Ритуальная обрядовость mancipatio объясняется тем, что в древнее время расплата производилась слитками меди, поэтому медь и весы имели реальное значение: осуществлялась продажа «за наличные». (5) Но с введением денег (монет) mancipatio превратилась в мертвую образную форму, была сохранена из уважения к
1. Покровский И.А. История римского частного права, с. 297
2. Боголепов Н., там же, с. 158;
3. Боголепов Н., там же, с. 168
4. Покровский И.А., там же, с. 297;
5) Бартошек М., там же, с. 211
старине, а расплата деньгами производилась вне манципации. (1)С этого момента, как считается, mancipatio превратилась в абстрактное средство передачи права собственности с разнообразным юридическим содержанием. (2) Так как манципация перестала быть связанной с определенным основанием, превратившись в символическую, фиктивную форму, то ее стало возможным использовать для любой дозволенной цели.
Обряд манципации возник до возникновения чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе фигурировала в качестве общего эквивалента.(3)
Внешне mancipatio представляла собой торжественный обряд.
Манципация производилась следующим образом. Продавец и покупатель (если взять наиболее частый случай) приглашали пять свидетелей (не менее) и весодержателя. Покупатель (приобретатель) касался рукой купленной им вещи («хватал ра-ба»), говоря при этом: «Я утверждаю по праву квиритов, что этот... (предположим, раб) принадлежит мне, и я купил его за эту медь». Продавец мог ограничиться молчанием, которое считалось знаком согласия.
Медный слиток бросался на весы, символизируя уплату денег. В этом обряде пережиточно сохранилось воспоминание о тех временах, когда еще не умели че-канить монету и металл переходил из рук в руки в виде слитков определенного ве-са. Из этого можно заключить, что обычай манципации много древнее Законов XII таблиц, знающих уже и денежный штраф.(4)
Пропуск слова в формуле покупки, отсутствие хотя бы од-ного из пяти положенных свидетелей, какое-нибудь упущение в обряде и т. д. были достаточными основаниями для признания сделки недействительной, даже если были уплачены деньги.Здесь выступает перед нами строгий юридический форма-лизм, красной нитью
проходящий через все законодательство Таблиц.
Присутствие свидетелей, как и все другие условия манци-пации, - дань традиции. Они играли двоякую роль. Запоминая самый факт сделки и ее условия, свидетели обязывались удосто-верять ее законность каждый раз, когда это требовалось (например, при судебном споре); кроме того, они были последним напоминанием о том контроле, который в свое время осуществля-ла община во всем, что касалось
1). Бартошек М., там же, с. 211
2) Муромцев С., там же, с.57
3) Савельев В.А., там же, с.34
4) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с. 54
сделок с землей, рабами, рабо-чим скотом. Ее права легко объяснимы. В течение всех первых веков республики римская земля (а затем и италийская) была коллективной собственностью и соответственно с тем называлась ager publicus (агер публикус) -
общее поле.
Коллективным было на первых порах и рабовладение. Такой вид собственности, который принято называть античной, возникает благодаря объединению - путем договора или завоевания - нескольких племен, избирающих местом поселения один из родо-вых поселков. Непременным атрибутом античной собственности является рабство. Движимая, а впоследствии и недвижимая частная собственность развивается в данных условиях как откло-няющаяся от нормы и подчиненная общинной собственности форма. Античная собственность - это «совместная частная соб-ственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассо-циации». Античная собственность имела форму государственной собственности, вследствие чего право отдельного индивида на нее ограничивалось простым владением (possessio). Настоящая частная собственность появляется у римлян, как и у всех древних народов, лишь вместе с движимой собственностью.
Каждая римская семья получала участок для обработки. Когда его не хватало, прибегали к дозволенному «захвату» никем не обрабатываемой целины. Спустя два года участок становился законным владением.
Часто спрашивают, почему в число «рес манципи» не входят орудия труда -плуг, борона и пр. Дело в том, что они весьма рано перешли в частную собствен-ность. Объясняется же это, во-первых, той индивидуализацией пользования ору-диями, с которой начинается процесс возникновения частной собственности; во-вторых, сравнительной несложностью и доступностью указанных орудий.
Мы видим, таким образом, примечательную картину: земля еще считается общей собственностью, и община контролирует сделки с нею, но контроль этот формален. Фактическое распоря-жение ею принадлежит частному лицу. То же следует сказать о рабах и рабочем скоте.
Все другие вещи - пусть даже очень дорогие - переходили из рук в руки совершенно свободно. Потому и говорили о них: «вещи, не нуждающиеся в манципации» - «рее нек манципи».
3. Долговое рабство, узаконенное ХП таблицами, отмечалось крайней суровостью. Договор займа, по которому средством обес-печения являлись «мясо и кровь» должника, назывался в Риме nexurn - (нексум) «кабала». По способу заключения нексум похо-дил на манципацию (свидетели, медь, формула). При просрочке платежа кредитор, пользуясь дозволением суда, «налагал на должника руку», что означало заточение в оковах. Помещенный в подвал дома кредитора должник трижды выводился на город-скую площадь вымаливать помощь друзей и родственников. «В третий базарный день должники предавались смертной казни или поступали в продажу за границу», что означало рабство.
Когда у должника оказывалось несколько кредиторов, за-кон предписывал: «Пусть разрубят должника на части» (но чаще всего применялась продажа в рабство). Признавалось вместе с тем, что по выплате долга гражданин возвращал себе свободное состояние).
Долговое рабство больше всего угрожало плебеям, лишен-ным той защиты и помощи, которую давали патрициям род и курия. Ликвидация долгового рабства стала вопросом острой борьбы.
Римский историк Тит Ливии рассказывает, что как-то кредитор вывел на пло-щадь старого воина-центуриона, «истощенного от бедности и худобы», в рубище. Оказалось, что разорение постигло его от войны, податей, непосильных про-центов. Должник показал обезображенную побоями спину. «Видя и слыша это, на-род поднял сильный крик. Должники в оковах и без оков бросаются на улицу, умо-ляя квиритов о защите».
Правящая верхушка Рима пошла на уступки. Только в326г. до н. э. Законом Петелия договор займа был ремормирован, и долговое рабство было отменено. С этого времени должник отвечал перед предиктором в пределах своего имущества.(1)
4. Семейные отношения. Издревле в Риме существовали три формы бракозаключения: две древнейших и одна сравнительно новая.
Древнейшая свершалась в торжественной обстановке и отдавали женьщину-невесту под безграничную власть мужа.
В первом случае брак заключался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвы жены следовать повсюду за мужем: «Где ты, Гай, там найдеш и меня.»
Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты(в манципальной форме).(2)
О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская 1) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с.52; 2) Там же.
семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной. Члены римской
патриархальной семьи были друг другу агнатами. Когначеское родство возникло с переходом агната в другую семью или с выходом из семьи.
Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, попадала под власть мужа ( или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровородственной семьи. Когнатом становился и выделившийся ( с разрешения отца) сын и т. д.(1)
Напротив усыновленный и принятый в семью, становился по отношении к ней агнатом - со всеми вытекающими правами ( в том числе и на часть наследства).(2)
Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем не нельзя видеть реликт, пережиток родовых отношений.(3)
Семейные отношения по Законам ХП таблиц характери-зуются ранее всего неограниченной властью домовладыки. Все живущие под крышей его дома, будь то кровные родственники или приемыши, были членами одной и той же фамилии, агнатами. Имущество семьи считалось ее коллективной собственностью, но распоряжаться им мог только «отец семейства» - paterfamilias. По смерти последнего оно поровну делилось между агнатами. Когда их не оказывалось, наследовали ближайшие сородичи (братья умершего, их сыновья и т. д.), которых также считали агнатами, хотя и дальними (братья некоторое время до смерти отца жили под одной крышей).
Дочь переходила в дом своего мужа, подпадая под власть его самого и его от-ца, если последний был еще жив. По отношению к своему родному отцу и своей старой семье вообще она когнатка, кровная родственница, но и только. Прав на наследство в своей кровной семье она, а также ее дети и внуки не имели.
Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина нередко много позже политической - не ранее смерти отца.
Существовала одна возможность для освобождения сына при жизни отца - че-рез троекратную продажу в рабство. После третьей продажи сын становился сво-бодным. По отношению к своей семье он делался когнатом, лишенным, как и за-мужняя дочь, права наследования.
Жена так же, как и другие домочадцы, была во власти paterfamilias, своего мужа. 1) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с.52 2) «Всеобщая история государства и права» К. И. Батыр: М.1993г. с.52. 3) «История римского права» В.М.Хвостов, 1919 г.
Сама форма брака была для нее, хотя к традиционной, но все же унизительной,
особенно если брак устанавливался покупкой (в форме манципации). Некоторое равенство давал ей только брак без формальностей - «сине ману» (eme manu), без «наложения руки». Такой брак, допущенный законом, устанавливался фактом простого сожительства. Имущество супругов находилось при этом в их раздельной собственности. Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших, патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими.(1)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5