· установление и поддержание контактов с общественностью;
· информирование общественности о существе принимающих решений;
· анализ общественной реакции на действия органов власти;
· прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
· формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
При наличии средств, специалистов и понимания руководства в PR-структуру вместе с пресс-центром могут входить и другие формирования:
· информационно-аналитическая служба,
· подразделение по работе с заявлениями и жалобами граждан;
· телевизионный, радио-, фотоотдел;
· редакция собственного издания и пр.
Так, к примеру, можно схематично представить структурные подразделения департамента по связям с общественностью или PR-службы Федерального агентства Министерства Транспорта Российской Федерации (схема 1).
Схема 1. Структурные подразделения департамента по связям с общественностью
Как правило, организационная структура PR-службы определяется штатом и может состоять, на примере Федерального агентства Министерства Транспорта РФ из начальника службы, его заместителя, ведущего инженера, двух ведущих специалистов и трех специалистов (8 человек). Начальник и заместитель PR-службы осуществляют стратегическое планирование и общее руководство деятельностью службы, участвуют в различных мероприятиях и PR-акциях. Ведущий инженер обеспечивает все материально-техническое развитие службы (техническая поддержка, программное обеспечение проектов, видео-, фото- обслуживание и пр.) Ведущие специалисты и специалисты непосредственно выполняют все необходимые задачи PR-службы.
Федеральное агентство Министерства транспорта РФ имеет в свою очередь ряд подведомственных подразделений, в которых существуют самостоятельные отделы по связям с общественностью, которые выполняет возложенные на них функции в рамках своей компетенции.
Вместе с тем, в органах власти, PR-службы приживаются медленно, непросто. Слишком велик соблазн побуждать людей к нужному поведению с помощью административного воздействия и приемов команд, рассматривая граждан как послушный объект управления. Сказывается непонимание зависимости государственной власти в гражданском обществе от граждан и их объединений. Во властных структурах отсутствует достаточный подход к созданию атмосферы взаимного доверия. Отсюда плохие и нерегулярные контакты администрации со своей общественностью, ввиду замкнутости их работы, обеднению ее содержания слабым учетом реальных мнений и настроений людей, их отчуждением от власти.
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Наряду с Пресс-службой в Администрации Президента функционирует еще одна РR-структура - Управление Президента РФ по связям с общественностью, созданное после президентских выборов 1996 г. Если Пресс-служба Президента РФ выполняет в основном организацион-но-тактические РR-задачи, то на Управление по связям с общественностью возлагаются задачи по разработке стратегии PR. Основными функциями Управления являются: изучение общественного мнения о социально-экономическом и политическом развитии страны, деятельности органов государственной власти; подготовка аналитических и пропагандистских материалов для СМИ; подготовка предложений Президенту РФ по вопросам государственной политики в отношении СМИ; обеспечение деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и др.
Пресс-служба Государственной думы РФ. Функции связей с общественностью и пресс-службы в Государственной думе сосредоточены в одной структуре пресс-службе. В ней занято около 70 сотрудников. Организационно пресс-служба Государственной думы состоит из отделов: средств массовой информации; информационного взаимодействия; по связям с центральной и региональной прессой; общественных связей и информационного обеспечения; телерадиослужбы и др. Некоторые отделы подразделяются на подотделы. В частности, отдел телерадиовещания включает в себя следующие подотделы: телевещания, радиовещания, координации теле- и радиопрограмм, эксплуатации телерадиокомплекса.
Функции и задачи каждого отдела носят относительно самостоятельный характер, отражающий специфику функциональных связей Государственной думы с общественностью. В качестве примера приведем содержание задач и функций отдела СМИ:
¦ Анализ на основе публикаций в российских и зарубежных СМИ развития политической и социально-экономической жизни в стране и, прежде всего, в свете деятельности Государственной думы.
¦ Подготовка для депутатов Госдумы информационно-аналитических обзоров по актуальной проблематике на базе комплексного изучения материалов прессы, телевидения, радио; публикация их в «Думском вестнике».
¦ Подготовка специальных обзоров печати по законотворческой тематике, публикация их в «Информационном бюллетене».
¦ Проведение аккредитации при Госдуме корреспондентов российских федеральных и региональных СМИ (подготовка Положения об аккредитации, внесение в него необходимых изменений и дополнений, ознакомление с условиями аккредитации редакций СМИ, прием и рассмотрение заявок на аккредитацию, изготовление образцов аккредитационных удостоверений, их типографское изготовление, оформление и выдача аккредитованным журналистам, контроль за выполнением парламентскими корреспондентами требований к аккредитованным представителям СМИ и т. д.).
¦ Содействие аккредитованным журналистам в освещении ими деятельности Госдумы пленарных заседаний, парламентских слушаний, работы фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий (информирование о планируемых мероприятиях, обеспечение документами и справочными материалами, консультирование и т. д.).
¦ Организационная работа по подготовке и проведению пресс-конференций, брифингов, интервью.
¦ Комплектование оперативных групп российских и зарубежных журналистов, освещающих протокольные мероприятия руководства Госдумы (приемы, встречи, беседы).
¦ Систематическая оперативная оценка опубликованных аккредитованными журналистами материалов о деятельности Госдумы -их объективности, достоверности, конструктивности. В случае необходимости собеседования с авторами публикаций, выяснение причин допущенных неточностей, искажений и т. д. с целью их исправления.
¦ Создание и ведение банка данных на аккредитованных при пресс-службе Госдумы корреспондентов российских федеральных и региональных СМИ (государственных и коммерческих телекомпаний, редакций радиовещания, информационных агентств, газет, журналов).
¦ Оперативная информационно-справочная и консультативная работа (ответы на телефонные и факсимильные запросы редакций СМИ, аккредитованных российских и зарубежных журналистов по вопросам, относящимся к деятельности Госдумы, фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий и т. д.).
¦ Решение совместно с соответствующими подразделениями аппарата и управления делами Государственной думы вопросов организационного и технического обеспечения деятельности аккредитованных журналистов (выделение рабочих помещений, обеспечение документами и справочными материалами, вопрос пользования факсами, телефонами и т. д.).
¦ Поддержание рабочих контактов с пресс-секретарями фракций, депутатских групп, комитетов Государственной думы.
Аналогичные РR-структуры созданы и функционируют при Правительстве РФ.
1. Государственная PR-служба [Электронный ресурс]: http://www.public relations-blog.info/gosudarstvennaya-pr-sluzhba/
2. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. - СПб.: Питер, 2005. - 240 с.
3. Радченко С.В. PR в муниципальном управлении как способ ведения социального диалога. Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 5. Ч. 2. / Под общей ред. В.К. Егорова и др. М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 158-163.
4. Радченко С.В. К вопросу о роли PR в муниципальном управлении (социологический аспект) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - №5.
5. Скуба Р.В., Лунева М.И. Средства и методы PR в системе государственной и муниципальной службы // Электронный журнал ВлГУ. - 2007. - №18 [Электронный ресурс]: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=122
6. Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. Монография - М: РАГС, 2004.
Страницы: 1, 2