Рефераты. Механизм государства

.

Понятием системы исполнительных органов власти или орга-нов государ-ственного управления как составной структурной части механизма государства, вместе с федеральным Правитель-ством и другими федеральными органами ис-полнительной влас-ти, охватываются и исполнительные органы власти в субъ-ектах Российской Федерации.

Кроме того, особую разновидность органов исполнительной власти пред-ставляют собой органы, учреждаемые в установлен-ном законодательством Рос-сийской Федерации порядке для не-посредственного обеспечения функциони-рования государствен-ных органов, создаваемых Конституцией РФ и федераль-ными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой груп-пе (под-системе) органов государственного управления относят-ся: Администрация Президента РФ, включая Совет Безопаснос-ти, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерально-го Собрания РФ, Правительства РФ; аппараты Кон-ституционно-го, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ; аппараты ор-ганов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

4.4. Судебная власть

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная власть имеет следующие особенности: она осуществляется ис-ключительно судом; объектом ее воздействия является система общест-венных отношений, обладающих повышенной ценностью для государства и общества; правосудие есть непосредственное соединение власти и права; применение су-дебной власти жестко предопределено необходимостью раз-решения юридиче-ского конфликта или спора; равноправие сторон в судеб-ном процессе.

Организационно-правовой механизм от-бора кандидатов в судьи по мо-рально-этическим параметрам, психофизиоло-гическим критериям и тщатель-ной их проверки на предмет наличия компро-метирующих кандидата и его близких родственников фактов и обстоятельств далек от совершенства. Необ-ходимо выработать критерии, которым дол-жен соответствовать судья.

Так, очевидные дефекты (например, отсутствие глаза или ноги) объек-тивно препятствуют исполнению обязанностей судьи. Многие скрытые де-фекты (тугоухость, болезнь гортани, ВИЧ-инфицированность, психические бо-лезни хронического характера и др.) делают крайне нежелательным наде-ление данного кандидата судейскими полномочиями. Все это ставит на пове-стку дня вопрос о разработке и принятии федерального закона (а до того, может быть. Указа Президента РФ) о проверке кандидата в судьи на наличие компромети-рующих его обстоятельств и фактов, по поводу его физической и психической пригодности к занятию должности судьи, а также о проверке отсутствия у него черт характера, при наличии которых данного индивида крайне нежелательно наделять судейскими полномочиями. При этом не по-требуется изменения дей-ствующей Конституции РФ, так как в ее ст. 119 пре-дусмотрена возможность установления федеральным законом дополнитель-ных требований к судьям су-дов Российской Федерации Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001. С. 52..

Согласно Конституции и Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 января 1997 г., №1, ст. 1., правосудие в Российской Федера-ции осуществляется только судом по-средством конституционного, граждан-ского, административно-го и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиня-ются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд Рос-сии и поднадзорные ему нижестоя-щие суды обшей юрисдикции; Высший Ар-битражный Суд и под-надзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ является судебным органом кон-ституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции Россий-ской Федерации, и дает ее толкова-ние.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрис-дикции, осуществляет в предус-мотренных федеральным законом процессуаль-ных формах су-дебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопро-сам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматривае-мых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяс-нения по во-просам судебной практики.

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить за-дачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающе-го требованиям правового го-сударства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

4.5. Прокуратура Российской Федерации

Прокуратура РФ, как определено в Кон-ституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров выше-стоящим и Гене-ральному прокурору Российской Федерации.

Статья 129 Конституции РФ посвящена прокуратуре Российской Феде-рации. В силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполни-тельной и судебной властей. То обстоятельство, что указанная статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом неосуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осу-ществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти. Как следует из положений ст. 118 Конституции, су-дебная власть осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.) - М.: Фонд "Правовая культура", 1996 С. 222. Вместе с тем общность конечных целей, таких как создание гарантий законности в стране, защита прав и свобод личности, а также близость функций предопреде-ляют тесное взаимодействие между прокуратурой и судами. Скуратов Ю. Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной системой. // "Российская юстиция", 1999, №3.

Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Фе-дерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., №7, ст. 878.

под-твердила статус прокура-туры как важнейшего независимого ор-гана правоохраны. Согласно этому до-кументу, в целях обеспече-ния верховенства закона, единства и укрепления за-конности, за-щиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет раз-носторонний надзор за исполнением действующих на территории России зако-нов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, уста-новленными уголовно-процессуальным законодательст-вом РФ. Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект дея-тельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокура-туру как орган общего надзора за ис-полнением законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая но-вая функция, как координация деятельности орга-нов внутренних дел РФ, Феде-ральной службы безопасности, фе-деральных органов налоговой полиции, та-моженных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с пре-ступнос-тью.

Заключение

Итак, механизм современного Российского государства - это закреплен-ная Конституцией и иными действующими в настоящий момент нормативно-правовыми актами Российской Федерации система государственных органов с их полномочиями, формами и методами воздействия на общественные про-цессы, а также способами реализации задач и функций государства.

Принципы организации и деятельности государственного механизма - это наиболее важные отправные начала, идеи и требования, лежащие в ос-нове его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного меха-низма.

К общим конституционным принципам организации и деятельности ме-ханизма современного Российскою государства относятся: народовластие, гу-манизм, федерализм, разделение властей, законность.

Исполнительная власть в России - это обособленная и специфиче-ская форма власти президентской. Президентская власть, поглощая частично функ-ции собственно исполнительной власти, стоит над этой властью, подчи-няет и контролирует ее. Тем не менее, президентская власть не тождественна испол-нительной, не сливается с нею. В пределах компетенции, установлен-ной Кон-ституцией РФ и федеральными законами, Правительство РФ само-стоятельно решает вопросы и несет полную ответственность за свои дейст-вия. Таким обра-зом, в России создается «полицентричная» система исполни-тельной власти.

Полномочия, которыми Конституция РФ наделила Президента, явно за-вышены. Обширные и весьма неопределенные по своему объему функции и полномочия президентской власти в России не только противоречат прин-ципу разделения властей, предполагающего их взаимную уравновешенность, сдер-живание, согласованность и взаимный контроль, но могут привести к личной диктатуре.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юристъ, 1999.

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ "О Конституцион-ном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федера-ции от 25 июля 1994 г., №13, ст. 1447.

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ "О Правитель-стве Российской Федерации" с изм. от 31 декабря 1997 г. // Собрание законодатель-ства Российской Федерации от 22 декабря 1997 г., №51, ст. 5712.

4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ "О судебной сис-теме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федера-ции, 6 января 1997 г., №1, ст. 1.

5. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. №31-ФЗ "О внесении изменений и дополне-ний в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" // Собрание зако-нодательства Российской Федерации от 15 февраля 1999 г., №7, ст. 878.

6. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990.

7. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Сара-тов, Издательство СГУ, 1979.

8. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Проблема контроля и ответствен-ности в деятельно-сти органов государственной власти // Государство и право. 1996. №4.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - 3-е изд., переработан-ное и дополненное. - М.: Юрайт, 1997.

10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.). - М.: Фонд "Правовая культура", 1996.

11. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Горо-дец, 1999.

12. Скуратов Ю., "Полномочия прокуратуры во взаимоотношениях с судебной систе-мой".// "Российская юстиция", 1999, №3.

13. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М.: Гардарика, 1996.

14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 1999.

15. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 1999.

16. Хесин Б.Л. Механизм государства: понятие, принципы организации и деятельности: Лекция. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД Рос-сии, 2001.

17. Хесин Б.Л. История формирования общетеоретического понятия «механизм государ-ства» в отечественной юридической литературе // Проб-лемы юридической науки и практики в исследованиях адъюнктов и соиска-телей: Сб. научных трудов. - Н. Новго-род, 2001. - Вып. 7. - С. 151-162.

18. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М., 1992.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.