Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципальных правоотношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы в соответствии с законом содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление.
К участникам муниципальных правоотношений данного вида относятся предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования. Взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.
Субъектами муниципальных правоотношений выступают общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления.
Сначала вроде бы все просто. Но это лишь казуальная простота. Население муниципального образования получает право по статье 25 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на правотворческую инициативу, а рассмотрение этих предложений предусматривает открытое заседание представительного органа с участием местного населения. Во-первых, такой порядок может нарушить нормальную работу муниципальных органов; во-вторых, в подавляющем большинстве случаев профессиональный уровень «инициатив» будет очень низким. И это лишь верхушка айсберга тех нерешенных проблем, стоящих сейчас перед российским законодательством, а рассмотрение их и принятие решений требует безотлагательной инициативы, как органов власти, так и самих граждан.
Объекты муниципальных
правоотношений
Следующим, не менее важным элементом муниципальных правоотношений являются их объекты.
Под местным самоуправлением принято понимать самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управления муниципальной собственностью. Исходя из этого, можно выделить следующие группы общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности местного самоуправления и составляющих предмет муниципального права Предметом муниципального права являются отношения, возникающие в процессе
организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских
поселениях и на других территориях.:
- отношения, возникающие в процессе выбора населением организационных форм местного самоуправления, его структуры, формирования органов местного самоуправления. Это отношения, связанные с образованием, объединением, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муниципальных образований, а также с определением структуры органов местного самоуправления, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов местного самоуправления, их ответственности;
- отношения, связанные с деятельностью местного самоуправления, его органов по управлению муниципальной собственностью, муниципальным хозяйтсвом, формированием и использованием местного бюджета, управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах местной жизни. К данной группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения;
- отношения, возникающие в процессе осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством, организации и исполнения ими законодательных и правовых актов федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Государство, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осушествлением ;
- отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с возложением на них дополнительных полномочий, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.
Также можно предложить и другую классификацию объектов муниципальных правоотношений, по которой их можно разделить на :
- отношения, возникающие к материальным ценностям (объекты муниципальной собственности, средства местного бюджета и т.д.);
- отношения, возникающие к нематериальным благам (право гражданина обращаться с заявлением в муниципальный орган и т.д.).
Муниципальные правоотношения можно классифицировать в зависимости от субъектов. Исходя из этого муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:
- отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование. К этой группе относятся отношения, в которых находит свое выражение правовой статус муниципального образования, которое в соответствии с законом имеет муниципальную собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления, а также вправе иметь собственную символику, вступать в ассоциации и союзы и т.д.
- отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования. В эту группу входят отношения, возникающие в процессе непосредственного волеизъявления населения, принятия им решений по вопросам местного значения (например, устава муниципального образования);
- отношения, в которых одной из сторон выступает орган или должностное лицо местного самоуправления. Данные отношения характеризуют многостороннюю деятельность местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а также реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления по закону.
Но сколько бы не предлагалось классификаций, в решении данного вопроса также существуют проблемы, связанные с неопределенностью норм муниципального законодательства и позволяющие достаточно четко определить круг и содержание муниципальных правоотношений.
Профессор В.В. Куликов в своей статье «Реформа местного самоуправления в России: теория и реальность», помещенной в журнале «Государство и право», отмечает, что абстракно-теоретические представления о предмете местного самоуправления влекут за собой многие серьезные недостатки. Так, формирование материально-финансовых основ местного самоуправления полностью отнесено к ведению государства, которое должно передавать самоуправлению часть своей собственности См.: ст. 28 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.08.1995 г №154-ФЗ. Конкретный перечень объектов определяется в соответствии с объемом полномочия муниципального образования, но возможность произвола при этом очень велика.
Существуют и многие другие сложности и проблемы в организации муниципальных правоотношений, которые также нельзя оставлять без внимания.
Но какими бы специфичными они не были, их нельзя пускать на самотек. Им нужен жесткий и четкий контроль, чтобы они не стали средством сосредоточения власти, осуществления расправ, способом накопления капитала. Их основная цель - решение насущных задач самим населением на своей территории. А наша основная задача - сделать так, чтобы этот молодой институт права служил именно тем интересам, для которых он был создан.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: ООО «ТК Велби», 2002. - 32 с.
2. Европейская Хартия Местного Самоуправления 15.10.1985 г.
3. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12.08.1995 г. №154-ФЗ
4. Бондарь Н.С., Чернышев М.А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 1996. - 246 с.
5. Костюков А.Н. Юридические факты в муниципальном праве // Журнал российского права. 2003, № 4. - С. 53-61.
6. Куликов В.В. Реформа местного самоуправления в России: теория и реальность // Государство и право. 2000, № 11. С. 13-17.
7. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. - Л.: Знание, 1979. С. 13-14.
8. Фадеев В.И. Муниципальное право в России. - М.: Юрист, 1994. - 168 с.
Страницы: 1, 2