Рефераты. Юридическое лицо

Категория личного статута чрезвычайно важна для юриди-ческого лица, поскольку, как было подчеркнуто, именно он от-вечает на главный вопрос - является ли данное лицо юридичес-ким, т. е. обладает ли волей, относительно независимой от воли лиц, объединяющихся в нем, иными словами, самостоятельным субъектом права. Таким образом, каждое иностранное юриди-ческое лицо подчиняется иностранному (своему) правопорядку в вопросах возникновения, существования, деятельности и лик-видации, а также возможных способов и форм преобразования. Тем же правопорядком регулируется и объем правоспособно-сти юридического лица, устанавливаются ее пределы. Личный закон юридического лица, кроме того, указывает формы и поря-док выступления юридического лица во внутреннем и внешнем хозяйственном обороте. Содержание личного статута дает отве-ты на вопрос о том, вправе или не вправе рассматриваемое юри-дическое лицо в своей деятельности выходить за рамки отече-ственной юрисдикции и каковы условия, формы и специальные требования, предъявляемые к такому выходу. Следовательно, решение проблем личного статуса, личных прав в отношениях данного юридического лица с третьими лицами находится все-цело в сфере действия личного статута.

При ликвидации юридического лица, действующего за гра-ницей и имеющего на территории иностранного государства имущество, в том числе и недвижимое, личный закон, а не закон места нахождения вещи, как это обычно бывает в международ-ном частном праве, будет решать судьбу последнего. В отдель-ных случаях обязательственных отношений, т. е. тогда, когда личность стороны в определенного рода обязательствах приоб-ретает особое значение (например, при выдаче гарантии или по-ручительства, имеющих акцессорный характер), содержание прав и обязанностей сторон в таком отношении будет также подчиняться личному закону юридического лица, являющегося подобной стороной, а не закону, избранному сторонами для ре-гулирования взаимоотношений в рамках основного обязатель-ства, или закона, применимого к существу отношения в силу коллизионной нормы.

2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Правовой режим деятельности иностранных инвесторов

В вопросе правового положения иностранных юри-дических лиц на территории России отечественный правопоря-док исходит из закрепленного в действующем праве РФ, прежде всего Гражданском кодексе и Законе «Об иностранных инвести-циях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. (а ранее в Законе РСФСР об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г.), для юри-дических лиц - иностранных инвесторов - принципа националь-ного режима: «Правовой режим деятельности иностранных инве-сторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятель-ности и использовании полученной прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми феде-ральными законами» (ст. 4 Федерального закона «Об иностран-ных инвестициях в Российской Федерации»).

В максимальной же мере адекватно юридическому содержа-нию национального режима этот принцип выражен в ст. 2 Граж-данского кодекса посредством использования следующей фор-мулы: «Правила, установленные гражданским законодатель-ством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом».

В свете указанного становится ясно, что, помимо определения правового режима, которым пользуются в РФ иностранные юридические (а также и физические лица-предприниматели), российский правопорядок должен располагать, если не дефини-циями, то хотя бы критериями отнесения правосубъектных об-разований к иностранным юридическим лицам. В настоящее время действующее право РФ оперирует несколькими понятия-ми в этом плане. Например, существует категория «российские лица» - т. е. лица, созданные в соответствии с законодатель-ством Российской Федерации, имеющие постоянное местона-хождение на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на терри-тории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, с одной стороны, и поня-тие «иностранные лица», т. е. «юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность кото-рых определяются по праву иностранного государства, в кото-ром они учреждены», - с другой. Об этом говорит ст. 2 Феде-рального закона «О государственном регулировании внешне-торговой деятельности» от 13 октября 1995 г. См.: СЗ РФ. 16.10.1995, № 42, ст. 3923. Вместе с тем в ряде актов в валютном, банковском, налоговом и др. законо-дательстве России весьма активно используются категории «ре-зидентов» и «нерезидентов». Так, для целей валютного регули-рования и валютного контроля под «резидентами» понимаются юридические лица, созданные в соответствии с законодатель-ством РФ, с местонахождением в Российской Федерации, пред-приятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местона-хождением в РФ, а также находящиеся за пределами РФ филиа-лы и представительства видов резидентов, указанных выше. В свою очередь «нерезидентами» являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Фе-дерации, предприятия и организации, не являющиеся юридичес-кими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местопребыванием за пределами РФ, а также находящиеся в РФ филиалы и представительства выше-упомянутых нерезидентов.

Сопоставление содержания приведенных понятий позволяет заключить, что все лица, которые, во-первых, организованы в соответствии с законами иного, нежели Российская Федерация, государства, и, во-вторых, имеющие свое местонахождение вне ее территории, должны квалифицироваться как иностранные. Установление «местонахождения» осуществляется в соответ-ствии с требованиями имеющихся правовых актов.

Таковы, в частности, формулировки Закона «О государ-ственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г., который предусматривает, что российскими участниками внеш-неторговой деятельности (российскими лицами) являются на-ряду с другими категориями «юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие местонахождение на ее территории» (ст. 2).

2.2 Правовые ограничения иностранных юридических лиц

Итак, если установлено, что данное юридическое лицо яв-ляется на территории РФ иностранным, что же оно вправе со-вершать в гражданско-правовой сфере? И, коль скоро основой правового положения «иностранцев» в России является урав-нивание их в правах с национальными лицами за некоторыми изъятиями, устанавливаемые законодательством, на чем преж-де всего акцентировалось внимание в настоящем разделе, то каковы же исключения из правил и ограничения, составляю-щие эти изъятия?

Здесь важное значение имеет, во-первых, то различие, кото-рое проводится, скажем, в налоговом законодательстве, между иностранным юридическим лицом, действующим через пред-ставительство, учрежденное в пределах РФ, и таковым, осуще-ствляющим бизнес в России без открытия в ней представитель-ства или филиала. В этом смысле детальное регулирование содержится в Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации № 34 от 16 мая 1995 г.

В общеправовом же плане все иностранные юридические лица могут вести на территории РФ хозяйственную деятель-ность, заключать сделки, создавать с участием российских юри-дических и физических лиц либо юридических и физических лиц третьих государств или без таковых новые образования в соответствии с предусмотренным законодательством Российской Федерации организационно-правовыми формами, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы, в том числе для ведения внешнеторговой деятельности от имени ино-странного юридического лица, совершать связанные с такими и другими сделками расчеты, страховые, транспортные, кредитно-финансовые и другие операции. При этом предусматривает-ся, что иностранное юридическое лицо при совершении сделок на территории РФ не вправе ссылаться на ограничение полно-мочий его органа или представителя, не известное российскому праву (п. 2 ст. 161 Основ гражданского законодательства). Хотя действующие гражданско-правовые нормы РФ и требуют в силу тех же Основ, чтобы, в частности, форма внешнеэкономических сделок, заключенных на территории России, подчинялась оте-чественному праву, в то же время это не должно, разумеется, означать, что при этом нельзя стремиться к соблюдению и импе-ративных предписаний, установленных иностранным законом, т. е. правоположениями того государства, где данное юридичес-кое лицо считается национальным. Однако, как представляется, в аспекте данного изложения все же больший интерес представ-ляет отбор и анализ соответствующих норм российского права, предназначенных для регулирования отношений, в которых участвуют иностранные юридические лица.

В том, что касается ведения операций внешнеэкономического характера на российской территории, что является, как правило, в случаях с иностранными юридическими лицами ключевым, то главным началом выступает отсутствие каких-либо формальных разрешений для их осуществления. Тем не менее, нужно обратить внимание на известное противоречие между формальным и фак-тическим моментами в вышеприведенных констатациях. Дей-ствительно, строго юридически специального разрешения на осу-ществление внешнеэкономической (внешнеторговой) деятельно-сти не требуется. С другой стороны, без получения карточки ВЭД (кода участника внешнеэкономической деятельности) ни один субъект права на территории РФ не может ничего реально осуще-ствить в рамках центрального звена такой деятельности - обеспе-чения таможенной очистки товаров, совершения формальностей при ввозе или вывозе грузов. При таком положении вещей стано-вится принципиальной задача получения соответствующей реги-страции, следовательно, разрешений не формального характера, а по существу. Помимо этого, скажем, согласно ст. 172 Таможен-ного кодекса РФ от 16 июня 1993 г. декларантом при ввозе на таможенную территорию товаров может быть только российское юридическое или физическое лицо. В результате осуществление иностранными юридическими лицами в РФ операций по ввозу и вывозу товаров также сопряжено с определенными препятстви-ями юридического характера. Требование относительно необходимости соблюдения им-перативных материально-правовых норм, регулирующих внеш-неэкономическую деятельность, - в свою очередь является од-ним из главных составляющих, характеризующих правовое по-ложение иностранного юридического лица в рассматриваемой сфере. Например, рассматриваемые субъекты обязаны обеспе-чивать соответствие стандартам, сертификации, безопасности и безвредности товаров, ввозимых на территорию РФ по таким сделкам, удовлетворять формальным требованиям определен-ного порядка по ввозу и вывозу товаров и услуг, предоставлять статистическую отчетность по своей внешнеторговой деятель-ности в связи с операциями на территории РФ и т. д.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.