Рефераты. Эффективность использования основных фондов

На унитарном предприятии при проведении капитального ремонта учет за­трат ведется по отдельным объектам или группам основных средств. Приемка объектов по окончании капитального ремонта производится по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объек­тов ф. ОС-3. Следует отметить, что вступившей в силу с 1 августа 2004 г.Инструкцией о порядке бухгалтерского учета основных средств предусмотрена форма ОС-2 данного акта.

Предприятия могут применять несколько способов включения в себестои­мость продукции расходов по ремонту основных средств. На исследуемом предприятии ремонты производятся хозяйственным способом; ремонтный фонд не создается. Фактические затраты по ремонту основных средств учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства» (субсчет «Ремонт основных средств»). Если ремонт текущий, а затраты на его проведение составляют не­значительный процент в себестоимости выпускаемой продукции стоимость ре­монта списывается по направлениям затрат: Дт счета 20 «Основное производ­ство», (23, 25, 26). Если ремонт капитальный и затраты на его проведение зна­чительны, их относят в дебет счета 97 «Расходы будущих периодов» с после­дующим списанием по направлениям затрат равными долями в течение опреде­ленного периода (года).

Например, в сентябре-октябре 2004 г. на унитарном предприятии был про­изведен капитальный ремонт профиленакатного п/автомата в ремонтном цехе. В соответствии с дефектно-сметной ведомостью (Приложение М) для ремонта полуавтомата со склада были отпущены: запасные части на сумму 809,5 тыс. руб., прочие материалы - 147,5 тыс. руб. Начислена заработная плата ремонт­ным рабочим - 291,9 тыс. руб. На заработную плату начислены отчисления по социальному страхованию - 0,88 тыс. руб. составлены проводки согласно таб­лице 7.

Таблица 7.

Дебет счета


Кредит счета


Содержание хозяйственной операции

Сумма, тыс.

руб.

1


2


3


4


23 «Вспомогатель­ные производства» субсчет 3

10 «Материалы» суб­счет 5 «Запасные час­ти»

Включение стоимости запас­ных частей в затраты на ре­монт основных средств

809,5

23 «Вспомогатель­ные производства» субсчет 3

10 «Материалы» суб­счет 6 «Прочие мате­риалы»

Включение стоимости мате­риалов в затраты на ремонт

147,5

 

23 «Вспомогатель­ные производства» субсчет 3

70 «Расчеты с персо­налом по оплате тру­да»

Включение в затраты зара­ботной платы ремонтных ра­бочих

291,9

 

23 «Вспомогатель­ные производства» субсчет 3


69 «Расчеты по соци­альному страхованию и обеспечению»


Отчисление на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве -0,3%


0,88


 

97 «Расходы буду­щих периодов»


23 «Вспомогательные производства» суб­счет 3

Списание стоимости закон­ченного ремонта основных средств

1249,8


 

Примечание. Литературный источник: собственная разработка.


В тех случаях, когда затраты на текущий и капитальный ремонт отдельных видов основных средств значительны и производятся в течение года неравно­мерно, может создаваться ремонтный фонд по утвержденным предприятием нормативам отчислений от стоимости соответствующих видов основных средств за счет издержек производства. Норматив разрабатывается сроком на 5 лет в твердой фиксированной сумме или в процентах к первоначальной стои­мости основных средств.

Для учета ремонтного фонда (резерва) используется пассивный синтетиче­ский счет 96 «Резервы предстоящих расходов» субсчет «Ремонтный фонд (ре­зерв)». Отчисления в ремонтный фонд отражаются в учете, исходя из 1/12 части их сметной годовой суммы: Д-т счета 20 «Основное производство» (23, 25, 26, 29), К-т счета 96 «Резервы предстоящих расходов». В дальнейшем все затраты, связанные с ремонтом основных средств, покрываются за счет созданного ре­монтного фонда: Д-т счета 96 «Резервы предстоящих расходов» субсчет «Ремонтный фонд (резерв)», К-т счета 23 «Вспомогательные производства», 10 «Материалы» (70, 69, 68 и др.).

При подрядном способе ремонта предприятие заключает с подрядчиком до­говор. Подрядчик предъявляет заказчику сумму счета, которая списывается в Д-т счета 20 «Основное производство» (23, 25, 26, 29,44), либо Д-т счета 97 «Расходы будущих периодов», либо Д-т счета 96 «Резервы предстоящих расхо­дов» с К-та счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На сумму НДС делается проводка: Д-т счета 18 «НДС по приобретенным товарам, рабо­там, услугам», К-т счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Следует отметить, что важнейшими задачами учета ремонта основных средств являются: документальное оформление ремонтных работ; определение объема и фактической себестоимости выполненного ремонта; контроль за ис­пользованием средств ремонтного фонда по назначению; своевременные расче­ты с подрядными организациями за выполненные ремонтные работы.

Модернизация основных средств может быть 2-х видов: малая модерниза­ция и модернизация комплекса средств труда (технологических линий). Малая модернизация проводится в процессе капитального ремонта отдельных видов машин и оборудования и, как правило, затраты связанные с такой модерниза­цией учитываются аналогично, как и при ремонте основных средств. Затраты по модернизации комплекса средств труда учитывают по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а по ее окончании списываются в дебет счета 01 «Основные средства».

На УП УП «Агропромэнерго» модернизация в 2004 г. не осуществлялась.


2.5 Инвентаризация и переоценка основных средств

Инвентаризация основных средств представляет собой проверку и доку­ментальное подтверждение фактического их наличия, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгал­терского учета [26, с.191].

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» порядок проведения инвентаризации (количество инвента­ризаций в отчетном году, сроки их проведения и т.д.) определяется руководите­лем организации. Этим же законом определены случаи, когда проведение ин­вентаризации обязательно: при реорганизации или ликвидации организации;

при смене руководителя организации и материально-ответственных лиц; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при выявлении фактов хище­ния и порчи имущества, в иных случаях, предусмотренных законодательством.

При проведении инвентаризации основных средств следует руководство­ваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансо­вых обязательств, утвержденных Минфином РБ 05.12.1995 г.

Инвентаризация проводится комиссией, которая назначается руководите­лем предприятия (на основании приказа).

До начала инвентаризации рекомендуется проверить наличие и состояние инвентарных карточек, технических паспортов, наличие документов на основ­ные средства, сданные или принятые предприятием в аренду и на хранение.

Результаты инвентаризации оформляются описями (Приложение С), кото­рые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и матери­ально-ответственными лицами. Основные средства, которые не являются соб­ственностью данного предприятия оформляются отдельными инвентаризаци­онными описями. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов должна быть произведена с учетом рыночных цен, а износ определен по действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке и износе соответствующими актами [24].

По данным инвентаризационных описей по выявленным расхождениям со­ставляются сличительные ведомости, к которым прикладываются объяснения материально-ответственных лиц.

Выявленные при инвентаризации излишки основных средств приходуются за счет увеличения финансовых результатов, а в учете делается запись: Д-т сче­та 01 «Основные средства», К-т счета 92 «Внереализационные доходы и расхо­ды» субсчет 1 [26, C.I 92].

Выявленные при инвентаризации недостачи основных средств отражаются проводками:

- Д-т сч. 01 «Основные средства» субсчет «Выбытие основных средств», К-т сч. 01 «Основные средства» - на первоначальную стоимость;

- Д-т сч. 02 «Амортизация основных средств», К-т сч. 01 «Основные сред­ства» субсчет «Выбытие основных средств» - на сумму начисленной амортиза­ции;

- Д-Т СЧ. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», К-т сч. 01 «Основ­ные средства» субсчет «Выбытие основных средств» - на остаточную стои­мость недостающих объектов основных средств.

Если установлены виновные лица в недостаче основных средств и имеется решение о взыскании остаточная стоимость списывается: Д-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» - на сумму недостачи с учетом НДС, К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - на стоимость недостающих объ­ектов основных средств без НДС, К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» -на сумму НДС [26, с. 192].

Погашение виновными лицами суммы недостачи в добровольном порядке отражается : Д-т сч. 50 «Касса», К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; в случае удержания из заработной платы в принудительном по­рядке - Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», К-т сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

Когда конкретные виновники недостачи не установлены или суд отказал во взыскании с них стоимости недостающих объектов, то убытки относятся на финансовые результаты: Д-т сч. 92 «Внереализационные доходы и расходы» (субсчет 2), К-т сч. 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Следует отметить, что все записи на счетах бухгалтерского учета произво­дятся на основании протокола инвентаризационной комиссии, а удержания с виновных лиц - на основании приказа руководителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.