Рефераты. Моделирование творческого процесса p> Весьма показателен в этом смысле и «плебисцит», проведенный на основе передачи по первой программе Центрального радиовещания 29 июня 1976 г. Цель его—выяснить; как радиослушатели оценивают творческие возможности машин и какой они представляют себе машинную музыку. Для этого им предложили прослушать три мелодии и определить, кто является их автором—человек или машина. Результат, опроса в отношении одной из мелодий был неожиданным. В своих письмах радиослушатели отмечали, что в этой мелодии «чувствуется душа», она «отличается мелодичностью, пленяет слух, проникает в сердце», что «конечно же, такую музыку мог написать только человек», «никакая машина не сможет заменить человека в этом тонком творческом процессе, и не надо пытаться это делать».

Авторы 125 писем (из 130, поступивших в редакцию) были твердо убеждены, что эта мелодия написана композитором (только 5 человек с некоторыми оговорками приписывали ее машине). И 125 человек из 130, хотели они этого или нет, дали тем самым весьма высокую оценку творческим возможностям машины, показав ошибочность своего представления о машинной музыке. А мелодию эту сочинила машина по программе автора, описанной ниже
(см. гл. 5).

Часто оказывается, что если слушатели не знают о «нечеловеческом» происхождении музыки, то и воспринимают ее как вполне «нормальную», не отличающуюся от обычной. Так, на Международном совещании по искусственному интеллекту, проходившем в городе Репино (под Ленинградом) в 1977 г., на русском и английском языках прозвучала «ИИ-кантата»—своего

-ИИ-КАНТАТА»
[pic]
Рис. 2.2. Гимн искусственному интеллекту.

рода гимн искусственному интеллекту, сочиненный по предложению Оргкомитета совещания (рис. 2.2). Слова написал А. Аверкин, а музыка была сочинена на машине «Урал-2» по программе, описанной в книге Р. X. Зарипова (1971а).
Исполненная в непринужденной обстановке оркестром и певцами, эта песня была воспринята как обычное музыкальное произведение, и не все участники совещания сразу поверили, что - музыку этого гимна сочинила машина*).
Результаты этого эксперимента, проведенного многократно, подтверждают следующий факт: при моделировании на ЭВМ таких форм музыкального творчества, как сочинение мелодий массовых песен, получены машинные результаты, которые не -только соизмеримы с человеческими, но в ряде случаев превосходят последние по качеству. Это позволяет судить о высокой степени изученности механизма порождения таких мелодий и подтверждает правильность выбранных принципов моделирования.
Этот эксперимент представляет собой реализацию идеи Тьюринга об испытании на интеллектуальность («игре в имитацию»)
__________________________________________________________________

*) Заметим, кстати, что все нотные примеры, полученные машиной по программам автора, публикуются им без всяких изменений и корректировок.

ИИ-КАНТАТА
Музыка ЭВМ «Урал-2» Слова А. Аверкина
Вас встречает Решино—
Тут простор мечтам.
Интеллект искусственный
Мудр не по летам.
Диалог с программами,
ЭВМ с экранами,
Шимпанзе с бананами
Мы покажем вам.

Припев:
Искусственный интеллект
Стал теперь проблемой века.
С искусственным интеллектом
Мы прославим человека. ;
Нам читают лекции
Главные спецы —
Всех систем искусственных
Деды и отцы.
Фреймы и сценарии
Внукам мы оставили,
Пусть в них разбираются
Наши молодцы.

Припев
Мы ведем дискуссии,
За окном весна —
И модель без этого
Будет не полна. .
Пусть там ходят роботы
И качают хоботом. Мы же кубок дружеский
Осушим до дна.

Припев

AI-CANTATA
Music: Computer «Ural-2» Text: A. Averkin
We meet. you in Repino — Hope, we'll be kind. •Artificial Intelligence Has a plastic mind, Look at machine's conversation, Robot's travel simulation,
Monkey in logic of action And what else you'll find.

Refrain:
Artificial Intelligence!
It became the greatest problem.
Artificial Intelligence!
It glorifies Homo Sapiens.
At the joint conference There are experts — Of every system intellect
Dadies and granddads. Frames and scripts in memory We present to our children, Now they are studied by Our progeny.

Refrain
We're discussing Robotics. Outside it's spring, ' Add spring to your Theory
— It will be complete. • Let it. be the robot's peace With a swinging proboscis. We'll empty a frendly glass And then we shall sing.

Refrain применительно к музыке. Тьюринг (А. Тьюринг, 1960) предложил судить о наличии «интеллекта» по результатам «игры в имитацию», которая сводится к следующему. В игре участвуют некое лицо (эксперт) и две системы А и В, одна из которых—человек, а другая — машина; Эксперт, не видя этих систем, задает любые вопросы системам А и В и, анализируя их ответы, должен определить, какая из них является машиной. Если он не сможет, определить этого в течение заданного временив то такая машина считается «интеллектуальной».
Из результата упомянутого выше эксперимента следует; что программа- композитор, синтезирующая эти мелодии, выдерживает тест Тьюринга*).
__________________________________________________________________

*) Напомним, что создание программ, выдерживающих тест Тьюриига, входит в перечень конкретных задач, относимых к проблеме искусственного интеллекта
(см. введение).

Нужно отметить, что мелодии композиторов в эксперименте — независимо от та качества или: отношения к ним слушателей — являются результатом той профессиональной деятельности-человека, которую принято называть творчеством. Здесь имеется в виду, что продукты художественного творчества
—это не только мировые шедевры искусства: Седьмая («Ленинградская») симфония Д. Шостаковича в интерпретации Е. Мравинского, «Вариации на тему рококо» П. Чайковского в исполнении Д. Шафрана, романс «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки в исполнении И. Козловского и. т. п., но и многие тысячи других произведений. Поэтому не следует нигилистически отмахиваться от тех продуктов художественного творчества, которые по тем или иным причинам не стали шедеврами или просто популярными, ибо причина популярности художественного произведения — особая проблема, не изученная до настоящего времени.

Практика проведения упомянутого выше эксперимента показывает, что понятие, продукта художественного творчества ассоциируется у слушателей преимущественно (за редким исключением) лишь с популярными произведениями, наиболее им знакомыми. И даже более того — не столько с популярными, сколько с наиболее значительными по их эстетическим качествам, можно сказать, в некотором смысле—с шедеврами мирового искусства. Ведь нередки случаи снисходительного отношения даже к творчеству оригинальнейших композиторов, создавших, например, эпоху в советской песне. .

У композитора—члена Союза композиторов СССР—высокий уровень профессионализма и мастерства; у композитора, окончившего консерваторию (и не только Московскую),— тоже достаточно высокий уровень, чтобы произведения его" могли быть эталоном в подобном эксперименте. Ведь мелодия такого композитора обязательно включает в себя элементы профессионализма. Студенты на учебных занятиях «набивают руку» в технике и впоследствии используют эти навыки в своей творческой практике уже автомагически. Все это особенно ощутимо проявляется в тонкостях, в деталях, что, собственно, и отличает профессионала от дилетанта, от самодеятельного сочинителя музыки.
Композитор-профессионал просто уже органически не может писать как дилетант, ибо он приучен или привык писать профессионально. (Чтобы предостеречь очевидные возражения, следует сразу же оговориться: здесь имеются в виду общие правила, а не возможные исключения из них.) Таким образом, эксперимент помогает оценить степень «профессионализма» в машинной музыке, а отнюдь не степень ее «художественности».

Остановимся теперь на высказываниях некоторых участников эксперимента о том, что мелодии композиторов, использованные в эксперименте, серые и бездарные, и только поэтому машинные мелодии получили более высокую оценку.
Авторы этих высказываний, находясь под гнетом установки «машина не может», забывают, что задача заключается пока не в машинном создании шедевров или произведений искусства, а прежде всего в выявлении закономерностей музыкальных композиций как результата творческого процесса д в их машинном воспроизведении. Кроме того, проблема заключается и в способе отыскания объективных (межличностных) критериев оценки продуктов художественного творчества.

Оппонентам трудно изменить установку, отношение к понятию художественного творчества. Следует, однако, помнить что знакомые многим, а тем более любимые произведения, это лишь малая часть—капля .в океане того, что создается в результате художественного творчества. А все остальные произведения — как это ни печально и ни горько для их авторов — остаются безвестными и часто никогда и 'никем не исполняются, но от этого они не перестают быть продуктами художественного творчества. Здесь часто происходит терминологическая путаница. Понятие о продукте (или результате) художественного творчества необоснованно смешивается с понятием о произведении искусства, к которому предъявляются повышенные эстетические требования, а эту тонкость в понятиях, очевидно, не все улавливают.

Аналогичная ситуация имеет место ив других видах художественного творчества.

§ 1.3. Синтезирование — частный случаи моделирования

Синтезирование и моделирование. Синтезирование в музыке.

Выше уже отмечалось, что один из этапов моделирования — синтез, построение модели и воспроизведение результата функционирования этой модели
(синтез результата). В общем случае такое синтезирование не является самоцелью, а служит для последующего„сравнения модели с оригиналом, в результате которого проверяется соответствующая теория и гипотеза;
Бывают, однако, случаи, когда цель экспериментов—синтезирование нового, и тогда сходства с оригиналом не требуется; больше того, оно может оказаться нежелательным. Так, средства электронного синтеза— электромузыкальные инструменты—позволяют получать тембры, как имитирующие классические музыкальные инструменты (скрипка, кларнет, рояль и т. п.), так и новые, неизвестные в музыкальной практике. В первом случае происходит моделирование известных тембров, во втором более уместно говорить .просто о синтезировании новых тембров. Очевидно, что первое значительно труднее—ведь для этого надо знать количественные характеристики звучания инструментов.

Другой пример. Моделирование и синтезирование (сочинение) музыки имеют между собой много общего и внешне вроде бы не отличаются друг от друга: ведь результатом как моделирования, так и сочинения (синтезирования) музыки на вычислительной машине служат музыкальные композиции—музыкальные пьесы, записанные в виде обычной нотации. Однако моделирование музыки не сводится к синтезированию (сочинению) музыки. Для моделирования необходима знать параметры имитируемого объекта тогда как просто для синтезирования этого не требуется,— любой произвольный набор параметров синтезирует обязательно что- то, но не моделирует. Таким образом, моделирование и собственно синтезирование (сочинение) имеют разные цели, разные задачи. Иначе говоря, моделирование—это синтезирование с последующей оценкой сходства модели и оригинала.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.