К данным отношениям также могут быть применены, в числе многих, Законы Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-144 Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 о средствах массовой информации//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации. -1992. -№ 7 - Ст. 300., «О связи» от 7.07.2003 №126-ФЗ 55Федеральный закон о связи от 7.07.2003 №126-ФЗ//СЗ РФ. - 2003. - №28. - Ст. 2895. ; Патентный закон РФ от 23.09.1992 №3517-166 Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3517-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации. - 1992. - №42. - Ст. 2319.
и многие другие. Однако, хотя так называемое «законодательство в сфере информации» довольно обширно, но непосредственно к регулированию авторского права на интернет-сайт имеют отношение, помимо международных актов (среди которых можно выделить Всемирную конвенцию об авторском праве от 06.09.1952 (более известную как Женевская конвенция)77 Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952//СП СССР. - 1973. - №24. - Ст. 139.
и Конвенцию об охране литературных и художественных произведений от 02.10.197988 Конвенция об охране литературных и художественных произведений от 02.10.1979//Бюллетень международных договоров. - 2003. - №9.
), несколько законов: Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» от 23.09.1992 №3523-199 Закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3523-1 о правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных//Российская газета. -№229. - 20.10.1992, а также Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 №1-ФЗ110 Федеральный закон об электронно-цифровой подписи от 10.01.2002 №1-ФЗ//Собрание законодательства РФ. -2003. - №2. - Ст. 127
0. Пока не существует единого сетевого нормативного акта. Необходим ли он? Какие отношения должен регулировать данный закон? На первых порах развития сети Интернет можно было часто слышать возгласы абсолютного непринятия возможности её правового регулирования. В обоснование своих доводов сторонники такой позиции указывали (некоторые и до сих пор указывают) на «особую природу» Сети, предполагающей абсолютно свободное информационное пространство, и вследствие этого практическую неприменимость к ней традиционных правовых регуляторов111 Cм., например: Петровский С. В. Интернет и право: точки напряжения// Наука и жизнь. - 2001 - №3. - С. 84-87.; Терещенко Л. Глобальная сеть: пробелы в праве//Российская юстиция. - 2000. - №2. - С.49.
1. По их мнению, отношения в Интернете должны и могут быть подвергнуты только лишь внутрисетевому регулированию самим Интернет-сообществом путём принятия морально-этических и подобного рода других норм, которые опять же, в виду специфики Сети, носили бы универсальный всеобщий характер и регламентировали бы поведение её пользователей. Такие нормы действительно принимаются в форме различных рекомендаций, регламентов, кодексов, и, безусловно, несут в себе позитивное начало. Например, Российским Открытым Форумом Интернет-Сервис-Провайдеров (ОФИСП) были разработаны «Нормы Пользования Сетью», где в частности говорится о том, что существуют общепринятые нормы работы в сети Интернет, направленные на то, чтобы деятельность каждого пользователя Сети не мешала работе других пользователей112 См.: Наумов В. Б. Указ. соч. -С. 31.2.
Ряд исследователей отмечают, что существует необходимость принятия именно сетевого законодательства, и уже были сделаны определенные шаги в данном направлении. В начале 2000 года в Комитете по информационной политике Государственной Думы РФ был разработан проект федерального закона «О регулировании российского сегмента сети Интернет». В ст.1 проекта закона указывалось, что «закон направлен на создание правовых основ использования глобальных общедоступных информационно-телекоммуникационных сетей органами государственной власти и органами местного самоуправления Российской Федерации, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории Российской Федерации». Следовательно, национальная принадлежность лица в целом не имеет значения, главное - территориальное пребывание в Российской Федерации. Далее в законопроекте формулируется понятие «глобальная общедоступная информационно-телекоммуникационнаясеть (интерсеть) - совокупность автоматизированных информационных систем, связанных единой трансграничной телекоммуникационной сетью (Интернет, BBS и другие общедоступные сети)». То есть Интернет рассматривается как одна из разновидностей уже существующих и вероятно могущих возникнуть глобальных информационных сетей. Также определяется понятие российского сегмента сети Интернет как совокупности адресов в Интернете, подпадающих под юрисдикцию РФ, а таковыми, кстати, являются те из них, которые зарегистрированы в РФ. Из этого можно сделать вывод о том, что самым очевидным критерием определения юрисдикции государства является критерий государства регистрации сайтов. Тут же предлагалось ввести термин «информационный посредник» (провайдер), определив его как владельца информационного ресурса в интерсети, предоставляющего на своём информационном ресурсе возможность обращения к другому информационному ресурсу интерсети, или лицо, предоставляющее услуги по поддержанию информационного ресурса интерсети на принадлежащих ему средствах или по постоянному хранению информации, или лицо, предоставляющее телекоммуникационную услугу и (или) информационную услугу. Довольно-таки сложное для восприятия, но ёмкое по содержанию определение, здесь же устанавливалась ответственность провайдера: п. 3 ст. 4 проекта закона гласит: «Если информационный посредник оказывает услугу по постоянному хранению информации, он несёт ответственность за содержание хранимой информации, распространение которой запрещено законом, если им не предприняты необходимые шаги по удалению информации или блокированию доступа к ней». К сожалению, данный законопроект так и не был что называется доведён «до ума», в виду чего он даже не обсуждался в российском парламенте113 См.: Там же. - С. 31-32.
- обязательность внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты (включая отмену их отдельных положений), требуемые для приведения их в соответствие с целями государственной политики Российской Федерации в отношении сети Интернет» (п.1 ст.4). Хотя данный проект федерального закона также не был принят, он содержит исключительно важные положения и прогрессивные идеи, которые, будем надеяться, найдут своё отражение в правовых актах о сети Интернет в будущем114 См.: Там же. - С. 32-34.
Интернет, несомненно, открывает широкие возможности для самореализации и воплощения самых разных идей. Именно здесь, в цифровой среде, появился особый объект авторского права - Интернет - сайт. Несмотря на то, что прямых упоминаний в Законе об авторском праве об особенностях применения его положений в сети Интернет не содержится, тем не менее, существует возможность толкования статей Закона для урегулирования отношений в сфере авторского права, которые возникают и развиваются в этой относительно новой области. Практика уже давно признает сайт объектом авторского права, что облегчает защиту прав автора. Возможно, пока урегулировать это на законодательном уровне? Если все составляющие сайта, как то: музыкальные произведения, литературные произведения, аудиовизуальные произведения и другие составляющие сайт произведения относятся к объектам, охраняемым Закона об авторском праве правильнее и вернее всего будет признать сайт объектом авторского права.
Как уже было сказано выше, автор сайта обладает всеми правомочиями, закрепленными в ГКРФ части 4. Все сложности заключаются в реализации данных правомочий, особенно, имущественных прав. В научных кругах все еще не пришли к единому мнению относительно круга имущественных прав, который может принадлежать автору сайта. Следовательно, не определился круг тех его прав, которые подлежат защите, и которые непосредственно могут быть нарушены.
Таким образом, остаются «пробелы» и неясности и в области защиты сайта от преступных посягательств. Чем должна регулироваться данная ответственность? Каким образом? В курсовой работе было определено, что средства защиты в сети Интернет не отличаются от средств защиты вне Сети. Остается вопрос - а как можно реализовать данные возможности защиты? Одни проблемы еще не нашли своего разрешения, а другие уже появляются. К таким проблемам можно отнести процесс обеспечения доказательств в спорах, связанных с Глобальной сетью, а также с определением, по законодательству какой страны будет наступать ответственность за нарушение прав автора. Эта проблема наиболее актуальна, так как Интернет экстерриториален. Если же нарушение происходит в одной стране (допустим, в Российской Федерации) по какому законодательству (уголовному, административному или гражданскому) будет наступать ответственность, а, возможно, назреет необходимость принятия специального Интернет - законодательства? И необходимо ли оно? Может быть, сделать Интернет саморегулируемой структурой. Возможно ли государственное воздействие на Интернет? Остается очень много вопросов, ответы на которые должны быть получены как можно скорее.
Очень важно, чтобы в кратчайшие сроки государство определило правовые рамки, в которых должен существовать и развиваться Интернет. От этого во многом зависит, насколько эффективно будут защищены авторские права не только в Интернет, но и вообще в компьютерных сетях. Именно отсутствие реальной защиты прав нередко удерживает авторов от размещения в сети своих материалов. И если не принять меры, то Интернет превратится в черную дыру для интеллектуального труда, последствия чего скажутся на отношениях не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.
В то же время существует ряд технических особенностей сети, которые существенно осложняют защиту авторских и смежных прав. Например, легкость создания копий в неограниченном количестве, и также легкость записи на жесткий диск персонального компьютера частей Интернет - сайта (что является нарушением права на воспроизведение) делает каждого пользователя сети потенциальным нарушителем законодательства. Именно поэтому в этой отрасли права так важен уровень правовой культуры и правосознания общества как, пожалуй, ни в каких других отраслях права. Очевидная несложность совершения правонарушения, а также внешняя безнаказанность приводит к тому, что чаще всего средний пользователь даже не отдает себе отчета, насколько часто он переступает грань правомерного использования объектов авторского и смежных прав.
I. Законодательство и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации. - М., Приор. - 2003. - 32 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1,2,3 и 4. Офиц. текст на 15 октября 2007. - М., Эксмо. - 2007. - 701 с.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. Офиц. текст на 8 декабря 2007. - М., Юридическая книга. - 160 с.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Офиц. текст на 30 октября 2004. - М., ЭЛИТ. - 232 с.
5.Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” от 9.07.1993. - №5351-1// Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - №32. - Ст. 1242 (устаревший)
6. Федеральный закон об электронной цифровой подписи от 10.01.2002 №1-ФЗ//Собрание законодательства российской Федерации. - 2002. - №2. - Ст. 127.
7. Федеральный закон о связи от 16.02.1995 №15-ФЗ // Собрание законодательства российской Федерации. -2003. - №28. - Ст. 2895.
8. Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20.02 1995 №24-ФЗ// Собрание законодательства РФ. - 1995. - №8. - Ст. 1187.
9. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации от 27.12.1991 № 2124-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного совета Российской Федерации. - 1992. - № 7. - Ст. 300.
10.Закон Российской Федерации от 23.09.1992 №3523-1 о правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных//Российская газета. -№229. - 20.10.1992
11.Всемирная Конвенция об авторском праве от 06.09.1952//СП СССР. - 1973. - №24. - Ст. 139.
12.Конвенция об охране литературных и художественных произведений от 02.10.1979//Бюллетень международных договоров. - 2003. - № 9.
II. Учебники, статьи.
1.Бутнев В. К. К понятию механизма защиты субъективных прав/Субъективное право: Проблемы осуществления и защиты/ В. К. Бутнев. - Владивосток,1983. - 487 с.
2.Волчинская Е. К. Есть ли в России компьютерное право/Е. К. Волчинская//Российская юстиция. - 1997. - №6. - С. 9-19.
3. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 3/ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М., 2004. - 784 с.
4. Гульбин Ю. Охраняем ли Интернет?/Ю. Гульбин// Интеллектуальная собственность. Авторское право. - 2003. - №9. - С. 26-34.
5.Ивлев А. Н. Охрана авторских прав в Интернет: проблема, которая выдумана/А. Н. Ивлев// Сборник материалов третьей всероссийской конференции «Право и Интернет. Теория и практика». - М.: Российская академия государственной службы при правительстве РФ, 2000. - С. 59-63.
6. Калятин В. О. Интернет-сайт как объект исключительных прав/В. О. Калятин//Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2004. - №2. -С. 25-28.
7. Каранда М. Создание сайта как объекта авторского права и смежных прав/М. Каранда// Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.- , 2000. -№ 5.- С. 73-76.
8. Кобелев Ю. Авторское право и Интернет/ Ю. Кобелев// Сборник материалов третьей всероссийской конференции «Право и Интернет. Теория и практика». - М.: Российская академия государственной службы при правительстве РФ, 2000. - С. 65-67.
9. Кристальный Б. В., Якушев М. В. Концепция российского законодательства в области Интернета (о развитии глобальной сети Интернет в России)/Б. В. Кристальный., М. В. Якушев// Документальная электросвязь.- 2000. - № 2.- С. 32-37.
10. Моисеева О. Применение авторского законодательства и законодательства о смежных правах при создании и использовании web-сайта в сети Интернет/О. Моисеева// Сборник материалов третьей всероссийской конференции «Право и Интернет. Теория и практика». - М.: Российская академия государственной службы при правительстве РФ, 2000. - С.71-73.
11. В. К. Мюллер. Новый англо-русский словарь. Под ред. М. М. Маковского. /Мюллер В. К. -Изд. Дом «Диалог», М., 2003г. - 898 с
12. Наумов В. Б. Право и Интернет: очерки теории и практики/В. Б. Наумов. - М.: Книжный дом «Университет». -2002. -431 с.
13. Петровский С. В. Защита прав автора сайта/С. В. Петровский//Российская юстиция.- 2001. - № 1. -С. 62-65.
14. Петровский С. В. Интернет и право: точки напряжения/ С. В. Петровский// Наука и жизнь. - 2001. - № 3. - С. 84-87.
15. Погуляев В. Электронные границы авторского права. Цифровое копирование и пределы свободного использования произведений/В. Погуляев// Закон. - 2001. - №9. - С.117-120.
16. Рузакова О. А., Дмитриев С. В. Авторские и смежные права в Интернете/О. А. Рузакова, С. В. Дмитриев// Законодательство. - 2001. - №9. - С.45-50.
17. Семилетов С. И. Проблемы охраны авторских прав в российском секторе Интернета/С. И. Семилетов//Проблемы информатизации. - №3. - М., 2000. - С. 52-59.
18. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник/А. П. Сергеев. - М., 2001. - 752 с.
19. Серго А. Некоторые вопросы защиты авторского права в Интернете (теория и практика)/А. Серго//Интеллектуальная собственность. Авторское право. - 2001. - №10. - С. 35-44.
20. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. Учебник/В. И. Серебровский- М., 1956 - 532 с
21. Судариков С. А. Основы авторского права/С. А. Судариков. - Минск,2000. - 450 с.
22. Терещенко Л. Глобальная сеть: пробелы в праве/Л. Терещенко//Российская юстиция. - 2000. - №2. - С.49-50.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5