§4. МИД СССР в период перестройки.
В 1988-1989 гг. структура МИД претерпела резкие изменения: были созданы новые управления, отделы, подразделения.
После событий 19-21 августа 1991 г. (путч ГКЧП) начатая еще летом реорганизация МИД СССР приняла совершенно иное направление - по линии сокращения аппарата МИД и персонала посольств. А в ноябре 1991 г. было реше-но создать вместо МИД Министерство внешних сношений, что и произошло 4 ноября 1991 г. на заседании Госсовета СССР.
Госсовет заслушал, обсудил и принял решение по докладу министра иностранных дел Б.Д. Панкина "Об основах дальнейшей деятельности МИД СССР и его ради-кальной реорганизации". В результате Госсовет пришел к выводу о необходимости сократить личный состав МИД СССР на одну треть, преобразовать его отделы и управле-ния, а также изменить само наименование министерства, назвав его Министерством внешних сношений. Основное новшество в преобразовании МИД в МВС состоит в том, что помимо внешнеполитических функций ему были приданы функции Министерства внешнеэкономических связей - с учетом перехода к рыночным принципам как внутри страны, так и в отношениях с другими государствами. Советские торгпредства, существовавшие за границей, будут упразднены и заменены торгово-экономическими отделами в российских посольствах. Центральный аппарат МИД сокращается "побольше 30%" (компромиссная формулировка Б.Н. Ельцина), а персонал посольств за рубежом - достаточно сильно (в зависимости от конкретных условий в отдельных странах), но будет дополнен в то же время представителями отдельных республик и торгпредами, так что общее сокращение не превысит трети.
Однако все эти мероприятия не успели осуществиться, так как 8 декабря 1991 г. решением президентов трех славянских республик - России, Беларуси и Украины был принят акт об аннулировании действия договора 1922 г. о создании Союза ССР, и СССР таким образом и фактически, и формально прекратил существовать как государственный организм унитарного государства. Его правопреемником стали три республики, заключившие соглашение о создании совершенно нового Союза Независимых Государств, присоединение к которому открыто для всех бывших республик СССР (как союзных, так и автономных) и которое не имеет центра, стоящего над ним, а координирует свои действия и мероприятия посредством договоренностей и взаимного обсуждения всех возникаю-щих проблем. Координационным центром СНГ определен г. Минск в Беларуси. Все эти события сняли вопрос о существовании надреспубликанских учреждений, в том числе и МВС СССР, которое фактически должно было прекратить свое существование как союзный внешнеполитический орган.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Вестник ЦИК, СНК и СТО. - 1923-1924. - № 10.
2. Внешняя политика России ХIХ и начала XX века. Док. Рос. м-ва иностр. дел; МИД РФ Т.8(16): Октябрь 1828г-июль 1830 г.; МИД РФ. - М.: Междунар. отношения, 1995. - 709 с.
3. Внешняя политика России и международное право. / И.И. Лукашук. Ин-т государства и права Рос. АН. - М., 1997. - 53 с.
4. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник / В. В. Похлебкин. Вып 1. Ведомства внешней политики и их руководители. - 2-е изд., испр. и доп. -М Междунар. Отношения, 1995. -336с.
5. Внешняя политика Российской Федерации 1991-1999: Учеб. пособие, МГИМО (Ун-т); Редсовет: А В. Торкунов и др. - М.: РОССПЭН, 2000. - 328с.
6. Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998); Хрестоматия в 2-х т.; Моск. Общ. Науч. Фонд; Редкол.; Г. А Арбатов и др., Сост. Т А Шаклеина. Т. 1. Кн. 2: Исследования. - М.: Моск. общ. науч. Фонд; Издат. центр науч. и учеб. Программ, 1999. -340с.
В Ы В О Д Ы
Министерство иностранных дел России на современном этапе своего развития решает комплекс сложных взаимосвязанных задач, обусловленных, в частности, импульсами, идущими от российского общества и государства.
В широком смысле это продолжение усилий по поиску нашей страной своего достойного места в новом миропорядке, что подразумевает обеспечение независимости и безопасности России, сохранение ее влияния на международные дела в целом, взаимовыгодное взаимодействие с другими субъектами международных отношений. При этом российская внешняя политика призвана обеспечивать не только интересы государства как такового, но и российских граждан: соблюдение их прав, обеспечение их благосостояния. Важно стремиться к органичному сочетанию интересов граждан и демократического государства.
Следующая группа проблем связана с ключевыми долгосрочными тенденциями мирового развития, такими как глобализация и демократизация. Эти процессы открывают перспективу сущностной трансформации всей системы международных отношений. Для российской международной политики появилась необходимость осмыслить сущность, последствия, противоречия глобальных изменений в современном мире, учитывать их во внешнеполитической теории и практике.
В перспективе, по моему мнению, основной задачей внешнеполитического ведомства России - МИД - по прежнему будет оставаться поиск разумного взвешенного баланса прав граждан, этнических и религиозных меньшинств с интересами государства. При этом, российская внешняя политика должна в полной мере учитывать долговременные тенденции международного развития и действовать в их контексте. В этом же ряду стоит и настоятельное требование переосмыслить изменения в сущности, формах и значении военно-силового фактора в международных отношениях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6