В настоящее время действуют подписанные в 1995 г. Соглашение между Республикой Казахстан и Россией об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами Республики Казахстан, прибывающими для постоянного проживания в Российскую Федерацию, и гражданами Российской Федерации, прибывающими для постоянного проживания в Республику Казахстан, и Договор о правовом статусе граждан Республики Казахстан и Российской Федерации, постоянно проживающих на территории другой договаривающейся стороны. Без сомнения, подписанные документы значительно упрощают переезд из страны страну на постоянное жительство, но всех проблем правового положения этих лиц, включая осуществление ими
своих политических прав, эти документы не решают.
В последние годы на постсоветском пространстве (прежде всего в странах СНГ) началось движение к постепенной интеграции институтов гражданства и в перспективе к полному уравниванию в правах граждан, в частности, России, Беларусии, Казахстана и Киргизии (в соответствии с заключенным между ними договором). Уже сейчас в Уставе Союза Беларусии и России от 23 мая 1997 г. закрепляется установление гражданства Союза. Каждый из граждан этих государств является одновременно гражданином Союза. Такая форма интеграции гражданства не может считаться двойным гражданством. В какой-то мере ее можно сравнить с соотношением гражданства России и гражданства республик в составе Российской Федерации. Но это сравнение весьма условное, и, прежде всего потому, что граждане России, проживающие на территории республик в составе Российской Федерации, пользуются в полном объеме всеми правами и свободами, закрепленными в Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве. Граждане Союза Беларуси и России, постоянно проживающие на территории другого государства Союза, пока не в полном объеме пользуются всеми правами, закрепленными для своих граждан в этом государстве (и частности, не могут быть избраны в органы государственной власти).
Социологические исследования по вопросам гражданства, проведенные в последние годы в странах СНГ, убеждают в том, что большинство русскоязычных граждан высказывается в пользу получения двойного гражданства: России и того государства СНГ, на территории которого они сейчас проживают. Для них это, прежде всего более тесная связь с исторической Родиной, большая свобода в выборе жизненных перспектив, большая социальная защищенность.
Когда гражданин иного государства выражает желание приобрести гражданство Российской Федерации -- это одна правовая ситуация, связанная с институтом двойного гражданства. Не меньший, а может быть и больший интерес представляет ситуация, когда гражданин России приобретает гражданство другого государства. Рассмотрим подробнее возможности, предоставляем для этого новым законом.
Накопленный с 1991 г. опыт правового регулирования отношений гражданства в условиях демократической России, сложившийся спектр реальных политических, экономических, межгосударственных и межнациональных отношений, влияющих на состояние института гражданства, несомненно были учтены при подготовке нового закона о гражданстве. Теперь государство иначе воспринимает свою заинтересованность в разрешении вопросов двойного гражданства. Статью 6 нового закона следует привести целиком.
"Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных между народным договором Российской Федерации или федеральным законом.
Приобретение гражданином Российской Федерации много гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации".
Таким образом, государство сейчас лишь фиксирует сам факт наличия у гражданина России гражданства иного государства. От непризнания в принципе за гражданами России иного гражданства государство перешло к констатации самого факта наличия иного гражданства у гражданина России. Государство отказалось от дачи разрешения, как это было ранее, на приобретение гражданином России двойного гражданства и таким образом от контроля за этими процессами (во всяком случае, до тех пор, пока возможно в отдаленном будущем в каком-либо нормативном правовом акте не будут определены условия и порядок приобретения гражданином России иного гражданства).
Состояние двойного гражданства появлялось у некоторых граждан России и в прошлые годы, в частности, в результате признания иностранным государством своим гражданином лица, родившегося на территории данного государства; автоматического распространения гражданства мужа на его жену и др. Однако, повторим, в тот период Россия не признавала такие основания возникновения двойного гражданства для своих граждан.
Конечно, тот факт, что гражданин России, приобретший иное гражданство и заявивший таким образом о своей устойчивой правовой связи иностранным государством, уже находится в устойчивой правовой связи (как то определяет новый закон о гражданстве) Российской Федерацией порождает ряд серьезных правовых последствий, как для гражданина, так и для Poccийской Федерации. Государство сейчас делает вид, будто ничего не произошло, и считает такого гражданина только гражданином Российской Федерации. Однако другая сторона правовых отношений гражданства - сам гражданин, приобретая иное гражданство, явно не хочет быть гражданином только Российской Федерации. Хорошо, конечно если среди его приоритетов как гражданина нескольких государств будут преобладать интересы гражданина России, и вся его деятельность будет направлена во благо интересам России.
Отвечает ли закрепленная в новом законе политика по вопросу двойного гражданства интересам самого государства? Представляется, что с учетом изложенных выше рассуждений о двойном гражданстве, на этот вопрос можно ответить в большей степени положительно, нежели отрицательно. Конечно, здесь есть и свои подводные рифы. Пока оставим в стороне правовую и политическую составляющие такой ситуации. Рассмотрим лишь социальную составляющую. Трудно себе представить, чтобы сельские, да и простые городские жители нашей страны стали в очередь за получением, дополнительно к российскому, гражданства какого-то даже очень щедрого на раздачу своего гражданства государства. Значительно больший интерес институт двойного гражданства представляет для бизнесменов, чиновников разных уровне, представителей криминального мира и др. Ситуация, закрепленная в закон здесь как нельзя лучше. Ведь сейчас никто не спросит, почему, на каком основании, а может быть, и за какие заслуги перед другим государством, приобретает, или приобрел россиянин иное гражданство?
6. Порядок приобретения гражданства
Существенно изменен действовавший порядок приобретения гражданства. Закон 1991 г. закреплял следующие основания приобретения гражданства российской Федерации: в результате его признания (в основном это касалось бывших граждан СССР, постоянно проживающих на территории России на день принятия этого закона, если они в течение года после этого дня отказываются от российского гражданства); по рождению (определялось гражданство детей: а) родители которых являются гражданами Российской Федерации; б) один из родителей которых является российским гражданином; в) родители которых неизвестны; г) родители которых не состоят в гражданстве Российской Федерации); в порядке его регистрации: в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации (в обоих случаях предусматривался облегченный порядок приобретения российского гражданства): в результате приема в гражданство (здесь предусматривались обычные условия приема в гражданство: дееспособность лица: достижение им возраста 18 лет; постоянное проживание на территории Российской Федерации (для иностранцев и лиц без гражданства -- всего пять лет или три года непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством, для беженцев -- указанные сроки сокращались вдвое), а также обстоятельства, облегчающие прием в гражданство, и обстоятельства, при которых ходатайство о приеме в гражданство отклонялось); выбор гражданства при изменении территории Российской Федерации (на основе положений международного договора Российской Федерации проживающие на территории, изменившей свою государственную принадлежность при изменении границы Российской Федерации, приобретали право на выбор гражданства (опцию). Выбор ими российского гражданства в данном случае и был одним из законных оснований приобретения гражданства Российской Федерации); по иным основаниям, предусмотренным законом.
Заключение
Гражданство -- один из основных элементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Понятие гражданства определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основывается на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Гражданство -- правовое состояние, а не фактическое. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание государства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства, которое выражается в их общем правовом нормировании и в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица.
Общее правовое нормирование заключается в том, что государство устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, а также основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
В отношении каждого человека гражданство юридически оформляется документами, подтверждающими его гражданство.
Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянстве (эти отношения длятся от рождения до смерти гражданина)1.
Ковешников Е.М. Конституционное право РФ. Курс лекций. Норма-ИНФРА.М.,2003.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. 3-е изд. перераб. И доп. М.: Юристъ 2003.
Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус. Гражданин и право № 9-10 2004.
11.Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. - Ростов-н/Д, 2002.
12.Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М.: Новый Юрист, 2002.
Страницы: 1, 2, 3