· разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем; а также сохранности информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним.
К мерам противодействия указанным угрозам необходимо отнести:
· постановку и проведение научных исследований, направленных на получение методик исследования программного обеспечения и выявления закладных устройств;
· развитие отечественной индустрии в области создания и производства оборудования элементов телекоммуникационных систем;
· минимизацию числа иностранных фирм - поставщиков;
· координацию действий по проверке надежности указанных фирм;
· уменьшению номенклатуры поставляемого оборудования;
· переходу от поставок оборудования к поставкам комплектующих на элементарном уровне;
· установлению приоритета в использовании отечественных средств защиты этих систем.
Существует много видов угроз.
Первоочередными мероприятиями по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
· разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовка концепции правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации, осуществления государственной информационной политики;
· принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан, развитие инфраструктуры единого информационного пространства России, комплексное противодействие угрозам информационной войны, создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства, пресечение компьютерной преступности, создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения;
· развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения.
Также существует система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Она предназначена для реализации государственной политики в данной сфере.
Основными функциями системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
· разработка нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;
· определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;
· оценка состояния информационной безопасности Российской Федерации, выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз;
· координация деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в информационной сфере, на осуществление судопроизводства по делам о преступлениях в этой области;
· развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке;
· проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, на предприятиях оборонного комплекса;
· обеспечение контроля за созданием и использованием средств защиты информации посредством обязательного лицензирования деятельности в данной сфере и сертификации средств защиты информации;
· осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения информационной безопасности, представление интересов Российской Федерации в соответствующих международных организациях.
Компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Функции органов, координирующих деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и ее подсистем, определяются отдельными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Информационная безопасность Российской Федерации затрагивает все сферы общественной жизни.
Европейские стандарты безопасности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8