|
Огромную роль в создании перспективной СДО играют последние достижения информатики, новейшие информационные и телекоммуникационные технологии. В качестве главных направлений перехода к образовательной парадигме XXI в. можно рассматривать следующие:
-
доступность за счет использования телекоммуникационных технологий, глобальных и локальных сетей ;
-
методы инновационного образования на основе использования перспективных информационных технологий;
-
Формирование систем образования как непрерывного образования на протяжении всей жизни;
-
реализация концепции опережающего образования, ориентированного на существование человека в информационном обществе.
СДО в ее современном
понимании, по сути, должна осуществлять глобальную информатизацию образования
во всех его проявлениях. Должна являться ключевым условием подготовки будущих
специалистов, способных ориентироваться и действовать в окружающем мире,
формировать в себе новое восприятие жизни, охватывать ее проблемные ситуации и
находить рациональные способы ориентации в них. Информатизация образования –
процесс, в котором политические, социально-экономические, технологические и
правовые механизмы тесно связаны на основе применения компьютеров,
информационных технологий и средств связи.
Критерием социального прогресса информатизации образования служит мера
доступности и автономии обучения, которую должно предоставлять дистанционное
образование каждому индивиду для его творческой самореализации.
Наибольшее распространение в последнее время получило использование в СДО
глобальной сети Интернет – одного из самых значительных демократических
достижений конца нынешнего века. Как ничто иное, она сумела интегрировать
компьютер и глобальные коммуникации, стала уникальным механизмом
распространения информации, объединила людей независимо от географического
положения. Сеть Интернет стала последним достижением, осуществившим переход к
информационному обществу. Первым шагом в этом направлении стала электронная
почта (E-mail) – наиболее эксплуатируемая сейчас услуга Интернет, которая
позволяет составлять текстовые сообщения на компьютере и отправлять их по сети
другим пользователям.
Но уже с середины 1993 г. с помощью специального программного обеспечения и
средств соединения документов пользователи посредством мыши стали
“путешествовать” по сети и черпать информацию благодаря созданию всемирной
“паутины” WWW (Word-Wide-Web), которая открыла новую страницу Интернет.
Интернет, WWW, электронная почта и многое другое становятся атрибутом
общества. Информационный прорыв Интернет оказал фундаментальное воздействие на
все сферы человеческой жизни, и прежде всего образование. Благодаря взрывному
росту Интернет, университеты во многих странах мира ускорили свои планы стать
полностью подключенными к сетям. Многие вузы, включая российские, выставили на
всеобщее обозрение собственные архивные и рекламные данные. Преподаватели
помещают свои программы, конспекты лекций, тесты и другие материалы на
Интернет. Стало вполне обычным обеспечивать студентов,
профессорско-преподавательский состав, сотрудников собственным электронным
адресом и входом в сеть. Студенты из пассивных пользователей Интернет
превращаются в писателей, издателей, репортеров и т.д., раскрывая творческие,
индивидуальные качества и навыки самовыражения.
Не меньшее значение в СДО имеет использование универсальных информационных
технологий и средств информатики: текстовых и графических редакторов,
электронных таблиц, средств управления базами данных, гипертекстов,
мультимедиа-технологий, экспертных систем, ГИС-технологий.
Рамки данной статьи не позволяют раскрыть все возможности новейших
информационных технологий, каждая из которых найдет свое место в глобальной
системе дистанционного образования. Хотелось бы остановиться на тех, которые
пока не нашли широкого распространения в образовательном пространстве, но
представляются весьма перспективными.
Это прежде всего мультимедиа-технологии. Учебные материалы можно
классифицировать по уровням. В этом случае выделяются три уровня . Учебные
материалы первого уровня представляют собой обычный текст, изредка прерываемый
вопросами, т.е. бумажные страницы учебника заменены страницами монитора.
Учебные материалы второго уровня – это информация, представленная в человеко
-ориентированной форме: аудио- и видеоинформация, двухмерная графика,
возможность активно вмешиваться в процесс обучения (осуществлять самоконтроль,
получать более детальное разъяснение по сложным разделам).
Учебные материалы третьего уровня используют мультимедиа-технологии, т.е.
одновременное использование различных средств представления информации. Здесь
имеются в виду трехмерная компьютерная графика, звуковой и видеоряд, динамика
изображений и, наконец, интерфейсы виртуальной реальности, позволяющей достичь
в обучающих программах предельной наглядности. Использование мультимедиа в образовании
выявило главное преимущество этой системы – наличие точек разветвления, т.е.
переход из одного места учебника в другое (гипертекст). Очень эффективным
является также сочетание аудиокомментариев с видеоинформацией, так как
появляется возможность разъяснять самые сложные процессы шаг за шагом, в
развитии.
Нельзя сбрасывать со счетов занимательность образования, организацию деловых
игр, что резко повышает интерес и внимание к учебному материалу. Учебные
материалы СДО, построенные на мультимедиа, должны стать весьма распространенным
явлением в будущем веке. Сюда следует добавить и голосовые синтезаторы,
всевозможные адаптеры, CD-ROM и пр.
Мощным ускорителем интеграционных процессов в образовании может стать
сочетание возможностей, открываемых новейшими геоинформационными (ГИС)
технологиями, которые являются наиболее динамично развивающимися технологиями в
настоящее время. Выход ГИС-технологий из традиционных рамок и интеграция в них
целого комплекса задач (экспертные системы, графические интерфейсы к традиционным
базам данных и др.), наглядность картографического представления
пространственно распределенных данных и многое другое делают их универсальным
средством в едином образовательном пространстве.
Использование в будущем в СДО ГИС-технологий обеспечит реализацию прав
человека на образование, формирование общемирового образовательного
пространства, решение управленческих задач на качественно новом уровне,
совершенствование международного сотрудничества, построение научно обоснованных
прогнозов, принятие решений и выбор приоритетов.
В заключение хотелось бы остановиться на роли информатики в развитии
опережающего образования. Сама информатика в данном случае выступает как
дисциплина в СДО. Информатика оказывает столь сильное воздействие на экономическую,
социальную, научно-техническую и культурную сферы жизни современного общества,
что повлечет за собой радикальные изменения не только в сфере производства и
деловой активности людей, но и во всей социальной сфере.
В этих условиях исключительно важно своевременно разработать и внедрить в
СДО новые принципы изучения информатики как фундаментальной естественно -
научной дисциплины. Понимание задач информатики, а также ее авангардной роли в
системе образования, безусловно, должно найти адекватное отражение в
программах, методиках и учебных планах перспективной системы высшего
образования, а также в системе переподготовки специалистов с высшим
образованием, и в первую очередь педагогов. Нет никакого сомнения, что в
перспективной системе ДО должны доминировать информационные компоненты. Ведь
жить и работать выпускникам этой системы придется уже в информационном
обществе, где приоритетную роль будут играть фундаментальные знания об
информационных процессах в природе и обществе, а также новые информационные
технологии.
Таким образом, на наш взгляд, в перспективе глобальная система ДО должна
представлять собой единый комплекс образовательных услуг, который включает:
глобальную сеть Интернет, WWW–серверы, другие атрибуты сетей; электронную
библиотеку учебных курсов, снабженную экспертной системой, позволяющей
автоматически формировать учебные курсы в зависимости от индивидуальных
запросов обучаемого; корпорационную систему управления учебным процессом во
всех его проявлениях, включая финансовые оборотные средства, а также его
обязательный атрибут – учебный курс фундаментальной информатики как естественно
- научной дисциплины.
Новые устройства и программы
Новый вид компьютера: как известно, со времен появления компьютера человечество стремится уменьшить его размеры, на данный момент пиком этого является Palmtop (электронный секретарь) – пик миниатюрности, переходной этап от компьютера к обычной записной книжке. Эти крохи, спокойно помещающиеся на ладони, способны выполнять довольно ограниченный круг задач: на них можно набрать текст, составить простенькую электронную таблицу, подготовить и отправить электронную почту… Однако они довольно нетребовательны по части дополнительных
устройств и модернизация им в большинстве случаев не нужна.
На данный момент стали появляться мониторы 21” и больше
Операционные системы: в настоящее время лидерство занимают Windows 98, Windows Millenium, Windows NT и Unix, а также Windows CE для palmtop.
Королем офисов является Microsoft Office 97/2000
Лучшими программами переводчиками являются Система Сократ и ПРОМТ.
Наиболее популярными бухгалтерскими программами являются Microsoft Excel и 1C:Бухгалтерия
Лучшим антивирусом является AVP (AntiViral Toolkit Pro) Евгения Касперского, в его базе находится около 49000 вирусов.
Комплектующие для персонального каждый месяц разрабатываются новые и модернизируются старые, на данный момент как мне кажется основными параметрами является следующее:
Оперативная память – 128 Мегабайт DIMM (но начали создавать и более быструю SDRAM)
Жесткий диск – 20 Гигабайт
Cd-rom – dvd-rom – 50 скоростные
Видео карта – 32 Мегабайта
Материнская плата должна иметь разъём USB
Компьютерные новости
Англичане приступают к созданию нового интернета. Правительственной программой по развитию электроники и коммуникаций в Великобритании предусмотрено финансирование весьма амбициозного проекта по изобретению улучшенной версии глобальной компьютерной Сети. Примерно так же 10 лет назад в одной из европейских лабораторий родился современный интернет
Интернет выдержал испытание на прочность. Трагедия в США показала, что интернет не только занял свое место среди СМИ наряду с телевидением, радио и газетами, но и выдержала испытание на прочность. Несмотря на огромный наплыв посетителей, устремившихся на сайты известных агентств и американских спецслужб, опорная сеть справилась с нагрузкой, несмотря на замедление трафика.
Новый вирус Nimda страшнее, чем Code Red. Последствия быстро распространяющегося в последние сутки вируса Nimda могут быть хуже, чем результаты появления в Сети вируса Code Red, заявил министр юстиции США Джон Эшкрофт (John Ashcroft). Этот "червь" распространяется как через электронную почту, так и через интернет, заражая веб-страницы и компьютеры пользователей, посещающих сайты, хостящиеся на зараженных серверах
Ущерб от вирусов в этом году почти достиг $12 млрд. Общий ущерб от действия компьютерных вирусов в этом году уже почти достиг $12 млрд. и по данным на 22 сентября составил $11,8 млрд. Пока что это меньше, чем в 2000 году, когда ущерб от вирусов достиг $17,1 млрд., и чем в 1999 году ($12,1 млрд). Такие данные приводит в своем отчете исследовательская компания Computer
Русские хакеры "надули" известного продавца валюты. Компания Flooz.com, специализировавшаяся на продаже онлайновой валюты, похоже, стала очередной жертвой русских хакеров. Деятельность мошенников окончательно погубила интернет - компанию, дела которой и так шли не блестяще из-за спада на онлайновом рынке и отсутствия новых инвестиций. Теперь компания вынуждена прекратить свою работу.
Литература:
1. Тихонов А.Н., Иванников А.Д. Информатизация российского
образования и общества в целом//Международное сотрудничество. – 1997. – № 4.
2. Латыпов Р. Интернет: к новому типу образования?//Высшее образование в России. – 1997. – № 3.
3. Колин К.К. Опережающее образование и проблемы информатики//Международное сотрудничество. – 1996. – № 2.
4. Интернет рассылка – Новости компьютерного рынка
5. Информатика в системе дистанционного образования на рубеже XXI в. http://www.ido.ru - В.И. Солдаткин
6.Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис.- Л.:Наука, 1989 г.
7.Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных компь-
ютеров. М., Наука, 1987 г.
8. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. 6-е изд., перераб.
и доп. М.:Финансы и статистика,
КомпьютерПресс 1995.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.