Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126) Конституция Российской Федерации. Юридическая литература,2005,- С.41.
.
Высшим Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров (ст.127)Конституция Российской Федерации. Юридическая литература, 2005,- С. 41..
Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125)Конституция Российской Федерации. Юридическая литература, 2005,- С.39..
В связи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.
Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов -- одна из важных задач России Чиркин В. Е. “Конституционное право зарубежных стран”// М.: “Юристъ”, 1997. - С. 421..
Принцип разделения властей является одним из важнейших принципов организации и деятельности государственных органов. Он получил конституционное закрепление во многих странах. Истоки его разработки уходят в далекое прошлое. Идея разделения властей встречается в трудах Аристотеля, Д. Локка. Они были позднее развиты французским юристом и политическим мыслителем Ш. Монтескье. У него теория разделения властей получила наиболее законченный и аргументированный вид. Согласно учению Монтескье, основная цель разделения властей - устранить злоупотребления государственной властью. При этом он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из властей - законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства взаимного сдерживания властей. Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служат главным условием политической свободы в обществе.
Принцип разделения властей исходит из того, что сама государственная власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.
В результате проведенного исследования по проблеме разделения властей можно сделать следующий основополагающий вывод.
Разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной власти. При этом за каждым органом закрепляются определенный круг задач государственной власти, соответствующих его компетенции.
Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.
Принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.
Таким образом, в заключении можно сказать, что теория разделения властей осуществляется прежде всего в плане общего принципа, руководящего начала, которое следует иметь в виду при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. И как идея единства властей, теория разделения властей не имеет и, видимо, не может иметь абсолютно "чистых" форм своего осуществления.
6. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Инфра, 1996.
7. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.,2003.
8. Бойцова В. В., Бойцова Л. В. “Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ”// “Государство и право”, №4 1996.
9. Валуев М. Исторические типы философии. - М.: Знания 1992.
10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый Юрист, 1998.
11. Габричидзе Б. Н., Елисеев В. Н. Конституционное право современной России: Учебник для вузов. М.,2001.
12. Головистикова А. Н., Груцына Л. Ю. Конституционное право России в схемах и таблицах. М., 2006.
13. Исаев И. А., Золотухина М. Н. История политических и правовых учений России. - М.: Юрист, 1995.
14. Ковешников Е. М. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002.
15. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2006.
16. Колосова Н. М. Конституционная ответственность в Российской Федерации. - 2000.
17. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 1998.
18. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М.: Юрайт, 1997.
19. Костенко Н, И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995, №11, с. 12-21.
20. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. - М.: Зерцало, 1998.
21. Мирошниченко Е. В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1993, №6, с. 141-147.
22. Михайлева Н. А. Конституционное право России. М., 2006.
23. Немова С. В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. - 1998. - №4.-с. 51-54.
24. Политология. Энциклопедический словарь - М., 1999.
25. Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - М., 2000.
26. Смоленский М. Б. Конституционное право Российской Федерации: история и современное состояние: Учеб. пособие/ Рост. гос. экон. акад.- Ростов н/Д, 2000.
27. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1999.
28. Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997.
29. Тоболин В.В. Право муниципального управления. - М.: ЭЛИГ, 2001.
30. Усанов В. Е., Хмелевский С. В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. М., 2003.
31. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных организаций/ Под ред В.Г. Стренозова. - М.: Добахов, Ткачев, Димов, 1999.
32. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. - М.: Юрист, 1996.
33. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997.
34. Чиркин. Основы государственной власти. - М.: Юристъ, 1996.
35. Чиркин В. Е. Конституционное право России. М.,2003.
32.Экимов А. И., Гончаров В.Д. Рецензия на книгу Б. П. Елисеева “система органов государственной власти в современной России” // Законодательство и экономика. - 1997. - № 23-24. - С. 66-67.
Страницы: 1, 2, 3, 4