Право и судопроизводство. Судя по законам Хаммурапи и деловым документам этого времени, законодатель и власти стояли на страже интересов правящего класса богачей и рабовладельцев. [1,27]
Охране собственности придается особое значение. Закон устанавливает подробный разбор дел о краже частного имущества и карает смертной казнью уличенного вора, а также продавца и покупателя, замешанных в краже. Виновного в краже храмового и дворцового имущества надлежало убить. Закон в данном случае не требовал особых свидетельских показаний и не предусматривал смягчающих обстоятельств. Законодатель строго наказывал человека, виновного в оскорблении свободного, в особенности «человека высшего (положения)». По статье 202-й, «если кто-нибудь ударит по щеке лицо «высшего (положения)», то следует публично ударить его 50 раз плетью». Возможно, что здесь имелось в виду наказание на мирской сходке, в общинном собрании или в ином общественном месте. А по статье 205-й, «если чей-либо раб ударит по щеке свободного раба, то должно отрезать ему ухо». [1,28]
Нормы древнего обычного права, времени родового строя, порой переплетались с новыми нормами рабовладельческой эпохи. Так, за кражу со взломом виновного следовало убить и зарыть перед «этим» проломом (в стене), а за воровство при тушении пожара, вора следовало бросить в огонь на месте преступления. Поскольку здесь не могло быть вынесено судебное решение на основе законного судебного разбирательства, закон, очевидно, допускал самосуд -- пережиток древнего обычного права. Таким же пережитком времени родового строя был закон эквивалентности возмездия или так называемое талионное право. По законам Хаммурапи, если человек повредил другому глаз, то «следовало повредить глаз ему самому». Если один ломал кость другому, то ему самому следовало сломать кость. Остатки обычного права скрещиваются с нормами права рабовладельческого времени. Так, строитель имел право на установленную законом плату за единицу застроенной площади, но в то же время нес ответственность за качество построенного дома. Если плохо построенный дом обваливался и причинял смерть домохозяину», то строитель подлежал смертной казни. Если же под развалинами дома погибал сын домохозяина, то следовало предать смерти не строителя, а его сына, так как, древний обычаи эквивалентности возмездия, требовал кровь за кровь. Но если обвалившийся дом убивал раба домохозяина, то строитель должен был лишь «отдать ему раба за раба». По новому рабовладельческому праву, раб считался имуществом. Поэтому ущерб, причиненный рабу, возмещался его хозяину. Новое право рабовладельческой эпохи, отразившееся в законах Хаммурапи, в некоторой степени способствовало дальнейшему разрушению остатков родового строя и укреплению рабовладельческого общества в целом. Хотя это новое право и сводится в ряд статей и принимает внешний вид «кодекса», отсутствие системы и хаотический подбор отдельных случаев (казусов), т. е. судебных решений по отдельным вопросам, придает ему весьма примитивный характер. Но все же законы Хаммурапи оказали большое влияние на позднейшее законодательство других древневосточных народов. [7,220] Судебная власть, в пределах общины, с древнейших времен находилась в руках священных властей, «старейших и именитых людей» округа, а затем города. Но с течением времени, общинные и храмовые суды все больше теряют свое значение. Судебными функциями облекаются чиновники, назначаемые царем: наместники (шакканакку) и правители местности (рабианум). Появляются нормы процессуального права, которые требуют от судей не просто принимать показания свидетелей, скрепленные клятвой, а лично «исследовать дело». Закон карает виновного в лжесвидетельстве. За изменение судебного приговора на судью налагали штраф и запрещали ему впредь выполнять судебные обязанности. Всю систему бюрократического управления страной возглавлял царь, получивший, по учению жрецов, верховную власть как бы непосредственно из рук богов.
Разумеется, существовали различные варианты развития, но система, созданная в этом государстве, стала эталонной для государств, кто шёл вслед за ними…
Итак, древнеегипетский вариант становления и развития государственности, заметно отличался от месопотамского. Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте, возникали в виде объединений вокруг храмов. В Египте, такие сообщества, позже стали именоваться номами, согласно греческому произношению. [4,28]
Здесь очень рано и бесследно исчезла община со всеми ее традициями коллективного землепользования. Поглотившее ее государственное хозяйство в период Древнего царства господствовало едва ли не абсолютно, причем документы свидетельствуют о том, что рабочие отряды функционировали и даже перемещались с места на место, по мере надобности, без всяких церемоний, что свидетельствует о казарменно-коммунистическом строе жизни и соответствующих экономических отношениях. Эта казарменно-командная система, в отличие от третьей династии Ура, распространялась, видимо, на все население. [6,52]
В отличие от Египта, в Вавилонии, неэффективность казарменного коммунизма, в форме труда подневольных на псевдолатифундиях, выявилась достаточно быстро, так что в Вавилонии времён Хамурапи от этой формы хозяйства отказались, раздав царско-храмовые земли служащим в качестве платы, кормления, и всем остальным, включая неполноправных мушкенумов, в виде аренды. Административно-политическая структура такого типа, для формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции: параллельно с налогами от общин, казна приобретает и закрепляет за собой храмовые земли и все доходы от них. Такая система, положительно сказывается на ускорении процесса приватизации, что в конечном итоге, ускоряет выход государства на новый уровень развития экономических отношений - рыночный. [7,12]
В отличие, от Месопотамского варианта развития, ситуация в Египте, начала меняться лишь с периода Среднего царства, когда стал заметным процесс приватизации и формирования рынка. Как и в Вавилонии времен Хаммурапи, процесс приватизации сдержать было уже нельзя, важно было поставить его под контроль. Но если в Вавилонии для этого понадобилась серия судебников, которую венчали законы Хаммурапи, то в Египте отлично обошлись без этого (существуют даже сомнения по поводу того, что здесь вообще когда-либо существовали судебники,-- это касается, в частности, и упоминавшихся 40 кожаных свитков). Законопослушный или, точнее, послушный администрации и привыкший повиноваться палке надсмотрщика египетский производитель и без того был в полном подчинении власти, в первую очередь, жрецов-чиновников в системе царско-храмовых хозяйств.
Период Нового царства был отмечен заметным экономическим внешнеполитическим развитием страны. Египет превратился за счет Успешных войн в империю. Внутриполитические реформы привели к превращению провинций, из полуавтономных храмовых центров во главе с наследственной жреческой знатью в административные подразделения империи, которыми управляли назначенные сверху чиновники, имевшие должностные инструкции. [7,59]
Обильный приток рабов, способствующий обогащению храмов, куда эти рабы в основном направлялись, привёл, было к резкому конфликту между властью, и жречеством (реформы Эхнатона), но конфликт был улажен, и жречество вынуждено было смириться с усилением роли центра. При этом в Вавилонии, такого эксцесса, удалось избежать. Не исключено, что это связано с, относительно, чёткой системой законодательства. И только с XVI-XV вв. до н.э., спустя, почти полтора тысячелетия с момента начала египетской государственности, в этой стране серьёзную роль, стал играть рынок.
Словом, если подвести краткий итог, и сделать самые общие выводы, то следует заметить, что египетский вариант развития отличался тотальной вовлечённостью производителя в систему государственного хозяйства, и в силу этого, крайне замедленными, темпами приватизации.
И более того, развитие частной собственности и рынка шло в позднем Египте, в основном, за чёт контактов с иноплеменниками, вторгавшимися с севера в условиях ослабленности власти центра. [6,54]
Существенно заметить, что изоляция Египта - речь идёт, разумеется, лишь об относительной его изоляции - явно не пошла на пользу его развитию. В этом отношении месопотамский вариант с его динамикой оказался предпочтительнее. [7,60]
Заключение
Я считаю, что, подводя итоги, следует обратить внимание на динамику исторического развития ранних очагов урбанистической цивилизации, в её шумеро-вавилонском варианте. Административно-политическая структура такого типа благоприятна для формирования стабильно и эффективно функционирующего механизма редистрибуции: параллельно с налогами от общин, казна приобретает и закрепляет за собой храмовые земли и все доходы от них. Увеличение количества храмовых и, позже, царско-храмовых земель в рамках укрупнённых государств Саргона или правителей третьей династии Ура, создаёт условия для упрочнения сильной централизованной власти, причём этому же способствуют процесс приватизации и появление в рамках социума немалого количества безземельных вчерашних общинников, вынужденных арендовать храмовые и царские земли. Обилие неполноправных арендаторов на царско-храмовых землях времён третьей династии Ура, привело к возникновению здесь, системы псевдолатифундий, с массовым использованием лишённых собственности и находившихся под жёстким контролем администрации невольников, о статусе и образе жизни которых, свидетельствуют массовые документы хозяйственной отчётности, создающие впечатляющую картину коммунистической реформы.
Словом, если подвести краткий итог, и сделать самые общие выводы, то следует заметить, что египетский вариант развития отличался тотальной вовлечённостью производителя в систему государственного хозяйства, и крайне, замедленными в силу этого, темпами приватизации.
И более того, развитие частной собственности и рынка шло в позднем Египте, в основном, за чёт контактов с иноплеменниками, вторгавшимися с севера в условиях ослаблености власти центра.
Существенно заметить, что изоляция Египта речь, разумеется, лишь об относительной его изоляции - явно не пошла на пользу его развитию. В этом отношении месопотамский вариант с его динамикой оказался предпочтительнее.
БИБЛИОГРАФИЯ
ИСТОЧНИКИ
1.Законы Хаммурапи «Латстар», г. Одесса
2.Книга мёртвых, глава 125 «Просвещение», г. Москва
ЛИТЕРАТУРА
3. Белецкий М.Р. «Забытый мир шумеров» М.:1980
4. Белявский В.А. «Вавилон легендарный и исторический », 1971
5. Берлев О. «Общественные отношения в Египте, времён Среднего царства» М.: Просвещение, 1982
6. Васильев В.С. «История Востока», 2001
7.Денисов «Основные черты древнего общества»
8. Дьяконов И.М. «Общественный и государственный строй, Древнего Двуречья».
9. Персиков К.С. «Рабство в Вавилоне в III-IV вв. до н. э.»
10. Соловьёва Т.Н. «Аграрный строй Египта, в период Древнего Царства », 1980
Страницы: 1, 2, 3, 4