Нормы-обычаи были основаны на естественно-природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, религиозно-ритуальной деятельности. Их целью было поддержание и сохранение кровнородственной семьи. Это были «мононормы», т.е. нерасчлененные, единые нормы. Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева стр. 102
В них переплетались, чётко не проступая, самые разнообразные элементы: морали, религии, правовых начал.
Мононормы не давали преимуществ одному члену рода перед другим, закрепляли «первобытное равенство», жестко регламентируя их деятельность в условиях противостояния суровым силам природы, необходимости обороняться от враждебных племен. В мононормах права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, по-скольку первобытный индивид не имел выделенного осознанного личного интереса, отличного от интереса рода. Только с разложением первобытного строя, с появлением социальной неоднородности все более самостоятельное значение приобретают права. Возникновение мононорм было свидетельством выхода человека из животного царства в человеческое сообщество, движущееся по пути прогресса.
В условиях общественной собственности и коллективного производства, совместного решения общих дел, неотделенности индивида от коллектива в качестве автономной личности, обычаи не воспринимались людьми как противоречащие их личным интересам. Эти неписаные правила поведения соблюдались добровольно, их выполнение обеспечивалось, в основном, силой общественного мнения, авторитетом старейшин, военачальников, взрослых членов рода. При необходимости к нарушителям норм-обычаев применялось принуждение, исходившее от рода или племени в целом (смертная казнь, изгнание из рода и племени и др.).
В первобытном обществе преобладало такое средство охраны обычая, как «табу» -- обязательный и непререкаемый запрет (например, запрет под страхом тягчайших наказаний кровнородственных браков)1 Теория государства и права. Храпанюк.стр. стр. 22
. Кроме запретов (табу), возникли такие способы регулирования, как дозволение и позитивное обязывание (только в зачаточной форме). Дозволения имели место в случаях определения видов животных и времени охоты на них, видов растений и сроков сбора их плодов, пользования той или иной территорией, источниками воды и др. Позитивное обязывание имело целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, изготовления орудий и др.
Нормативные обобщения (запреты, дозволения, позитивные обязывания), ставшие обычными способами регулирования первобытнообщинной жизни, -- истоки формирования права.
Нормы первобытного общества (нормы-обычаи)
(нормы права)
* по способу возникновения:
-- возникают постепенно в процессе совместной жизни.
-- устанавливаются государством
* по волевой направленности норм:
-- выражают волю рода или племени
-- выражают государственную волю
* по форме внешнего выражения:
-- находятся в сознании людей, существуют в неписаной форме
-- находят внешнее выражение в письменных правовых актах
* по времени вступления в силу:
-- возникают и отмирают по-степенно
-- вступают в силу или прекра-щают действие в строго уста-новленном порядке, официаль-ным путём
* по способу обеспечения исполнения:
-- осуществляются в силу при-вычки, традиций; в случае на-рушения принуждение исходит от рода
-- обеспечиваются принуди-тельной силой государства
Подводя заключение своей работе “Происхождение государства и права”, можно сказать, что государство и право существовали не всегда, а появились на определенном этапе развития общества. Государственно-организованному обществу предшествовал первобытнообщинный строй, при котором орудия производства были несовершенны, а производительность труда низкая. Чтобы обеспечить свое существование люди должны были объединять средства производства и свой труд. В результате этого в основе жизни общества лежало общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялись на началах равенства. Жизнь этого общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного самоуправления, которое соответствовало уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития и зрелости самого человека.
Далее, в процессе долгого, неуклонного развития производительных сил, постепенно создаются предпосылки его разложения. Первостепенную роль в развитии экономики и в переходе к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда. Причинами, которые вызвали учреждение государства, являлось разложение первобытного строя, совершенствование экономики связанное с ростом производительности труда, и появление избыточного продукта, а также изменение в нормативном регулировании.
Ведь право, как особая система юридических норм и связанных с ним правовых отношений возникло в истории общества в силу тех же причин, что и государство. Вообще, из выше изложенного понятно, что право, как явление общественной жизни, как мерило свободы и справедливости в человеческих взаимоотношениях, формировалось раньше, чем государство. С его возникновением, оно приобретает лишь новое качество. Оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой.
Право не теряет при этом своих объективных признаков, как регулятора общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.
Список используемой литературы:
Теория государства и права. Венгерова. 1995 г.
Общая теория государства и права. Алексеев. 1995 г.
Теория государства и права. Манов. 1995 г.
Теория государства и права. Марченко. 1987 г.
Теория государства и права. Храпанюк. 1995 г.
Полное собрание сочинений т. 39 “О государстве”.
К. Маркс., Ф. Энгельс. т. 21.
История первобытного общества. Алексеев.
Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000.
Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К.Бабаева. -- Нижний Новгород, 1993
Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. -- М., 1994.
Основы теории государства и права / Под ред. А.С.Пиголкина. -- М., 1988.
Теория государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. -- М., 1985.
Сурилов А.В. Теория государства и права. -- К.--Одесса, 1989.
Страницы: 1, 2, 3