Рефераты. Договор перевозки

Для надлежащего исполнения договора перевозки и установления ответственности перевозчика за груз важное значение имеет определение массы (веса) и количества мест перевозимого груза, которые фиксируются на отдельных видах транспорта по-разному. На железнодорожном транспорте действует правило, согласно которому их определяет сторона, производящая погрузку, на автомобильном транспорте определение данных о грузе производится совместно отправителем и перевозчиком, на воздушном транспорте их определяет перевозчик.

На морском и внутренневодном транспорте масса(вес) и число мест груза, по общему правилу, устанавливаются отправителем, причем применяются специфические способы их фиксации: расчетным путем (по обмеру) и по осадке судна. При этом на морском транспорте действует правило, согласно которому, если данные о грузе не были перевозчиком проверены, он вправе включить в коносамент соответствующую оговорку (ст. 145 КТМ). Правовое значение такой оговорки состоит в том, что она перелагает бремя доказывания на грузовладельца: при недостаче массы (мест) грузовладелец обязан доказать правильность внесенных в коносамент сведений о грузе, что в большинстве случаев оказывается невозможным или, во всяком случае, достаточно сложным.

При принятии груза к перевозке его отправитель обязан уплатить провозные платежи (на морском транспорте - фрахт),которые должны исчисляться за расстояние по кратчайшему направлению перевозки. На смену жесткой государственной регламентации транспортных тарифов, которые утверждались ранее центральными государственными органами, в настоящее время пришла смешанная система регулирования транспортных тарифов, допускающая определение ставок провозных платежей по соглашению участников договора перевозки груза.

Нормы ст. 790 ГК о провозной плате при перевозках грузов носят общий характер и прямого регулирования не содержат. Основы действующей системы установления провозных тарифов определены постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239"О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)",согласно которому Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти осуществляют регулирование тарифов на перевозки грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте, погрузочно-разгрузочные работы в портах, обслуживание грузов в аэропортах.

В дальнейшем Правительством РФ были 3 сентября 1998 г. N 1029 утверждены Правила исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте. Согласно Положению об основах государственного регулирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки (приложение к постановлению Правительства РФ от 19 марта 2001 г.N 194) утверждение тарифов во внутригосударственном сообщении или их предельного уровня осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

На других видах транспорта тарифы практически определяются перевозчиками с применением предельного уровня рентабельности, установленного Правительством РФ. Для отдельных видов перевозок и категорий грузов допускаются дифференциация и снижение тарифных ставок.

Провозные платежи включают в себя разного рода сборы за дополнительные услуги перевозчика (хранение груза, его взвешивание, выполнение погрузо-разгрузочных работ, если они производятся перевозчиком), а также штрафы, которые могут начисляться перевозчиком в ходе перевозки (например, за простой вагонов в пути по вине отправителя, неправильное оформление транспортных документов).

По общему правилу, провозные платежи уплачиваются грузоотправителем при предъявлении груза к перевозке, а возможные доплаты - получателем при получении груза в пункте его назначения.

На всех видах транспорта действуют особые условия перевозки отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, наливных, в контейнерах и некоторых других). Такие особые условия возлагают на участников договора перевозки, и прежде всего на грузоотправителей, дополнительные обязанности. Так, при перевозке скоропортящихся грузов отправитель обязан представлять удостоверение о качестве скоропортящегося груза, датированное днем погрузки, а также ветеринарное свидетельство. Особые правила перевозки применяются при доставке почты.

В отношении перевозок грузов в контейнерах, которые получают ныне значительное развитие ввиду их экономической эффективности, на всех видах транспорта установлены специальные требования в правилах перевозок грузов, которые предусматривают порядок загрузки и выгрузки контейнеров, особенности оформления транспортной документации. Допускается перевозка грузов в специальных контейнерах грузовладельца с особой их маркировкой.

Возможно согласование между сторонами и включение в транспортный документ дополнительных условий перевозки, в частности об объявлении ценности перевозимого груза, о сопровождении груза проводником отправителя. Правила морских перевозок допускают доставку груза с наложенным платежом, который должен быть произведен получателем до выдачи ему груза. Отправитель груза и перевозчик вправе договариваться и о других дополнительных условиях перевозки.

После принятия перевозчиком груза и оформления транспортных документов, означающих заключение договора перевозки, транспортирующая организация принимает на себя обязанность обеспечить сохранность груза и его доставку в установленный срок в пункт назначения. Это основные обязанности перевозчика.

Сохранность перевозимых грузов перевозчик обеспечивает путем предоставления под перевозку исправных перевозочных средств и принятия необходимых технических и организационных мер по наблюдению за сохранностью доставляемых грузов в процессе их перевозки, особенно при передаче другому перевозчику (в прямом смешанном сообщении), погрузке и выгрузке силами перевозчика. На железнодорожном транспорте некоторые виды грузов, особо подверженные хищениям, сопровождаются работниками военизированной охраны МПС России. Тем не менее случаи хищений и повреждений грузов при перевозках остаются многочисленными и причиняют народному хозяйству крупный материальный ущерб.

Сроки доставки груза определяются правилами перевозок в зависимости от вида перевозимого груза и расстояния перевозки, причем на перевозчике лежит обязанность доставить груз по кратчайшему маршруту. Наиболее подробно определяются сроки доставки на железнодорожном транспорте, где они зависят от вида груза и характера перевозки (мелкая, повагонная, маршрутами). При этом предусмотрена доставка груза грузовой или большой скоростью. Большой скоростью перевозятся скоропортящиеся грузы, живность и некоторые другие грузы, сроки доставки в этих случаях примерно в два раза короче, чем при грузовой скорости. Сроки доставки негабаритных грузов устанавливаются в каждом отдельном случае перевозчиком. Сроки доставки груза увеличиваются на время операций по отправлению и прибытию груза, возможной его перегрузки, переадресовки, а также задержки груза для выполнения административных формальностей.

На автомобильном транспорте сроки доставки груза предусмотрены только для междугородных перевозок (ст. 69 УАТ). На морском транспорте действует правило, согласно которому перевозчик обязан доставлять грузы в сроки, которые разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств (ст. 152 КТМ). При воздушных перевозках грузов помимо установленных сроков допускается согласование сроков доставки по некоторым перевозкам (при отсутствии регулярного движения, осуществлении периодических массовых перевозок).

В ходе перевозки грузоотправитель вправе давать в отношении перевозимого груза обязательные для перевозчика указания, допускаемые транспортными уставами и кодексами. Однако рамки такого распоряжения грузом правилами перевозок ограничены в силу технических сложностей их исполнения. Согласно ст. 31 УЖТ допускается изменение грузополучателя и станции назначения. Дальнейшая перевозка осуществляется с составлением новой накладной, однако юридически в рамках заключенного ранее договора перевозки. Изменение первоначального получателя в перевозочном документе возможно также на морском и воздушном транспорте.

На автомобильном транспорте допускается переадресовка груза новому получателю до момента его выдачи. Особенностью морских перевозок является предоставление отправителю права вообще отказаться от договора перевозки с уплатой фрахта и платы за простой судна (ст.155-157 КТМ),причем до выхода судна в рейс перевозчик обязан выдать груз отправителю, хотя бы это могло вести к задержке судна.

В ходе транспортировки груза не исключено возникновение препятствий к дальнейшей его перевозке, о чем перевозчик обязан известить грузовладельца и поступить с грузом согласно его указаниям, которые должны быть даны перевозчику в краткий срок. Такого рода ситуации чаще всего возникают при морских перевозках, и в КТМ содержится подробное регулирование по этому вопросу, в том числе в отношении расчетов по провозным платежам(ст. 153 КТМ).

3. Ответственность за невыполнение обязательств по договору перевозки

Транспортное законодательство устанавливает различные основания ответственности за невыполнение заявки (заказа) при перевозке в прямом сообщении и невыполнение нормы перевалки, хотя по своему содержанию эти отношения как в прямом, так и в прямом смешанном сообщении равноценны.

Представляется, что вопросы ответственности за невыполнение обязательства на всех видах транспорта должны разрешаться одинаково. Причем эта ответственность, согласно ст. 401 Гражданского кодекса, должна быть основана на принципе вины. Исходя из принципа вины и должно быть изменено содержание статей транспортных уставов, устанавливающих ответственность за невыполнение принятой заявки (заказа).

Следует учитывать и международную практику. Согласно большинству соглашений о международных сообщениях ответственность на перевозчика возлагается только при наличии его вины, которая предполагается. Наиболее четко этот принцип сформулирован в Варшавской конвенции 1929 г. (ст. 20): воздушный перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им либо уполномоченными им лицами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что им невозможно было их применить.

Согласно ст. 393 ГК РФ основной формой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства является возмещение причиненных убытков. Причиненный неисправным должником ущерб является не только основанием, но и мерой гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков.

В отличие от этих общих положений гражданского законодательства транспортное законодательство исключает ответственность в форме возмещения убытков за невыполнение заявки (заказа) на перевозку с причинением этим невыполнением какого-либо ущерба грузоотправителю.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.