Рефераты. Формы государства в зарубежных странах

Глава конфедерации обладает председательскими, координа-ционными, но не руководящими (императивными) полномочия-ми, присущими многим главам государств.

Не являясь государством, конфедерация не может устанавли-вать государственно-правовые отношения с отдельными лицами. Следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в прин-ципе невозможно.

Конфедерация имеет более широкие возможности привлече-ния финансовых средств, чем другие международные организа-ции. Отказ отдельных ее членов от финансирования союза может повлечь санкции, применяемые конфедерацией к нарушителям. В то же время в конфедерации нет собственной налоговой системы. Ее бюджет пополняется взносами государств, а не за счет взима-ния средств с налогоплательщиков Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995, с.77..

Бесспорным является право государств на выход из конфеде-рации. Хотя оставление союза может встретить фактические препятствия, осложниться требованиями других конфедератов исполнять ранее принятые государством обязательства, однако обладание суверенитетом дает полную свободу выбора в вопросе участия в политических объединениях. Выход из конфедерации осуществляется по соглашению участвующих в ней сторон либо в результате простой денонсации государством договора о созда-нии союза (одностороннего отказа от участия в союзе). Сецессия из конфедерации может состояться и в случае, если союз прекра-тит существование в силу окончания действия союзного договора.

Конфедерации имеют в целом заслуженную репутацию неус-тойчивых, кратковременных, переходных государственных объе-динений. Считается, что конфедерации либо предшествуют со-зданию федераций, объединению территорий под единой унитар-ной государственностью, либо завершаются их распадом. Действительно, срок существования известных миру конфедера-ций не превышал нескольких десятков лет, если не считать Швей-царии (1291 - 1787 гг.), Нидерландов (1580 - 1795 гг.), а так-же древних союзов (Морской союз греческих полисов, Делос-ский союз и другие).

Есть основания полагать, что конфедерации будут более или менее регулярно возникать и исчезать в мировой практике. Кон-федерациями были Североамериканские штаты; Гондурас, Ни-карагуа и Сан-Сальвадор; Рейнская конфедерация; Германия; Югославия в 1992 г.; Сенегамбия. Заключено также довольно необычное "Рамочное соглашение" 1994 г. о создании конфеде-рации между Боснией и Герцеговиной (без участия третьего субъекта Боснийской федерации -- Республики Сербской) и Республикой Хорватией. В настоящее время нельзя определенно утверждать о существовании какой-либо конфедерации.

3.3. Уния

Уния представляет собой общность государств, возглавляе-мых единьш монархом. Международно-правовое значение унии зачастую невелико, иногда оно просто ничтожно. А воздействие унии на государственный строй, по крайней мере на форму прав-ления ее членов, более заметно.

Унию нельзя причислить к разряду конфедераций. Во-первых, конфедерации возни-кают с участием как республик, так и монархий. Уния всегда объединяет монархии. Во-вторых, конфедерацию учреждают до-говором между государствами. Уния возникает не на основании договора, а в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Договор не является обяза-тельным условием существования унии, хотя и он может быть заключен ее участниками Давид P., Жофрс-Спипози К. Основные правовые системы современнос-ти. М., 1996, с. 56..

Участники унии в полной мере сохраняют свою государствен-ность, а суверенитет возглавляющего их монарха как бы удваива-ется, утраивается. Иными словами, одно лицо становится облада-телем суверенных прав одновременно в нескольких государствах. Различаются два вида общностей монархических государств -- личная уния и уния реальная. Отличия между униями состоят в условиях участия и выхода из них. Характерно, что именно от особенностей государственного, национального права зависят су-ществование или распад уний.

Личная уния устанавливается между государствами, в кото-рых условия и порядок престолонаследования различны. Напри-мер, в одном государстве женщины отстранены от участия в на-следовании трона, а в другом они вправе претендовать на пре-стол. Такие унии возникают случайно, в результате того, что одно и то же лицо становится наследником одновременно двух монар-хов в разных государствах. Столь же случайно они и распадают-ся, хотя эта случайность запрограммирована устройством личной унии. Рано или поздно какой-либо из потомков общего монарха в одной из стран займет престол, тогда как по закону другого госу-дарства его царствование не состоится. Так, в XIX в. распались унии между Англией и Ганновером, Голландией и Люксембур-гом. Причиной этих распадов стало то обстоятельство, что по за-конам Англии королева Виктория имела все основания к цар-ствованию, а в Ганновере лица женского пола к трону не призы-вались; Голландию возглавила королева Вильгельмина, а в Люксембурге она прав на престол не получила.

В реальных униях законодательство государств устанавлива-ет единый порядок престолонаследования. Наследник трона в одной стране одновременно является наследником во всех госу-дарствах, составляющих унию. Распад реальной унии или выход из нее отдельной страны происходит лишь в результате измене-ния формы правления в одном из государств, ликвидации в нем монархии. Например, Австро-Венгрия прекратила свое существо-вание после первой Мировой войны в результате коренного пере-устройства входивших в нее государств, упразднения в них ин-ститута императора. Распад реальной унии возможен также и в случае смены правящей династии в одной из стран. Так, Норве-гия вышла из унии со Швецией в результате того, что конфликт между королем и норвежским парламентом по вопросу устрой-ства консульской службы дал формальные основания расценить действия монарха как отказ от выполнения своих функций. Нор-вежский парламент принял решение о переходе королевских прав в другую династию, и прежний король сохранил свою власть только в Швеции. В 1943 г. прекратила существование уния между Дани-ей и Исландией в результате преобразования последней в республику. Мальта, став республикой, в 1975 г. вышла из унии с Великобританией Современное конституционное право зарубежных стран. М., 1991, с.42..

Естественно, прочное соединение государств под одной коро-ной способствует их политической консолидации. Поэтому в ре-альных униях высока вероятность установления союзнических отношений. Например, Австро-Венгрию объединяла не только ди-настия Габсбургов, но и учредительные документы, закрепляв-шие политический союз, -- законы 1867 г., одобренные в отдель-ности австрийским и венгерским парламентами.

В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами из чис-ла стран-членов Британского Содружества. Структура Содруже-ства неоднородна. В общем в его состав входит 49 государств. Основная их часть находится в довольно тесных политико-эко-номических отношениях с центром Содружества -- Великобри-танией. И только четырнадцать из них (Австралия, Гренада, Кана-да, Новая Зеландия, Сент-Винсент и Гренадины, Ямайка и дру-гие) объединены еще и в унию под общей короной. Отношения унии дополняются и усложняются другими союзническими свя-зями, скрепляющими Содружество. Надо добавить, что королев-ская власть установлена не только над федеративными государ-ствами, такими, как Австралия или Канада, но и над субъектами федерации (штатом, провинцией), составляющими территориаль-ное пространство этих стран.

Корона возглавляет государства, входящие в унию. Ее пред-ставителями в государствах-участниках являются генерал-губернаторы (лейтенант-губернаторы), которых она назначает "по ре-комендации" парламентов. Представители монарха выполняют все функции и пользуются для этого Большой печатью, подтверж-дающей их полномочия, полученной от Короны. Для осуществле-ния некоторых полномочий губернаторы могут получать специ-альное разрешение от монарха. Например, на объявление войны Японии австралийский генерал-губернатор был особо уполно-мочен королем. Члены унии сохраняют в Содружестве полный суверенитет. Более того, за последние несколько десятилетий мера их политической самостоятельности увеличилась. В Содружестве уже нет союзных органов, если не считать совещаний глав прави-тельств и проведения конференций участников этого объедине-ния. Согласование политики стран Содружества проходит в сво-бодном, полуформальном порядке. В правительстве Великобрита-нии упразднено министерство по делам Содружества и только департамент в составе министерства иностранных дел ведает от-ношениями между союзниками.

В странах Содружества исторически сложилась некоторая общность в области правового регулирования. Например, заим-ствуется прецедентная практика, некоторые из членов Содруже-ства до настоящего времени применяют законы, некогда приня-тые Великобританией.

Как и в любой унии, в Содружестве нет единого подданства. Подданный Ее Величества Королевы Великобритании не явля-ется подданным королевы Австралии и наоборот. Отношения между государством и личностью являются предметом ведения каждого из членов унии, но не Содружества в целом. Это, однако, не исключает некоторой степени единства в правовом статусе подданных. Например, длительное время англичане пользовались избирательным правом в Канаде.

Сравнение унии и конфедерации позволяет сделать следующий вывод. Действительная политическая общность стран -- обязательное условие существования конфедерации. Уния, напро-тив, вполне может существовать и без тесных межгосударствен-ных связей, союзнических обязательств. На имперской конфе-ренции 1937 г. было официально зафиксировано, что каждый член Британского содружества наций участвует в многосторонних до-говорах как самостоятельная единица и что, если в договоре не предусмотрено противоположное, ни одни член Британского 06щества наций ни в какой степени не отвечает по обязагельствам, принятым каким-либо другим его членом. Целостность конфе-дерации полностью зависит от внешнеполитического выбора ее членов, а реальная уния имеет прочные внутригосударственные юридические основы. Ее устойчивость непосредственно зависит от сохранения государствами монархического строя и власти династии Чичерин Б. И. Политические и социальные идеалы. Власть и право. М., 1995, с.35..

При том, что политическое значение унии зачастую незамет-но, оно все же ощущается хотя бы в вопросах войны. По юриди-ческим соображениям состояние войны между членами унии немыслимо. Его трудно представить по той причине, что акт об объявлении войны должен быть санкционирован главой госу-дарства. Если бы член унии вознамерился воевать с другим, королю пришлось бы подписывать акт об объявлении войны одного сво-его государства другому своему же государству, а по существу самому себе Современный буржуазный федерализм. М., 1978, с.64..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.