA Тогда программа примет следующий
вид:
Sub Commandl Click() srcA - Chr(221) Forml.Print srcA End
Sub
Разрабатываемое
на языке Visual Basic приложение называется проектом.
Проект включает в себя не только форму с размещенными на ней управляющими
элементами, но и программные модули событийных процедур, которые описывают
поведение объектов приложения и взаимодействие объектов между собой.
|
Билет № 25
1.
Основные этапы развития вычислительной техники. Информатизация общества
Основные
этапы развития вычислительной техники. Первым прообразом современных компьютеров была
механическая аналитическая машина Чарльза Бэббиджа, которую он проектировал и
создавал в середине XIX в. Аналитическая машина должна была обрабатывать
числовую информацию по заранее составленной программе без вмешательства
человека. В аналитической машине имелись все основные устройства
современного компьютера: Склад (Память), Мельница (Процессор) и т. д.
Первые
электронно-вычислительные машины (ЭВМ), способные автоматически по заданной
программе обрабатывать большие объемы информации, были построены в 1946 г. в
США (ЭНИАК) и в 1950 г. в СССР (МЭСМ). Первые ЭВМ были ламповыми (включали в
себя десятки тысяч ламп), очень дорогими и очень большими (занимали громадные
залы), и поэтому их количество измерялось единицами, в лучшем случае
десятками штук. Они использовались для проведения громоздких и точных вычислений
в научных исследованиях, при проектировании ядерных реакторов, расчетов
траекторий баллистических ракет и т.д. Программы для первых ЭВМ, написанные
на машинном языке, представляли собой очень длинные последовательности нулей
и единиц, так что составление и отладка таких программ было чрезвычайно
трудоемким делом.
Производство
сравнительно недорогих персональных компьютеров с использованием БИС
(больших интегральных схем) началось в середине 70-х годов с компьютера Apple II
(с этого компьютера отсчитывает свое существование фирма Apple).
В начале 80-х годов приступила к массовому производству персональных
компьютеров корпорация IBM (компьютеры так и назывались IBM Personal Computer—IBM PC).
Персональные
компьютеры в состоянии обрабатывать не только числовую информацию. В
настоящее время большая часть персональных компьютеров в мире занята
обработкой текстовой информации. С 80-х годов стала возможной обработка на
компьютере графической информации, а с 90-х— звуковой. Современный
персональный компьютер превратился в мультимедийный, т. е. на нем можно
обрабатывать числовую, текстовую, графическую и звуковую информацию.
Информатизация
общества. С середины XX в.
начался постепенный переход от индустриального общества к информационному.
В информационном обществе главным ресурсом является информация, именно на
основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно
эффективно и оптимально строить любую деятельность.
В
качестве критериев развитости информационного общества можно выбрать три: наличие
компьютеров, уровень развития компьютерных сетей и доля населения,
занятого в информационной сфере, а также использующего информационные
технологии в своей повседневной деятельности.
Персональный
компьютер стал доступен массовому потребителю, и теперь в развитых странах
мира компьютер имеется на большинстве рабочих мест и в большинстве семей. В
настоящее время персональные компьютеры изготавливают и собирают тысячи фирм
в разных странах мира, и их производство превысило сто пятьдесят миллионов
штук в год.
Существенной
тенденцией в информатизации общества является переход от использования
компьютеров в автономном режиме к применению их в локальных и глобальных
сетях.
Развитие
глобальных компьютерных сетей началось в 80-е годы. В 1981 г. в сети
Интернет было лишь 213 компьютеров, к концу 80-х число подключенных к сети
компьютеров возросло до 150 тысяч, однако наиболее быстрый экспоненциальный
рост их количества происходил в 90-е годы, и к настоящему моменту в
Интернете насчитывается более 100 миллионов серверов.
По
данным ООН, в 90-е годы число работников, занятых в информационной сфере
(для которых обработка информации является основной производственной
функцией), возросло примерно на 25%, тогда как численность занятых в
сельском хозяйстве и промышленности сократилась соответственно на 10 и 15%.
Компьютеры
и информационные технологии интенсивно проникают и~в сферу материального
производства; инженер, фермер, специалисты других традиционных профессий
все чаще используют на своем рабочем месте компьютер.
2.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Назначение сетей
Создание
компьютерных сетей вызвано практической потребностью пользователей удаленных
друг от друга компьютеров в одной и той же информации. Сети предоставляют
пользователям возможность не только быстрого обмена информацией, но и
совместной работы на принтерах и других периферийных устройствах, и даже
одновременной обработки документов.
Локальные
компьютерные сети. Локальная
сеть объединяет компьютеры, установленные в одном помещении (например,
школьный компьютерный класс, состоящий из 8—15 компьютеров) или в одном здании.
В
небольших локальных сетях все компьютеры обычно равноправны, т. е.
пользователи самостоятельно решают, какие ресурсы своего компьютера (диски,
каталоги, файлы) сделать общедоступными по сети. Такие сети называются одноранговыми.
Если
к локальной сети подключено более десяти компьютеров, то одноранговая сеть
может оказаться недостаточно производительной. Для увеличения производительности,
а также в целях обеспечения большей надежности при хранении информация в
сети некоторые компьютеры специально выделяются для хранения файлов или
программ-приложений. Такие компьютеры называются серверами, а
локальная сеть — сетью- на основе серверов.
Каждый
компьютер, подключенный к локальной сети, должен иметь специальную плату
(сетевой адаптер). Между собой компьютеры (сетевые адаптеры) соединяются с
помощью кабелей.
Региональные
компьютерные сети. Локальные
сети не позволяют обеспечить совместный доступ к информации пользователям,
находящимся, например, в различных частях города. На помощь приходят региональные
сети, объединяющие компьютеры в пределах одного региона (города, страны,
континента).
Корпоративные
компьютерные сети. Многие
организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного
доступа (например, военные, банковские и пр.), создают собственные, так
называемые корпоративные сети. Корпоративная сеть может объединять
тысячи и десятки тысяч компьютеров, размещенных в различных странах и городах
(в качестве примера можно привести сеть корпорации Microsoft,
MSN).
Глобальная
компьютерная сеть Интернет.
Потребности формирования единого мирового информационного пространства
привели к созданию глобальной компьютерной сети Интернет. В настоящее
время на десятках миллионов компьютеров, подключённых к Интернету, хранится
громадный объем информации (сотни миллионов файлов, документов и т. д.) и
сотни миллионов людей пользуются информационными услугами глобальной сети.
Интернет
— это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные,
региональные и корпоративные сети и включающая в себя десятки
миллионов компьютеров.
В
каждой локальной или корпоративной сети обычно имеется; по крайней мере,
один компьютер, который имеет постоянное подключение к Интернету с помощью
линии связи с высокой пропускной способностью (сервер Интернета). Надежность
функционирования глобальной сети обеспечивается избыточностью линий связи:
как правило, серверы имеют более двух линий связи, соединяющих их с
Интернетом.
Основу,
«каркас» Интернета составляют более ста миллионов серверов, постоянно
подключенных к сети, из которых в России насчитывается более трехсот тысяч
(на начало 2001 г.).
К
серверам Интернета могут подключаться с помощью локальных сетей или
коммутируемых телефонных линий сотни миллионов пользователей сети.
|