совершение регистрационных действий;
удостоверение произведенной государственной ре-гистрации.
На действия (бездействия) регистратора, нарушающие гражданские права, может быть подана жалоба в суд или заявление в соответствующую территориальную республи-канскую организацию по государственной регистрации.
Землеустройство как правовой институт - это сис-тема правовых норм, регулирующих землеустроительные отношения, институт земельного права. В отличие от Зе-мельного кодекса 1970 года новое земельное законодатель-ство не использует термина «государственное» примени-тельно к землеустройству. Это связано с появлением новой формы собственности на землю -- права частной собствен-ности, где участниками отношений по землеустройству яв-ляются собственники земельных участков.
В Кодексе о земле 1999 года землеустройству посвяще-на глава 32 «Землеустройство». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 1991 г. утвер-ждены Основные положения землеустройства в Республике Беларусь, а также Положение о порядке систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель и формирования специального фонда земельного запаса местных исполнительных и распорядительных орга-нов1.
Кодекс о земле (ст. 145) по новому определяет понятие землеустройства.
Землеустройство представляет собой систему юриди-ческих, экономических и технических мероприятий, на-правленных на регулирование и совершенствование зе-мельных отношений, повышение эффективности использо-вания и охраны земель, сохранение и улучшение окру-жающей среды.
В силу ст. 145 ' Кодекса о земле объектами землеуст-ройства являются земли административно-террито-риальных единиц, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, зон особого государственного ре-гулирования, определенных законодательством Республики Беларусь; земельные участки, предоставленные в пользова-ние, пожизненное наследуемое владение, переданные в частную собственность или аренду, а также части указанных земельных участков.
Землеустройство является важной составной частью механизма рационального использования земель.
Задачи землеустройства:
формирование и совершенствование рациональной системы землевладения и землепользования;
создание равных условий хозяйствования для раз-вития всех форм использования земли и хозяйствования на разных по качеству и местоположению землях;
¦ разработка предложений об условиях использова-ния земель;
¦ статистика информации о количестве, качестве и местоположении земель для установления земельного на-лога и арендной платы за землю, возмещения убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного про- изводства при изъятии земель и другие задачи.
Принципами, лежащими в основе института земле-устройства и определяющими его особенности, являются:
строгое соблюдение требований земельного зако-нодательства;
сбалансированность интересов всего общества с интересами собственников, землевладельцев и землеполь-зователей при свободном выборе форм хозяйствования;
согласованность общих и частных решений с дол-госрочной перспективой использования и охраны земель;
приоритет сельскохозяйственного землепользова-ния;
комплексность развития территорий, учет природ-но-экологических условий;
¦ согласованность социально-экономических и эколо-гических требований по охране земель и воспроизводству плодородия почв;
¦ взаимосвязь работ по землеустройству и работ по государственному кадастру и мониторингу земель.
Землеустройство как система мероприятий по органи-зации рационального использования земли как средства производства постоянно развивается. Оно включает значи-тельный круг землеустроительных действий. Его совре-менное содержание нельзя свести только к внутрихозяйст-венному и межхозяйственному землеустройству, как это было ранее.
Землеустройство включает:
¦ разработку республиканских и региональных про-гнозов, программ использования и охраны земель, схем ис-пользования и охраны земельных ресурсов, схем землеуст-ройства административно-территориальных единиц, охра-няемых территорий, зон особого государственного регули-рования;
разработку проектов, оформление технической до-кументации и установление (восстановление) на местности границ административно-территориальных единиц, город-ской, поселковой черты, границ сельских населенных пунк-тов, особо охраняемых природных территорий, зон особого государственного регулирования, земельных участков соб-ственников, землевладений и землепользовании;
составление проектов образования новых и упоря-дочения существующих землепользовании и землевладе-ний, отвод земельных участков в натуре (на местности), подготовку документов, удостоверяющих право собствен-ности на землю, право пожизненного наследуемого владе-ния и права пользования землей;
проведение оценки земель;
разработку проектов внутрихозяйственного земле-устройства сельскохозяйственных организаций, проектов организации и устройства территории крестьянских (фер-мерских) хозяйств, садоводческих товариществ и населен-ных пунктов, рабочих проектов по рекультивации нару-шенных земель, защите почв от эрозии и иных негативных процессов, улучшению сельскохозяйственных земель, по-вышению плодородия почв и других проектов, связанных с использованием и охраной земель;
проведение инвентаризации земель, систематичес-кое выявление неиспользуемых, нерационально используе-мых или используемых не по целевому назначению земель;
проведение геодезических и картографических ра-бот, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, осуществляемых для целей землеустройства, составление кадастровых и других тематических карт (пла-нов) и атласов состояния и использования земельных ре-сурсов;
авторский надзор за осуществлением проектов землеустройства;
ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
осуществление государственного контроля за ис-пользованием и охраной земель.
Законодательством Республики Беларусь в содержание землеустройства могут быть включены и другие мероприя-тия, связанные с регулированием земельных отношений, использованием и охраной земель.
В силу ст. 147 Кодекса о земле оценка земель прово-дится специально уполномоченным государственным орга-ном по землеустройству. Проведение оценки возложено на Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь и находящие-ся в его ведении юридические лица.
Порядок проведения оценки земель урегулирован При-ложением о порядке проведения оценки, переоценки зе-мель, земельных участков, которое утверждено постанов-лением Совета Министров Республики Беларусь от 17 де-кабря 2002 г. № 1764'.
Цель оценки - определение показателей, характери-зующих качество земельных участков. Результаты оценки, переоценки земель, земельных участков вносятся в госу-дарственный земельный кадастр.
Оценке подлежат:
¦ земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов;
земли садоводческих товариществ и дачного строи-тельства;
земли других категорий в случаях, предусмотрен-ных законодательством Республики Беларусь.
Оценка, переоценка земель, земельных участков прово-дится с учетом их качества и местоположения. При этом учитываются:
градостроительная документация;
близость к инженерным коммуникациям, объектам культурно-бытового назначения;
историческая и ландшафтная ценность территории;
состояние окружающей среды, климатических и других условий.
В процессе оценки, переоценки земель, земельных уча-стков проводится оценочное зонирование территории. Оце-ночной зоной признается часть земель, однородных по их целевому назначению, виду функционального использова-ния, близких по значению стоимости земельных участков. По результатам отнесения земель к той или иной зоне со-ставляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается стоимость единицы площади в границах этих зон.
Заказчиками оценки, переоценки земель, земельных участков могут быть местные исполнительные и распоря-дительные органы, юридические и физические лица.
По результатм оценки, переоценки земель, земельных участков составляются:
отчет об оценке с указанием юридического адреса исполнителя работ, методик проведения оценки и иных данных;
карта (схема) оценочного зонирования;
таблица стоимости земель в оценочной зоне и зе-мельных участков.
Материалы оценки направляются на рассмотрение мест-ному исполнительному и распорядительному органу для утверждения, а после утверждения - органу, осуществ-ляющему ведение государственного земельного кадастра.
Инвентаризация земель как вид землеустройства про-водится для:
уточнения или установления местоположения гра-ниц земельных участков (без закрепления их на местности);
определение или уточнение размеров земельных участков;
установление правового статуса земельных участ-ков;
выявление неиспользуемых, нерационально исполь-зуемых или используемых не по целевому назначению зе-мельных участков;
определение других количественных и качествен-ных характеристик земель, отражаемых в государственном земельном кадастре.
В зависимости от целей и объектов землеустройства она проводится по решению специально уполномоченного го-сударственного органа по земельным ресурсам и землеуст-ройству, местных исполнительных и распорядительных органов либо по ходатайству землепользователей, земле-владельцев, собственников и арендаторов земельных уча-стков.
По каждому объекту землеустройства и виду работ раз-рабатывается землеустроительная документация. Это:
прогнозы и программы использования и охраны зе-мель;
генеральная схема использования и охраны земель;
схемы землеустройства административно-терри-ториальных единиц, особо охраняемых природных терри-торий, зон особого государственного регулирования;
проекты межхозяйственного землеустройства;
проекты внутрихозяйственного землеустройства;
Страницы: 1, 2, 3