Алгоритмы могут быть описаны различными
способами:
·
записаны на
естественном языке;
·
изображены в виде
блок-схемы;
·
записаны на
алгоритмическом языке;
·
закодированы на языке
программирования.
Для кодирования алгоритма на языке
программирования необходимо знать синтаксис языка, т. е. его основные
операторы, типы переменных и др. В школе знакомятся в основном с языком программирования
Бейсик.
Язык программирования Basic (Beginner's All-purpose Symbolic
Instruction Code —
многоцелевой язык для начинающих) был разработан в 1964 году. Языки программирования, в том числе и Basic, развиваются, обогащаются новыми возможностями, и в результате возникают
различные версии языка (Бейсик-Агат,
MSX-Basic, QBasic, VisualBasic).
Команды и различные типы алгоритмических структур
реализуются на языке программирования с помощью операторов. Каждый оператор
имеет свой формат.
Команда
Формат оператора
Ввод данных
INPUT <список переменных>
Команда
PRINT <список переменных>
Присваивание
LET <переменная> = <арифметическое выражение>
Команда ветвления
IF <условие> THEN <операторы> ELSE <операторы>
Команда цикла
FOR <переменная> FROM <арифметическое выражение> ТО <арифметическое выражение>
<операторы> NEXT <переменная>
В формат операторов, кроме ключевых слов, входят
переменные и арифметические выражения. Переменные бывают различных типов, тип
переменной определяет, какие значения может принимать эта переменная. В Бейсике
переменные могут быть следующих типов: целые (А% = 5), вещественные (А = 3.14), символьные (А$ = "информатика") и массивы DIM А(М, N). Массивы представляют собой одномерные
или двумерные таблицы.
Арифметические выражения могут включать в себя:
числа, переменные, знаки арифметических выражений, стандартные функции и
круглые скобки. Например, арифметическое выражение, которое позволяет определить
величину гипотенузы прямоугольного треугольника, будет записываться следующим
образом: SQR (А*А + В*В).
Стандартные функции позволяют вычислить значения
математических функций, например стандартная функция SIN
(X) позволяет вычислить
значения математической функции sin х.
Вспомогательные алгоритмы реализуются на Бейсике
с помощью подпрограмм. Для перехода на подпрограмму используется специальный
оператор, его формат: GOSUB <номер строки>. Возврат из подпрограммы реализуется с помощью
оператора RETURN.