|
Примечание. Литературный источник: собственная разработка.
В тех случаях, когда затраты на текущий и капитальный ремонт отдельных видов основных средств значительны и производятся в течение года неравномерно, может создаваться ремонтный фонд по утвержденным предприятием нормативам отчислений от стоимости соответствующих видов основных средств за счет издержек производства. Норматив разрабатывается сроком на 5 лет в твердой фиксированной сумме или в процентах к первоначальной стоимости основных средств.
Для учета ремонтного фонда (резерва) используется пассивный синтетический счет 96 «Резервы предстоящих расходов» субсчет «Ремонтный фонд (резерв)». Отчисления в ремонтный фонд отражаются в учете, исходя из 1/12 части их сметной годовой суммы: Д-т счета 20 «Основное производство» (23, 25, 26, 29), К-т счета 96 «Резервы предстоящих расходов». В дальнейшем все затраты, связанные с ремонтом основных средств, покрываются за счет созданного ремонтного фонда: Д-т счета 96 «Резервы предстоящих расходов» субсчет «Ремонтный фонд (резерв)», К-т счета 23 «Вспомогательные производства», 10 «Материалы» (70, 69, 68 и др.).
При подрядном способе ремонта предприятие заключает с подрядчиком договор. Подрядчик предъявляет заказчику сумму счета, которая списывается в Д-т счета 20 «Основное производство» (23, 25, 26, 29,44), либо Д-т счета 97 «Расходы будущих периодов», либо Д-т счета 96 «Резервы предстоящих расходов» с К-та счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На сумму НДС делается проводка: Д-т счета 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам», К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Следует отметить, что важнейшими задачами учета ремонта основных средств являются: документальное оформление ремонтных работ; определение объема и фактической себестоимости выполненного ремонта; контроль за использованием средств ремонтного фонда по назначению; своевременные расчеты с подрядными организациями за выполненные ремонтные работы.
Модернизация основных средств может быть 2-х видов: малая модернизация и модернизация комплекса средств труда (технологических линий). Малая модернизация проводится в процессе капитального ремонта отдельных видов машин и оборудования и, как правило, затраты связанные с такой модернизацией учитываются аналогично, как и при ремонте основных средств. Затраты по модернизации комплекса средств труда учитывают по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а по ее окончании списываются в дебет счета 01 «Основные средства».
На УП УП «Агропромэнерго» модернизация в 2004 г. не осуществлялась.
2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств
Инвентаризация основных средств представляет собой проверку и документальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского учета [26, с.191].
В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, сроки их проведения и т.д.) определяется руководителем организации. Этим же законом определены случаи, когда проведение инвентаризации обязательно: при реорганизации или ликвидации организации;
при смене руководителя организации и материально-ответственных лиц; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при выявлении фактов хищения и порчи имущества, в иных случаях, предусмотренных законодательством.
При проведении инвентаризации основных средств следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Минфином РБ 05.12.1995 г.
Инвентаризация проводится комиссией, которая назначается руководителем предприятия (на основании приказа).
До начала инвентаризации рекомендуется проверить наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов, наличие документов на основные средства, сданные или принятые предприятием в аренду и на хранение.
Результаты инвентаризации оформляются описями (Приложение С), которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами. Основные средства, которые не являются собственностью данного предприятия оформляются отдельными инвентаризационными описями. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами [24].
По данным инвентаризационных описей по выявленным расхождениям составляются сличительные ведомости, к которым прикладываются объяснения материально-ответственных лиц.
Выявленные при инвентаризации излишки основных средств приходуются за счет увеличения финансовых результатов, а в учете делается запись: Д-т счета 01 «Основные средства», К-т счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» субсчет 1 [26, C.I 92].
Выявленные при инвентаризации недостачи основных средств отражаются проводками:
- Д-т сч. 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств», К-т сч. 01 «Основные средства» - на первоначальную стоимость;
- Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств», К-т сч. 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму начисленной амортизации;
- Д-Т СЧ. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», К-т сч. 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - на остаточную стоимость недостающих объектов основных средств.
Если установлены виновные лица в недостаче основных средств и имеется решение о взыскании остаточная стоимость списывается: Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» - на сумму недостачи с учетом НДС, К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на стоимость недостающих объектов основных средств без НДС, К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» -на сумму НДС [26, с. 192].
Погашение виновными лицами суммы недостачи в добровольном порядке отражается : Д-т сч. 50 «Касса», К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; в случае удержания из заработной платы в принудительном порядке - Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Когда конкретные виновники недостачи не установлены или суд отказал во взыскании с них стоимости недостающих объектов, то убытки относятся на финансовые результаты: Д-т сч. 92 «Внереализационные доходы и расходы» (субсчет 2), К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Следует отметить, что все записи на счетах бухгалтерского учета производятся на основании протокола инвентаризационной комиссии, а удержания с виновных лиц - на основании приказа руководителя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.