Рефераты. Происхождение государства

-- власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства;

-- государь -- отец народа, который заботится о своих поддан-ных, как о членах своей семьи.

Недостатки теории: государственная власть и власть в семье -- не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи.

4. Теория насилия

Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи:

-- главными факторами, обусловившими процесс происхож-дения государства, выступают военно-политические (завое-вание, насилие, порабощение);

-- государство является результатом завоевания слабого пле-мени другим, более сильным;

-- для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство;

-- порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ве-дет к появлению частной собственности;

-- экономическое господство властвующих приводит к появ-лению классов, сословий;

-- государство по своей сути является организацией власти и силы.

Недостатки теории: военно-политические факторы действи-тельно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического ха-рактера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам.

5. Психологическая теория происхождения государства

Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи:

-- причины происхождения государства связаны с особеннос-тями человеческой психики;

-- личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе;

-- одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться;

-- из власти, основанной на авторитете, возникает государствен-ная власть.

Недостатки теории: психика человека формируется под воз-действием социально-политических и иных факторов, поэтому вы-ступает не главным, а одним из многочисленных условий зарожде-ния государственности.

6. Ирригационная теория происхождения государства

Представители: К. Витфогель и др. Основные идеи:

-- государство возникает вследствие проведения крупномас-штабных работ по строительству ирригационных сооруже-ний;

-- организация подобных работ требует привлечения большой массы людей;

-- для проведения строительства необходимо создание цент-рализованной системы органов управления. Недостатки теории: возникновение государства подобным об-разом происходило в основном в восточных регионах, где природ-но-климатические, географические условия требовали создания ир-ригационных сооружений. В других регионах не требовалось про-ведения подобных работ, и государства возникали в силу иных фак-торов.

7. Марксистская теория происхождения государства (матери-алистическая, классовая)

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи:

-- государство возникло в силу социально-экономических фак-торов;

-- общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, част-ной собственности и, как следствие, к возникновению клас-сов -- богатых и бедных;

-- первобытная организация власти не способна управлять об-ществом, где существует противоборство классов;

-- государство является результатом раскола общества на клас-сы;

-- государственная власть принадлежит классу богатых;

-- государство по своей сути является машиной, созданной гос-подствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса.

Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной тео-рии недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-эко-номическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.

1.6. Государственная власть как разновидность социальной власти

Государственная власть является одной из разновидностей со-циальной власти. Любая общность людей не может существовать без отношений управления и подчинения. Именно такая категория, как власть, с помощью определенных средств воздействия обеспе-чивает организацию и функционирование данного вида общества.

Существуют различные виды социальной власти, каждый из которых характеризуется свойственными ему специфическими при-знаками. Однако государственная власть является особой разновид-ностью социальной власти.

В юридической литературе существует две точки зрения отно-сительно соотношения понятий «политическая власть» и «государ-ственная власть». Согласно одной позиции авторов, политическая власть более широкая категория, чем государственная, поскольку ее субъектом выступает не только государство, но и политические партии, общественные организации и другие институты политичес-кой системы.

Согласно другой позиции, понятия «политическая власть» и «государственная власть» тождественны. Политическая власть реа-лизуется государственными органами, при этом она воплощается в государственные институты и становится властью государственной.

Можно выделить следующие характерные признаки государ-ственной власти:

1) публичный характер, означающий существование специального аппарата управления и принуждения, обеспечивающего реа-лизацию государственно-властных велений;

2) распространение на всю территорию государства;

3) верховенство, выраженное в отсутствии на территории госу-дарства какой-либо другой конкурирующей власти;

4) независимость, означающая самостоятельность в принятии решений;

5) осуществление официально уполномоченными лицами, име-ющими статус государственных служащих;

6) применение мер государственного принуждения, обеспечива-ющих исполнение государственно-властных велений;

7) легитимный характер, т.е. признание обществом существую-щей в государстве власти;

8) легальный характер, означающий создание и функционирова-ние государственных органов на основании закона. Государственная власть -- это публично-политическая раз-новидность социальной власти, обладающая качествами верховен-ства и независимости, легитимности и легальности.

1.7. Понятие и признаки государства

Существуют различные подходы к определению государства.

Государство -- понятие многоаспектное, поэтому невозможно дать универсальное определение, характеризующее государство со всех позиций (правовых, социологических, психологических, и т.д.). Однако, выделив признаки, свойственные только государству и отличающие его от других организаций, можно сформулировать определение государства.

Характерные признаки государства:

1) наличие публично-политической власти, которая осуществля-ется специальным аппаратом управления и принуждения, от-деленным от общества и обеспечивающим реализацию госу-дарственно-властных велений;

2) государственный суверенитет, представляющий собой един-ство, верховенство государственной власти на всей террито-рии государства и независимость во внешнегосударственных отношениях;

3) система налогов и сборов;

4) единая финансовая система, казна;

5) территориальная организация населения;

6) территориальная организация органов государства;

7) территориальные границы;

8) официальное представительство интересов своих граждан (подданых);

9) монопольное право на принятие законов и других норматив-но-правовых актов.

На основе общих признаков государства можно сформулиро-вать следующее его определение.

Государство -- это публично-политическая организация вла-сти в пределах, определенной территории, обладающая государ-ственным суверенитетом и выступающая официальным предста-вителем интересов своих граждан (подданых).

1.8. Сущность государства

По своей сути государство -- это организация власти. Сущ-ность государства раскрывает предназначение государственной вла-сти в обществе, роль государства и его природу. Сущность государ-ства определяется теми интересами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает. Это могут быть интересы господствующего класса, определенной нации, всего общества, и т.д., поэтому выделяют несколько подходов к сущности государ-ства. Основными из них являются классовый и общесоциальный (общечеловеческий) подходы.

1. С позиции классового подхода государство служит интересам экономически господствующего класса, решает сугубо классо-вые задачи.

Марксистская доктрина рассматривала государство как клас-совую организацию политической власти, определяя его орудием, машиной, созданной для подавления одного класса другим.

Примером государства с классовой сущностью может служить рабовладельческое государство, поддерживающее интересы класса рабовладельцев, или феодальное, обеспечивающее привилегии фео-далов.

2. С позиции общесоциального (общечеловеческого) подхода го-сударство призвано обеспечить интересы всего общества, ре-шить общесоциальные задачи.

В любом государстве общество неоднородно, поэтому перед государством с общесоциальной сущностью стоит довольно слож-ная задача. Проведение социальной политики требует приложения серьезных усилий со стороны государственной власти с целью дос-тижения в итоге общественного компромисса.

Выделяют также и другие подходы к сущности государства, такие как расовый, религиозный, национальный, и т.д., с позиции которых определяющим фактором деятельности государства будут являться расовый, религиозный, национальный и иные интересы.

В сущности современного государства заложены как классо-вые, так и общесоциальные начала. Наличие классов в любом госу-дарстве явление неизбежное, поэтому государственная власть дол-жна учитывать также и классовые интересы.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.