Вместе с тем ни в коей мере не уменьшилось значение борьбы с теми видами преступлений, которые не отличаются новизной, но по своему характеру и главным образом по своим масштабам вышли на первый план с точки зрения усилий, прилагаемых государствами по их пресечению. К ним прежде всего относится борьба с незаконным оборотом наркотиков и международным терроризмом. ( об этом - ниже)
Международное уголовное право - это система принципов и норм, регу-лирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотрен-ными международными договорами.
Среди основных принципов международного уголовного права выделяются следующие:
* запрещение агрессивной войны;
* неотвратимость уголовного наказания за совершение любого деяния, ко-торое по международному праву считается преступным;
* если государство не устанавливает наказания за действия, которые меж-дународным правом отнесены к категории преступлений против мира и челове-чества, то это не является обстоятельством, освобождающим виновное лицо от международной уголовной ответственности;
* должностное положение лица, совершившего международное преступле-ние, не освобождает его от личной ответственности;
* исполнение лицом преступного приказа своего правительства или началь-ника не освобождает это лицо от ответственности, если сознательный выбор был фактически возможен;
* каждое лицо, обвиненное в международном преступлении или в преступ-лении международного характера, имеет право на справедливое рассмотрение своего дела в суде;
* неприменение сроков давности к военным преступникам и преступлениям против человечества;
* международные принципы осуществления правосудия по уголовным де-лам, провозглашенные в ст.7-11 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (презумпция невиновности, запрещение пропаганды войны, пыток и т.д.)
Под международной борьбой с преступностью понимается сотрудничество государств в борьбе с определенными видами преступлений, совершенных инди-видами. Это сотрудничество прошло длительную эволюцию. Первой формой та-кого сотрудничества было сотрудничество в выдаче преступников. Еще в дого-воре хеттского царя Хаттусили III и египетского фараона Рамсеса II 1296 г. до н.э. говорилось: “Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттский не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса”. Позднее возникла необходимость обмениваться информацией, причем объем этой информации по-стоянно расширялся. На определенном этапе возникла необходимость обмени-ваться опытом. А в последнее время заметное место в отношениях между госу-дарствами занимает вопрос об оказании профессионально-технической помощи. Особое значение имеют совместные действия или их координация, без чего право-охранительные органы различных государств не могут успешно бороться с от-дельными видами преступлений, прежде всего с организованной преступностью.
Преступления, имеющие международный уголовный характер.
Реализация этих общих задач и содержание международно-правовых норм обусловлены характером преступлений, которые делятся на две большие группы:
* международные преступления - деяния отдельных лиц или групп лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств, к которым отно-сятся агрессивная война, апартеид и т.д. (см. выше);
* преступления международного характера - правонарушения индивидов, которые совершаются вне связи с той или иной государственной политикой, но посягают не только на национальный , но и на международный правопорядок, представляя общественную опасность для двух и более государств (терроризм, оборот наркотиков и т.д.).
В соответствии с объектом международные преступления делятся на:
* преступления против мира (планирование, подготовка и развязывание войны, соучастие в планировании, подготовке и ведении войны и др.);
* военные преступления (нарушение законов и обычаев войны);
* преступления против человечности (убийства, истязание, порабощение..);
* преступления против человечества (расизм, апартеид, геноцид и т.д.).
Внутреннюю классификацию имеет и группа преступлений международного характера:
* преступления против стабильности международных отношений (международный терроризм; захват заложников; захват, угон самолетов и других авиатранспортных средств и иные действия, совершаемые на борту воздушного судна; хищение ядерного материала; вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; незаконное радио- и телевещание);
* деяния, наносящие ущерб экономическому, социальному и культурному развитию государств (фальшивомонетничество; легализация преступных доходов; незаконный обороти наркотических и психотропных средств; контрабанда; неле-гальная эмиграция и посягательства на культурные ценности народов);
* преступные посягательства на личные права человека (рабство; работор-говля; торговля женщинами, детьми; эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографии; пытки и другие бесчеловечные виды обращения и наказания);
* преступления, совершаемые в открытом море (пиратство (морской раз-бой); разрыв и повреждение подводного кабеля или трубопровода; столкновение морских судов; загрязнение морской среды вредными веществами);
* военные преступления международного характера (применение запрещен-ных средств и методов ведения войны; насилие над населением в районе военных действий; мародерство и т.д.).
Несмотря на большое количество разновидностей преступных деяний. вхо-дящих в две вышеозначенные группы, тем не менее в каждой из них можно выде-лить несколько наиболее важных, серьезных, представляющих повышенную опас-ность для государств.
Агрессия. В соответствии с резолюцией ГА ООН от 14 декабря 1974 г. под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независи-мости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.
В качестве акта агрессии квалифицируются:
* вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой временный характер она не носила бы, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
* бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;
* блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
* нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;
* применение вооруженных сил одного государства, находящихся на терри-тории другого государства по соглашению с принимающим государством, в на-рушение условий, предусмотренных в соглашении или любое продолжение их продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия со-глашения;
действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
* засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения во-оруженной силы против другого государства, носящих серьезных характер.
Геноцид (ст.2 Конвенции 1948 г.) - действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, ра-совую или религиозную группу: убийство членов этой группы; причинение серьез-ных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы; предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, ко-торые рассчитаны на полное или частничное физическое уничтожение ее; меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде этой группы; насиль-ственная передача детей из одной человеческой группы в другую. Государства обязываются выдавать лиц, обвиняемых в совершении геноцида; в отношении вы-дачи геноцид не рассматривается как политическое преступление.
Наемничество. Согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Же-невским конвенциям от 12 августа 1949 г., наемник - это лицо, которое:
· специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
· фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь, глав-ным образом соображениями личной выгоды;
· не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом. постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
· не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в кон-фликте;
· не послано государством, не являющимся воюющей стороной, для выпол-нения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав воору-женных сил.
Борьба с “отмыванием” доходов, полученных от преступной деятель-ности. В Конвенции Совета Европы об “отмывании”, выявлении, изъятии и кон-фискации доходов от преступной деятельности 1990 г. содержится определение преступлений, входящих в эту категорию. Это совершенные умышленно:
· конверсия или передача материальных ценностей (о которых известно, что эти ценности представляют собой доход от преступления) с целью скрыть их неза-конное происхождение или помочь иному лицу избежать юридических послед-ствий деяния (напр. конфискации имущества);
· утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, раз-мещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых прав, когда правонарушителю известно о незаконном источнике их происхождения;
· приобретение, владение или использование ценностей, о которых известно в момент их получения, что они добыты преступным путем.
Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий пре-ступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или от-чуждение этих ценностей.
Борьба с подделкой денежных знаков. Согласно Женевской конвенции 1929 г., преступлениями являются:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18