К временно функционирующим органам следует отнести и ра-бочие группы, создаваемые комитетами и комиссиями для разреше-ния определенных вопросов, организации парламентских слушаний. К их работе помимо членов Совета Федерации привлекаются пред-ставители министерств и ведомств Российской Федерации, других государственных органов, общественных объединений, научных уч-реждений.
Кроме этого, комитетам и комиссиям предоставлено право со-здавать на общественных началах экспертные советы, привлекать к работе в качестве экспертов специалистов различного профиля, на-значать независимую экспертизу законопроектов.
В процессе своей деятельности комитеты и комиссии вправе об-ращаться к государственным органам, общественным объединениям, должностным лицам с просьбой о предоставлении необходимой до-кументации. В этом случае должностные лица и организации обязаны предоставлять запрашиваемые материалы.
В обязанности комитетов и комиссий входит представление от-четов о своей деятельности, которые заслушиваются на заседании Совета Федерации.
Основной формой работы комитетов и комиссий являются засе-дания, которые подразделяются на очередные и внеочередные. Оче-редные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания вправе созывать пред-седатель комитета, комиссии по своему усмотрению, либо по пору-чению Председателя Совета Федерации или его заместителя, коорди-нирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. Комите-ты и комиссии Совета Федерации вправе также проводить совмест-ные заседания. Заседания комитетов Совета Федерации могут про-водиться непосредственно в субъектах Российской Федерации.
Другой немаловажной формой работы комитетов и комиссий Со-вета Федерации являются парламентские слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, долж-ностные лица, эксперты, представители государственных органов, об-щественных объединений, научных учреждений и т.д.
Аппарат Совета Федерации. К структурным подразделениям Совета Федерации следует отнести Аппарат Совета Федерации. Он осуществляет правовое, информационно-аналитическое, организаци-онное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Феде-рации.
2. Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
2.1. Должностные лица.
Возглавляет палату Председатель Государ-ственной Думы. В отличие от Совета Федерации в число должност-ных лиц Государственной Думы входит Первый заместитель Пред-седателя Государственной Думы. Так же, как и Совет Федерации, Государственная Дума избирает заместителей Председателя Государ-ственной Думы. Согласно постановлению Государственной Думы от 18 января 1996 г. «О заместителях Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Государ-ственная Дума второго созыва избрала семь заместителей Председа-теля палаты.
Председатель Государственной Думы, его Первый заместитель и заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государствен-ная Дума может принять решение о проведении открытого голосо-вания. Кандидатов на указанные должности вправе выдвигать депу-татские объединения и депутаты Государственной Думы. Порядок избрания данных должностных лиц урегулирован в Регламенте Го-сударственной Думы. В нем, в частности, установлено, что перечис-ленные выше должностные лица не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.
Функции Председателя Государственной Думы, равно как и Председателя Совета Федерации, весьма схожи и условно могут быть поделены на организационные и представительские.
Полномочия по осуществлению организационных функции обя-зывают Председателя Государственной Думы:
вести заседания палаты;
ведать ее внутренним распорядком;
организовывать работу Совета Государственной Думы;
осуществлять общее руководство деятельностью Аппарата Госу-дарственной Думы;
назначать на должность и освобождать от должности Руководи-теля Аппарата Государственной Думы и его первого заместителя.
В рамках данных полномочий Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению включать в проект по-рядка работы Государственной Думы следующие вопросы: о выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы; о замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях палаты. Ему предоставлено право издавать распоряжения по вопросам, от-несенным к его компетенции. В обязанности Председателя Государ-ственной Думы входит представление Государственной Думе докла-дов о деятельности палаты за истекшую сессию и о проекте програм-мы ее законопроектной работы на очередную сессию и др.
Представительские полномочия наделяют Председателя Государ-ственной Думы правом представлять палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Пра-вительством Российской Федерации, субъектами Российской Феде-рации, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным Су-дами Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в Российской Феде-рации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими долж-ностными лицами иностранных государств и международными ор-ганизациями.
В рамках указанных полномочий Председатель Государственной Думы участвует в согласительных процедурах, используемых Пре-зидентом Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 85 Кон-ституции Российской Федерации, для разрешения разногласии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Россий-ской Федерации.
Обязанности заместителей Председателя Государственной Думы сводятся к следующему:
они замещают Председателя Государственной Думы во время его отсутствия;
по его поручению ведут заседания палаты;
координируют деятельность комитетов и комиссий Государствен-ной Думы;
решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом Государственной Думы и рас-пределением обязанностей между заместителями Председателя Го-сударственной Думы.
2.2. Совет Государственной Думы.
Совет Государственной Думы можно охарактеризовать как коллегиальный, постоянно действую-щий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рас-смотрения организационных вопросов деятельности палаты.
В состав Совета Государственной Думы входят Председатель Го-сударственной Думы, руководители депутатских объединений с пра-вом решающего голоса. С правом совещательного голоса в работе Совета Государственной Думы участвуют заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы.
В случае отсутствия Председателя Государственной Думы засе-дания Совета Государственной Думы проводит один из его замести-телей. В отсутствие руководителей депутатских объединений и пред-седателей комитетов по их поручению в заседании Совета Государ-ственной Думы принимают участие их представители из числа де-путатов Государственной Думы. В этом случае заместитель Предсе-дателя Государственной Думы и представители депутатских объеди-нений имеют право решающего голоса.
В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:
полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе; полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе; представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Со-вета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроек-тах, внесенных данными субъектами права законодательной иници-ативы. Право присутствовать на заседаниях Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы палаты предоставлено также депутатам Государственной Думы.
Конкретные полномочия Совета Государственной Думы состоят в формировании проектов примерной программы законопроектной Работы Государственной Думы на текущую сессию, календаря рас-смотрения вопросов на очередной месяц, порядка работы Государственной Думы на очередное заседание. В обязанности Совета Го-сударственной Думы входят также созыв внеочередных заседаний палаты, принятие решений о проведении парламентских слушании, о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Феде-рального Собрания Российской Федерации.
Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности. Это -- на-значение соответствующих комитетов ответственными за подготовку законопроектов к рассмотрению Государственной Думой; направле-ние законопроектов для рассмотрения в комитеты палаты, депутат-ские объединения, субъектам права законодательной инициативы, а также направление законопроектов, подготовленных ответственны-ми комитетами палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к ним Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, субъекту права законодательной инициати-вы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект и т.д.
Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде вы-писок из протокола заседания Совета Государственной Думы, кото-рый подписывается председательствующим на заседании.
2.3. Депутатские объединения.
Организации и деятельности депу-татских объединений в Государственной Думе посвящена глава 3 Рег-ламента палаты. В ней установлено, что депутатские объединения -- фракции и депутатские группы -- образуются для совместной дея-тельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматрива-емым Государственной Думой.
Под фракцией понимается депутатское объединение, сформиро-ванное на основе избирательного объединения, прошедшего в Госу-дарственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения. Эти критерии являются определяющими при создании фракции. Количество депутатов, представляющих из-бирательное объединение, не имеет при этом значения. Все фракции Государственной Думы, независимо от численности входящих в них депутатов, подлежат регистрации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8