Наиболее важным элементом имущества юридического лица является уставный капитал. Уставный капитал имеет постоянную величину, зафиксированную в учредительных документах; его увеличение или уменьшение может быть произведено лишь путем внесения изменений в устав. В период деятельности предприятия размер наличных имущественных фондов может не совпадать с соответствующей величиной уставного капитала, если иное не предусмотрено прямым указанием закона. Уставный капитал в ряде случаев является исходной величиной для определения иных имущественных фондов. Так, для коммерческих банков Центробанк устанавливает предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска. В акционерных обществах резервный фонд находится во взаимосвязи (процентном соотношении) с уставным капиталом.
Для покрытия непредвиденных потерь и убытков создается резервный фонд. В обязательном порядке он создается в случаях прямо предусмотренных законом. Порядок формирования и использования резервного фонда определяется уставом. Иногда закон не только устанавливает минимальный размер резервного фонда, но и определяет порядок его формирования. Коммерческие организации могут создавать также резервные фонды на предстоящую оплату отпусков, расходов на ремонт основных средств и другие цели. Правовой режим такого рода резервов заключается в том, что при их создании предприятия и организации вправе списывать затраты на себестоимость продукции, исходя из нормативов отчислений в указанные фонды, утверждаемых в установленном порядке самими экономическими субъектами. Если же такие фонды не создаются, тогда затраты на указанные цели, например на ремонт основных фондов, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) по соответствующим элементам затрат (материальные затраты, затраты на оплату труда и др.).
В коммерческих организациях могут создаваться и резервы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями и организациями, и отдельными лицами с отнесением сумм резервов на результаты хозяйственной деятельности, то есть прибыль или убытки.
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в срок, установленный договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга. Если до конца года, следующего за годом создания резервов сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то не израсходованные суммы присоединяются к прибыли соответствующего года. Сложным регулированием характеризуется правовой режим прибыли, он включает в себя: понятие прибыли; порядок и методы ее определения; обязательства по уплате налогов из прибыли; отнесение в установленном порядке сумм ответственности перед государством и контрагентами на прибыль.
Прибыль - итог многоплановой деятельности предприятия. Процесс образования прибыли подвергается правовому регулированию в целях охраны публичного интереса, получения от предпринимателей части полученного ими дохода. Налоговое регулирование прибыли предполагает необходимость установления определенных требований к бухгалтерскому учету и отчетности.
Учет и отчетность субъектов предпринимательской деятельности представляют собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об имуществе, обязательствах предприятий и организаций, их движении. В экономике рыночного типа экономические субъекты самостоятельно определяют свою учетную политику; вместе с тем публичные интересы государства и общества требуют соблюдения и некоторых общих правил в организации учета и отчетности. Это необходимо, в частности, для установления обоснованных налоговых отношений между государством и субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность. Для обеспечения интересов государства и общества необходимо, чтобы деятельность предприятий и организаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), подведению финансовых результатов, определению налогооблогаемой базы строилась по единым правилам, обеспечивающим сбалансированные финансовые отношения экономических субъектов с государством и муниципальными образованиями. Учет и оценка результатов коммерческой деятельности являются необходимым условием эффективного функционирования экономических субъектов. Только основываясь на достоверных, постоянно учитываемых сведениях о материальных ресурсах, их производственном использовании можно принимать экономически обоснованные решения. В системе учета отчетности предприятий и организаций важнейшее место занимает бухгалтерский учет, основными задачами которого являются формировании полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой как самой организации, так и внешним пользователям. Правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета установлены Федеральным законом РФ "О бухгалтерском учете" (принят Государственной Думой 23 февраля 1996 г.), а также другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Заключение
В соответствии с Гражданским кодексом РФ индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли.
Индивидуальным предпринимателем является гражданин, решивший вести предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрировавшийся в установленном порядке.
Основное отличие положения ПБОЮЛ от положения учредителя юридического лица - хозяйственного общества - объем ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то есть по решению суда взыскание может быть обращено на все имущество, кроме того имущества, на которое, в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Учредитель же юридического лица (ООО и АО) несет имущественную ответственность только в пределах внесенного вклада в уставный капитал общества.
Что же тогда привлекает в этой форме ведения бизнеса?
Основное преимущество на данный момент - это упрощенный порядок регистрации и прекращения деятельности ПБОЮЛ. На втором месте стоит упрощенная система ведения бухгалтерского и налогового учета. Учет ведется в книге учета доходов и расходов котловым методом, то есть фактически не требуется специальное бухгалтерское образование. На втором месте - потому что и юридическое лицо может перейти на упрощенную систему налогообложения и отчетности, если является субъектом малого предпринимательства.
Налоговое бремя для ПБОЮЛ относительно не тяжелое, по сравнению с традиционной системой налогообложения у юридических лиц.
ПБОЮЛ уплачивает следующие основные налоги:
- налог на доходы физических лиц (13%) либо стоимость патента (10 МРОТ - 1-й год),
- НДС до 18 % (можно получить освобождение, если за 3 предшествующих последовательных месяца сумма выручки без учета НДС и НСП не превысила в совокупности 1 млн. руб.),
- налог с продаж - 5% (некоторые товары не облагаются НСП - актуально для торговли),
- налог с имущества физических лиц (уплачивается ПБОЮЛ, если в его собственности находятся жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения; самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок),
- единый социальный налог (взнос) - 22,8 % со своего дохода за вычетом расходов на ведение предпринимательской деятельности (и 35,6 % с зарплаты работников, если таковые имеются).
При известных условиях ПБОЮЛ является плательщиком акцизов, налога с владельцев транспортных средств, платы за пользование водными объектами.
Для индивидуальных предпринимателей открытие расчетного счета не является обязанностью, как для коммерческого юридического лица.
Индивидуальный предприниматель вправе использовать в своей деятельности труд других граждан, но только привлекая их на основе договоров гражданско-правового характера (договоров подряда, возмездного оказания услуг и т.д.).
Занятие предпринимательской деятельностью засчитывается в общий трудовой стаж, что дает право на получение пенсии.
Индивидуальным предпринимателем может стать любой полностью дееспособный гражданин, то есть достигший совершеннолетия или эмансипированный несовершеннолетний с 16 лет. Исключение составляют государственные служащие, а также военнослужащие. Лица с ограниченной дееспособностью (злоупотребляющие спиртными напитками или наркотическими средствами, а также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет) могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия законных представителей. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, то есть имеющие на это разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел, имеют право получить статус индивидуального предпринимателя и заниматься предпринимательской деятельностью по месту постоянного проживания.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица только с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г.)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая статьи 1- 453) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.07.2006 г. №138-ФЗ; с изменениями на 27 июля 2006 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2006 года).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая, статьи 454 - 1109) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.06.2006 г. №19-ФЗ; с изменениями на 2 февраля 2006 года)
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с изменениями на 2 февраля 2006 года).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изменениями на 13 июня 2006 года)
6. Федеральный закон РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года №129-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.07.2005 г. №83-ФЗ).
7. Федеральный Закон РФ от 14 июня 1995г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (ред. от 02.02.2006).
8. Федеральный Закон РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изменениями на 18 июля 2006 года).
9. Федеральный закон РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
12. Постановление Правительства РФ от 26.01.2006. N 45 Об организации лицензирования отдельных видов деятельности.
13. Касьянова Г. Организация документооборота на предприятии Экономика и жизнь 1998, № 1 //
14. Моисеев М Предпринимательская деятельность граждан: Понятие и конститутивные признаки // Хозяйство и право, 2007, № 3//
15. Никитин Е. Правовой статус гражданина-предпринимателя без образования юридического лица // Российская юстиция, 2007, №2//
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6