Изучение действующей нормативной базы позволяет сделать вывод, что ни в Воздушном кодексе РФ, ни в иных документах, таких, например, как Уголовный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях, не просматривается системного подхода к правовому регулированию сферы использования воздушного транспорта. В то же время нет сомнений, что регулирование вопросов использования воздушных судов должно осуществляться на основе специального законодательства.
Именно существующая сложность системы организации, управления и обеспечения полетов, многообразие факторов влияния на работу экипажа ВС существенно затрудняют понимание причин и причинно-следственных связей, обусловивших факт наступления авиапроисшествия. Чтобы "распутать" взаимодействие условий и факторов и определить не очевидные, т.е. лежащие на поверхности, а истинные причины происшедшего, требуются высококвалифицированные специалисты, значительные материальные затраты и длительное время.
Безопасность полетов в значительной мере обусловлена качеством созданного воздушного судна, под которым подразумевается определенный уровень безопасности его использования с сохранением необходимых технических характеристик в течение всего периода эксплуатации. Основы качества воздушного судна закладываются на этапе его проектирования и в ходе последующих испытаний созданного экспериментального образца.
Конкретные обязанности разработчиков по поддержанию летной годности воздушного судна следуют из подзаконных нормативных актов, таких как ГОСТ В15.305-85 "Авторский надзор в процессе производства изделий авиатехники" и ГОСТ В15.704-83 "Авторский надзор в процессе эксплуатации изделий авиатехники". В настоящее время эти принятые более 20 лет назад подзаконные акты основательно устарели, но при этом продолжают оставаться действующими. Однако сегодня нет уверенности, что правовые нормы, устанавливающие обязанности разработчиков по сопровождению в эксплуатации созданных ими ВС будут переработаны в свете современных требований и станут обязательными для исполнения.
Практика последних 20 лет показывает, что действующее в настоящее время правовое регулирование вопросов дисциплины труда в области единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) является эффективным и достаточным.
В период последних 10 лет остро стоит вопрос о нехватке персонала по управлению воздушным движением. Разработаны и приняты различные программы по привлечению специалистов на данную работу.
Региональный уровень государственной системы профилактики правонарушений начал формироваться в России с того времени и стала проводиться работа по созданию в стране государственной системы профилактики правонарушений.
Разработанная МВД России базовая модель государственной системы профилактики правонарушений включает 4 уровня - в субъектах РФ, в городах с районным делением, в городах без районного деления, в муниципальных поселениях.
Одной из главных целей государственной системы профилактики правонарушений является консолидация усилий органов государственной власти, правоохранительных органов, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов, общественных объединений и населения в борьбе с преступностью, в том числе терроризмом, экстремизмом и иными противоправными явлениями.
Основными направлениями системы профилактики правонарушений являются: предупреждение преступлений общекриминальной направленности, административных правонарушений, активизация борьбы с алкоголизмом, наркоманией, детской беспризорностью, незаконной миграцией, экстремизмом и терроризмом, ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, обеспечение безопасности дорожного движения.
Формирование государственной системы профилактики правонарушений ведется по следующим направлениям:
1. Издание федеральных законов, касающихся реализации профилактических функций государства и выступающих базовыми по отношению к региональным программам предупреждения правонарушений.
2. Совершенствование регионального законодательства, закрепляющего основы региональных программ предупреждения правонарушений.
3. Разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества.
4. Поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, религиозных конфессий, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.
В качестве одного из ключевых моментов формирования региональных программ предупреждения правонарушений является введение освобожденных должностей заместителей глав администраций по профилактике правонарушений на всех уровнях (администраций субъектов Российской Федерации, городов с районным делением, городов без районного деления и муниципальных образований в сельской местности).
Для координации деятельности всех субъектов профилактики признано необходимым создание в регионах межведомственных комиссий по профилактике правонарушений.
Для последовательного формирования государственной системы профилактики правонарушений большое значение имеют усилия всех субъектов профилактики по разработке, принятию и последующей реализации региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью Трунцевский Ю.В., Шугаев А.А., Жаданов А.В. Основные направления профилактической работы по реализации региональных программ предупреждения правонарушений // Административное право и процесс. - 2008. - № 4..
4. Федеральный закон "О противодействии терроризму". [Федеральный закон от 6 марта 2006 № 35-ФЗ : принят ГД ФС РФ 26.02.2006 : по состоянию на 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. - 2008.
5. Федеральный закон "О пожарной безопасности". [Федеральный закон от 21 декабря 1994 : принят ГД ФС РФ 18.11.1994 : по состоянию на 22 июля 2008] // Российская газета. - 1995. - № 3.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. [Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 22 декабря 1995 г.: по состоянию на 9 апреля 2009 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2009.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994: по состоянию на 8 декабря 2008] // Российская газета. - 2008.
8. Воздушный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой ФС РФ 19.02.1997 г. : по состоянию на от 30.12.2008 г.] // Российская газета. - 2008.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. : по состоянию на 09 апреля 2009 г.] // Российская газета. - 2001. - № 256.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ : принят ГД ФС РФ 21 декабря 2001 г. : по состоянию на 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. - 2008.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Федеральный закон от 13 июня 1996 № 63-ФЗ : принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 : по состоянию на 13 мая 2008, с изм. от 27.05.2008] // Российская газета. - 2008.
12. Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 N 1084 "Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации". [По состоянию на 14 декабря 2006] // Собрание законодательства РФ. - 2006.
13. Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 "Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств" // Российская газета. - 2008. - № 16.
14. Постановление Правительства РФ от 23.06.2007 N 397"О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы)". [По состоянию на 27 июня 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2008.
15. Постановление Правительства РФ от 01.09.2008 N 652 "Об утверждении федеральной целевой программы "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009-2015 годы)" // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 37.- ст. 4209.
16. Постановление Правительства РФ от 02.12.1999 N 1329 "Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации". [По состоянию на 30 января 2008] // Собрание законодательства РФ. -2008.
17. Постановление Правительства РФ от 18.06.1998 N 609 "Об утверждении правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации". [По состоянию на 19 ноября 2008] // Собрание законодательства РФ. - 2008.
18. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 641-р "Об утверждении государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации" // Собрание законодательства РФ. - 2008. - 20. - ст.2373.
19. Приказ Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"/ [Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.09.2007 № 10186 : по состоянию на 8 октября 2008] // Российская газета. - 2008.
20. Приказ Минтранса РФ от 04.02.2003 N 11 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации". [Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.03.2003 N 4314 : по состоянию на 12 февраля 2009] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009.
21. Приказ Минтранса РФ от 18.04.2005 N 31 "Об утверждении федеральных авиационных правил "Объекты единой системы организации воздушного движения" [Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.05.2005 N 6585] // Российская газета. - 2005. - № 125.
22. Приказ Министра обороны РФ N 136, Минтранса РФ N 42, Росавиакосмоса N 51 от 31.03.2002 "Об утверждении федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации". [Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.07.2002 N 3615] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2002. - № 41.
23. Областной закон "Об административных правонарушениях". [Областной закон от 25 октября 2002 № 273-ЗС : принят ЗС РО 08.10.2002 : по состоянию на 12 ноября 2008] // Наше время. - 2002. № 214-215.
II. Литература
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Финансовый контроль, 2004 - 410 с.
2. Бордунов В. Д. Международное воздушное право. Учебное пособие. -- М.: НОУ ВКШ "Авиабизнес"; изд-во "Научная книга", 2007. - 464с.
3. Гражданское право: Учебник. В 2-х т. / Под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова. - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": "ИНФРА-М", 2006.т Т.2. - 608с.
4. Дудышкин Б.Н. Правовое регулирование служебного расследования транспортных происшествий. / Учебное пособие, 2-е издание, доп. и перераб. - Москва, 2001.
5. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - 552с.
6. Жулев В.И. Транспортные преступления. - М.: Спарк, 2001. - 190с.
7. Клепцова Л.Н., Михайлов В.В., Клепцов А.А. Транспортное право. Учебное пособие. - Кемерово: КузГТУ, 2006. - 196с.
8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Степаненко Ю.В. // Административные правонарушения на транспорте. - 2006.
9. Трофимов С. Правовое регулирование воздушного транспорта // Транспортное право. -2000. - № 2. - С. 30 - 32
10. Трофимов С. О некоторых приоритетах законодательного регулирования вопросов безопасности полетов // Транспортное право. - 2007. - № 4.
11. Тархов С.А. Транспорт и связь / С.А. Тархов. - М.: Просвещение, 2004.
12. Трунцевский Ю.В., Шугаев А.А., Жаданов А.В. Основные направления профилактической работы по реализации региональных программ предупреждения правонарушений // Административное право и процесс. - 2008. - № 4.
13. Щербаков В.А., Костяева Е.В. Страхование: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 312с.
14. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Издание второе исправленное и дополненное / Под ред. доктора юридических наук, проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, проф. А.И. Рарога, доктора юридических наук, проф. А.И. Чучаева. -- М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ": ИНФРА-М, 2008. -- 800с.
III. Интернет-ресурсы
1. Министерство транспорта РФ www.mintrans.ru.
2. Федеральное агентство воздушного транспорта www.favt.ru.
3. Лента новостей "РИА Новости" www.rian.ru.
4. Авиакомпания "Аэрофлот" www.aeroflot.ru.
5. Официальный сайт авиакомпании "Аэрофлот "Дон" www.aeroflot-don.ru.
Приложение 1
Число происшествий и численность пострадавших в происшествиях на воздушном транспорте
Транспорт
1994
1995
2000
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Число происшествий
Воздушный
59
54
17
21
9
12
23
Погибло, человек
310
175
20
131
29
50
56
313
41
Ранено, человек
-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12