Рефераты. Информация как предмет защиты

Свойство защищенность входит составной частью в более сложное свойство ин­формационной системы - безопасность информации. Безопасность информации, при­менительно к техническим системам, кроме противоборства СЗИ и СИН в информаци­онном конфликте, отражает и другие аспекты качества обрабатываемой, передаваемой и хранимой информации.

В свою очередь, декомпозиция свойства безопасность в соответствии с целями СИН по отношению к объектам защиты позволяет выделить элементарные информационные свойства - конфиденциальность, сохранность, целостность. При этом данные свойства зависят как от защищенности, так и от программной и аппаратной надежности, а также от информационной устойчивости. Применительно к свойству защищенности инфор­мации простейшие свойства определяются способностью системы защиты достигать той или иной степени соответствующих элементарных целевых эффектов, заключаю­щихся в препятствии системе нападения получать, разрушать или искажать информа­цию.


Таким образом, иерархическую взаимосвязь основных свойств, субъектами проявления которых являются различные аспекты безопасности информации, представлена на рисунке.

Доступность входной информации нарушается при:

- неисправности технических средств (отсутствии систем резервирования аппаратуры, устройств бесперебойного питания);

- несвоевременном предоставлении документов при последовательной обработке одного и того же документа несколькими исполнителями;

- занятости программ обработки информации другим пользователем при отсутствии сетевой версии программы коллективного пользования.

 

Целостность выходной информации нарушается при:

- ручном вводе информации в ЭВМ при отсутствии внешнего независимого механизма контроля ввода информации;

- распечатке документов на принтерах общего пользования, когда распечатанный документ не сверяется с первоисточником;

- передаче информации по каналам связи без специальных средств поддержания целостности (ЭЦП, контрольных кодовых групп, других специальных идентификационных признаков);

- копировании документов без сверки полученных и исходных документов;

- регистрации документов в журналах (книгах, папках) учета без проверки соответствия учетных данных и исходных документов;

- хранении документов без специальных средств контроля целостности хранилищ документов (документы дня и другие папки документов);

- ручном раскассировании документов в раскладки клиентов;

- ручном пересчитывании купюр одним сотрудником без применения технических средств.

 

Конфиденциальность информации нарушается при:

- передаче и приеме информации по незащищенным системам телекоммуникаций и локальных сетей;

- ведении переговоров по телефонам МГТС;

- передаче и приеме факсов на аппаратах общего пользования по линиям МГТС;

- размножении документов без учета копий на технических средствах общего доступа;

- распечатке информации на принтерах на неучтенных носителях (бумаге);

- распечатке конфиденциальной или любой другой информации ограниченного доступа на принтерах общего пользования;

- неисправности механизмов управления доступом к информации или техническим средствам, позволяющим выполнять функции, доступ к которым должен быть ограничен, при сохранении работоспособности остальных механизмов системы.

Приведенный перечень событий носит примерный характер, и для каждой информационной системы он является уникальным.



2. 4. Роль информации в предпринимательской

деятельности.

2.4.1. Информация как товар.

Современное общество называется информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и не производственная деятельность человека, его повседневная сфера общения безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией, и сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все большей - как распространение информационных продуктов и услуг. И уже вряд ли стоит возражать против сложившихся и укоренившихся в теории и практике употребления таких словосочетаний как "информация - это товар". Тем более, что отнесение информации к категории "товара" юридически закреплено законодательно: информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев предусмотренных законодательством РФ. Что же такое товар вообще и, конкретно, товар - информация?

Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главным из которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.

Потребительские свойства информации - это не просто набор ее источников (документов) в области решаемой проблемы. Это та сумма отобранных, переработанных и представленных в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель (предприниматель, инженер, менеджер, руководитель) с учетом его экономических, социальных, психических возможностей и особенностей может с максимальным успехом решать стоящую перед ним проблему.

Следующим важнейшим свойством информации, как товара, является ее цена. Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, т.е. на рынке под воздействием спроса и предложения. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Формирование цены на информационные продукты и услуги осуществляется на основе анализа рентабельности предлагаемой информации и конъюнктуры рынка. Например, создание автоматизированных баз данных. Факторами, влияющими на установление цен, являются затраты на разработку информационного продукта, качество представленной информации, а также ожидаемый спрос на тот или иной информационный продукт.

Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться, как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот прибыли (дохода), который может быть получен фирмой в результате получения коммерческой информации. Следующим свойством товара является его жизненный цикл. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - это время существования товара на рынке. Фазы ЖЦТ обычно делят на внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение и спад.

Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более короткий жизненный, а наиболее технически совершенные товары короткий (2-3 года). Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков.

Указанные особенности относятся и к информации как товару, жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей организации.

Наряду с указанными свойствами информация (информационные ресурсы) характеризуются следующими особенностями:

- неисчерпаемостью - по мере развития общества и роста потребления его запасы не убывают, а растут;

- сохраняемостью - при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;

- несамостоятельностью - проявляет свою "движущую силу" только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).

Таким образом, информация как особый вид ресурсов и фактор общественного развития становиться и особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара. Наблюдается переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации, на новой информационной технологии как совокупности информационно-технологических процессов.

На сегодня рынок информации в России многообразен и динамичен. Активно используя самые совершенные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных потребностей и начинает доминировать в российской экономике наряду с энергетическим рынком. Чтобы оценить масштабность рынка информации, достаточно посмотреть на его структуру.

В число основных секторов этого рынка входят:

- традиционные средства массовой информации (телевидение, радио, газеты);

- справочные издания (энциклопедии, учебники, словари, каталоги и т.д.);

- справочно-информационные службы (телефонные службы, справочные бюро, доски объявлений и др.);

- консалтинговые службы (юридические, маркетинговые, налоговые и др.);

- компьютерные информационные системы и базы данных.



2.4.2. Значимость информации

Информация может быть важной и точной и в то же время бесполезной, поскольку ее недостаточно для понимания и действия. То, что конкурент меняет рекламное агентство - информация важная, но в изолированном виде она сообщит не много. Ее следует не отбрасывать, а соотнести с другой информацией, что может принести видимую пользу. Два толкования, приведенные раздельно или параллельно, позволяют судить о значимости информации. Первое называется «циркуляция». Оно состоит в быстрой циркуляции информации среди лиц, имеющих к ней отношение, в надежде на возможность установления связи с иной информацией. Ваш коммерческий директор определенно установит связь между изменением рекламного агентства и слухом о готовящемся выпуске новой продукции.

Второе толкование называется «синтез» оно состоит в соединении всех обрывков информации, что похоже на сбор головоломки, для воссоздания полного образа. Это не всегда легко, потому что часто не достает частей или они не подходящей формы. Иногда наоборот, части идеально подходят, давая ясное представление о ситуации: закрытие завода, изменение линии продукции и анализ баланса позволили предприятию понять, что у конкурентов были трудности с государственной казной. Чаще приходиться проделывать определенный путь при формировании гипотезы: попытку синтеза, циркуляцию, связав это с исследованием вспомогательной информации для того, чтобы добиться ясного и полного образа. Анализ, синтез, циркуляция составляют основные операции обработки информации.

Руководитель аналитической службы фирмы, который впервые принимается за исследование информации, охотно верит, что он натолкнется на скудность источников. Применив методику 4К+1 (текст + фирма + беседа + консультант + джокер) он может оказаться, перед изобилием источников. Отсюда неизбежен вопрос: так ли необходимо подписываться на 500 газет, подключаться к 50 банкам данных и говорить с 300 собеседниками? Единственное средство для определения полезности источников и их немногословности - постоянная проверка этих источников по двум критериям: обеспечение и эффективность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.