Рефераты. Государственная служба Кыргызской республики

Последний реорганизационный бум произошел при президенте Р. Никсоне, вынашивавшем, в частности, планы коренной реформы системы исполнительных департаментов. Это было связано в значительной степени с серьезными экономическими трудностями, с которыми страна столкнулась в конце 60 - начале 70-х годов.

В 1974 - 1975 гг. при президенте Дж. Форде были созданы в качестве независимых агентств Федеральная энергетическая администрация и Администрация энергических исследований и развития (в связи с обострением энергетического кризиса), Национальное управление по безопасности на транспорте, Федеральная комиссия по выборам, Комиссия по делам общинных служб и некоторые другие.

В связи с резким ростом аппарата исполнительной власти в послевоенные годы - главным образом на штатном и местном уровнях - в огромных масштабах увеличилось число государственных служащих.

Большой объем функций государства в экономической, социально-политической, внешнеполитической и идеологической сферах, их постоянное усложнение и диверсификация являются основой расширения государственного аппарата и собственно государственного сектора в США, что соответственно выражается в абсолютном и относительном увеличении численности государственных работников.

«Прогрессирующий количественный рост государственных работников всегда довольно точно отражал историческое развитие США. В период свободной конкуренции государственная деятельность сводилась в основном к политической охране существующего строя, внешнеполитической деятельности и военным вопросам. На данном этапе развития страны сравнительно малому объему функций государства соответствовал и небольшой в численном выражении государственный аппарат. Превращение США в развитую индустриальную державу, становление массового рабочего движения обусловили и быстрый рост государственного аппарата. Так, если в начале 19 в. численность чиновников в органах федерального правительства не достигала 10 тыс. человек, а в 1851 г. составляла около 33 тыс. человек, то только за одно десятилетие после гражданской войны и реконструкции, с 1871 по 1881 г., она увеличилась вдвое - с 51 тыс. до 100 тыс. человек, а с 1891 г. и до начала мировой войны почти в 3 раза - с 166 тыс. до 482,7 тыс. человек».

Быстрый количественный рост государственных работников в США наблюдался с переходом к государственно-монополистическим методам регулирования в 30-е годы, когда экономические потрясения «великой депрессии» и выступления народных масс побудили монополистическую буржуазию пойти на допущение широкого «вмешательства» государства в экономику и обратиться к политике «социального маневрирования».

«Осуществление программы «нового курса» Ф. Рузвельта потребовало создания десятков новых и расширения старых федеральных ведомств и агентств. Статистические данные показывают, что в это время государственный аппарат был единственной областью, где занятость неуклонно повышалась. Например, в 1929 - 1939 гг. численность рабочих и служащих в промышленности уменьшилась с 11 млн. до 10,5 млн. человек, в области строительства - с 3,3 млн., до 1,6 млн. человек, на транспорте - с 2,46 млн. до 1,8 млн. человек. Падение занятости или стагнация наблюдалось и в других отраслях экономики страны. Одновременно за тот же период число служащих федерального правительства возросло почти в 2 раза - с 559 тыс. до 920 тыс. человек, а работников штатов и местных органов управления - с 2,5 млн. до 3 млн. человек».

Особенно резкое увеличение численности государственных работников происходит в последние десятилетия.

За 1950- 1990 гг. число государственных работников возросла почти в 3 раза, а число наемных рабочих и служащих на частных предприятиях и в учреждениях - менее чем в 2 раза. В этот период каждое четвертое место, создаваемое в стране, приходилось на государственный сектор. Согласно прогнозу министерства труда, занятости в государственном секторе будет увеличиваться впредь.

В последние три десятилетия увеличение числа государственных работников происходит как в административно-управленческом аппарате, так и - в гораздо, большей степени - собственно в государственном секторе: в государственных системах образования и здравоохранения, коммунальном обслуживании и т. п.

В 1960 - 1990 гг. темпы расширения федерального аппарата были относительно невелики, а в последние годы отмечалось и некоторое уменьшение численности федеральных служащих. Это было вызвано стремлением правительства несколько сократить расходы на содержание государственного аппарата. Что же касается работников штатов и местных органов управления, то их численность увеличивается очень быстрыми темпами и именно за счет опережающего роста занятости в штатах и на местах увеличиваются масштабы и удельный вес государственного сектора США в целом.

Причиной этого процесса является известное «разделение труда» между центральными и местными органами власти. Так, федеральное правительство осуществляет важнейшие функции государственного управления, представляющие жизненно важный интерес для господствующего класса США: регулирование экономики страны, обеспечение ее обороны, проведение внешней политики. А штаты и местные органы управления, оставляя за высшими эшелонами власти функции первостепенного значения и освобождая их от огромной массы рутинных операций, материализуют многие важные цели и интересы господствующих классов главным образом в области внутренних социально-экономических программ. На них возложена задача развития и поддержания таких отраслей общественной и социально-экономической жизни страны, как системы образования и здравоохранения, полицейская и пожарная охрана, коммунальные и прочие городские службы и пр.

Реализация этих государственных функций не только требует большого числа работников, но и обусловливает - с ростом населения и урбанизацией - постоянное увеличение их численности.

Глава II. Организация государственной службы в Кыргызской Республике

2.1 Нормативно-правовые основы государственной службы Кыргызской Республики

Мировая политика государственного управления свидетельствует о том, что эффективность управления напрямую зависит от того, насколько совершенна система в ее организации, как результативность управления связана с системой мотивации труда. Важнейшим и неотъемлемым элементом процесса государственного управления является государственная служба.

В условиях нашей недавней истории централизованного государства, когда все хозяйственные и социальные сферы являлись государственными, служба во всех государственных органах управления, учреждениях и предприятиях без различия была естественно государственной.

Сейчас же государственная служба ограничивается исполнением полномочий только государственного органа, т.е. государственного аппарата. Предприятия и учреждения, может быть даже государственные, имеют свой особый статус полномочий, государство же теперь уже регулирует детально их деятельность. Поэтому служба в организациях и учреждениях, органах местного самоуправления, аппарате других негосударственных организаций не является государственной службой.

Трудовой кодекс регламентирует у нас отношения работников и нанимателей, в нем рассмотрена вся гамма трудовых отношений. Необходимость же закона о государственной службе заключается в том, что к государственным служащим предъявляются особые, повышенные требования ввиду их уполномоченности исполнять функции государственной власти.

Перед нами стоит задача с помощью Закона «О государственной службе» преобразовать административный аппарат в немногочисленный, высококвалифицированный и не подтвержденный коррупции единый организм единомышленников. Сделать его компетентным, эффективным, беспристрастным и честным.

С момента обретения Кыргызстаном независимости начала формироваться система государственного устройства и управления, ориентированная на принципы демократии и рыночной экономики. Однако в первые годы нашего государственного суверенитета развитию государственной службы уделялось меньшее внимание, а сами государственные служащие в своей деятельности использовали старые подходы, больше ориентированные на командные и контрольные функции, что в условиях децентрализации государственного управления и разгосударствления собственности уже не давало необходимого эффекта.

Это приводило, с одной стороны, к падению профессионализма государственных служащих, снижению престижа государственной службы, а с другой, к недостаточно эффективному государственному управлению. Такая ситуация стала одним из факторов, сдерживающих эффективность развития реформ в Кыргызстане.

В этой связи Президент Кыргызской Республики в 1996 году подписал Указ, который утверждал Временно положение об основах государственной службы в Кыргызской Республике. В нем впервые декларировались основные принципы организации государственной службы, были определены требования к государственным служащим, создавались социальные гарантии для них.

Основой для разработки и принятия Закона явилось осознание специфики и особой важности государственной службы, требующей повышенной ответственности должностных лиц перед обществом, их высокой профессиональной квалификации, моральных и деловых качеств.

Закон Кыргызской Республики «О государственной службе» был принят Жогорку Кенешем, вступил в силу со дня опубликования 17 декабря 1999 года.

Закон позволяет двигаться в направлении развития профессиональности государственной службы, которая опирается на принципы компетентности и соблюдения профессиональной этики.

Государственные должности делятся на 6 групп.

Действие Закона полностью распространяется на лиц, занимающих государственные должности учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов (группа 5). К этой группе относятся государственные служащие.

В связи с тем, что часть государственных должностей назначаются или избираются на конкретный срок, поэтому определенная группа работников - помощники, советники и другие (группа 4), обеспечивающие, подпадают под действие данного Закона также на этот срок. К таким должностям с определенным сроком относится Президент Кыргызской Республики (группа 1), депутаты Жогорку Кенеша, исполняющие депутатские обязанности на постоянной основе (группа 2), и устанавливаемые Конституцией для непосредственного исполнения полномочий государственных органов - премьер-министр, члены Правительства, судьи и другие должности, определенные Конституцией, назначаемые или избираемые Президентом Кыргызской Республики или Жогорку Кенешем (группа 3).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.