В пере-чень системы органов безопасности не могут быть включены органы законодательной власти и судебные органы хотя бы по-тому, что Президент РФ не осуществляет никакого руководства указанными органами, что является недопустимым в правовом государстве Там же. С. 97.. Кроме того, констатирует он, для органов законодательной и судеб-ной ветвей власти обеспечение безопасности не является при-оритетным (основным) направлением деятельности. Органами безопасности могут являться лишь некоторые органы исполни-тельной власти. К органам безопасности можно отнести следующие:
- органы федеральной службы безопасности;
- органы внешней разведки;
- органы пограничной службы и пограничные войска Феде-ральной пограничной службы РФ (ФПС РФ);
- федеральные органы правительственной связи и информа-ции;
- федеральные органы государственной охраны.
Рассмотрим эти органы вкратце.
Правовую основу организации и деятельности органов феде-ральной службы безопасности составляет Федеральный закон РФ от 22.02.1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федераций» См.: СЗ РФ. - 1995. - № 15. Ст. 1269.
.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона органы федераль-ной службы безопасности представляют собой единую центра-лизованную систему, в которую входят:
- Федеральная служба безопасности РФ;
- управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ по отдельным регионам и субъектам РФ (территори-альные органы безопасности);
- управления (отделы) Федеральной службы безопасности РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).
Автор данного исследования, проанализировав приведенные нормы права, считает, что система органов федеральной службы безопасности соответствует феде-ративному устройству и административно-территориальному делению Российской Федерации, а также ее военно-администра-тивному делению. Он обращает внимание, что управления (отде-лы) Федеральной службы безопасности РФ по отдельным ре-гионам и субъектам РФ поименованы в Законе территориаль-ными органами безопасности. Управления (отделы) ФСБ РФ в Вооруженных Силах РФ, войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления поименованы как органы безопас-ности в войсках.
Высшим звеном в системе органов федеральной службы безо-пасности является Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ст. 3 Закона). Основными задачами ФСБ России являются:
- руководство органами федеральной службы безопасности и подчиненными им предприятиями, организациями, учебными заведениями, научно-исследовательскими, экс-пертными и военно-медицинскими учреждениями и под-разделениями, военно-строительными подразделениями, центрами специальной подготовки, подразделениями спе-циального назначения, а также организация их деятель-ности;
- выявление, предупреждение и пресечение разведыватель-ной и иной деятельности специальных служб и организа-ций иностранных государств, отдельных лиц, направлен-ной на нанесение ущерба безопасности РФ;
- другие задачи.
Структурными элементами ФСБ РФ явля-ются следующие:
- Руководство;
- Департамент контрразведки;
- Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом;
- Департамент экономической безопасности;
- Департамент анализа, прогноза и стратегического плани-рования.
- Департамент организационно-кадровой работы;
- Департамент обеспечения деятельности;
- Управление военной контрразведки;
- Следственное управление;
- Управление собственной безопасности;
- Управление делами;
- Договорно-правовое управление.
Существует внешняя и внутренняя разведка.
Для осуществления разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставлены следующие полномочия:
- установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие См.: О приведении нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Указ Президента РФ от 11.11.1998 г. № 1356 //СЗ РФ. -- 1998. -- 46. - Ст. 5651.;
- осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;
- использование в целях конспирации документов, зашиф-ровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организа-ций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки;
- взаимодействие с федеральными органами исполнитель-ной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны;
В перечень системы органов безопасности входят органы по-граничной службы и пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС РФ). Базовым нормативным актом, регулирующим организацию охраны Государственной границы, а также полномочия органов ее обеспечивающих, яв-ляется Закон РФ от 01.04.1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» См.: Ведомости СНД РФ. - 1993. - № 17. - Ст. 594. СЗ РФ. - 1994. - № 16. - Ст. 1861; СЗ РФ. - 1996. - № 50. - Ст. 5610; СЗ РФ. - 1997. - № 29. - Ст. 3507; СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3805; СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3831; СЗ РФ. - 1999. - № 23. - Ст. 2808.
с изменениями и дополнениями.
Федеральная пограничная служба РФ возглавляет единую централизованную систему, включающую в себя:
- органы пограничного контроля;
- орган внешней разведки;
- оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятель-ность, деятельность по обеспечению собственной безопас-ности системы ФПС РФ;
- органы пограничной стражи и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством;
- пограничные войска ФПС РФ;
- военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, на-ходящиеся в подчинении ФПС РФ.
Основными функциями ФПС РФ являются:
- участие в разработке и реализации государственной погра-ничной политики РФ и федеральных пограничных про-грамм;
- участие в подготовке законодательных актов и разработка нормативно-правовых актов по вопросам защиты Государ-ственной границы, территориального моря, континенталь-ного шельфа и исключительной экономической зоны РФ;
- др.
Автор настоящей работы, проанализировав приведенные нормы, пришел к выводу, что в основе системе федеральных органов правительственной связи и информации лежит федеративное устройство Российской Федерации и ее территориально - административное деление.
Высшее звено этой системы - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ.
Государственная охрана в Законе определена как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспече-ния безопасности объектов государственной охраны на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. Государ-ственная охрана осуществляется путем:
- предоставления объектам государственной охраны персо-нальной охраны, специальной связи и транспортного об-служивания, а также информации об угрозе их безопасно-сти;
- осуществления в соответствии с федеральным законода-тельством оперативно-розыскной деятельности в целях реализации полномочий соответствующих государствен-ных органов обеспечения безопасности;
- проведения охранных и других мероприятий.
В настоящее время единственным органом, осуществляю-щим государственную охрану, является Федеральная служба ох-раны РФ.
Основными задачами ФСО РФ являются:
- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществле-ние комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
- обеспечение безопасности объектов государственной охра-ны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
- выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;
В области обороны и безопасности в число федераль-ных органов исполнительной власти также входят: Мини-стерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед-ствий, Государственный таможенный комитет РФ, Феде-ральная пограничная служба РФ, Служба внешней развед-ки РФ, Федеральная служба железнодорожных войск РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Федеральная служба охраны РФ, Федеральное агентство правитель-ственной связи и информации при Президенте РФ, Феде-ральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности. Сложный характер функций некоторых из этих органов позволяет рассматривать их и в других группах ми-нистерств и ведомств.
Государственная таможенная служба РФ
Структура правоохранительных подразделений Государственного Таможенного Комитета на современном этапе имеет трехуровневую схему:
1. На уровне Государственного Таможенного Комитета России - Управление по борьбе с контрабандой и нарушением таможенных правил, которое включает в себя:
- отдел организации дознания;
- отдел таможенных расследований;
- отдел расследования уклонений от таможенных платежей;
- отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;
- отдел по борьбе с контрабандой наркотиков;
- отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран;
- информационно-аналитический отдел;
- отряд быстрого реагирования.
2. На уровне Региональных Таможенных Управлений созданы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36