Так как единую маркетинговую политику определяет принци-пал, то в контракте надо оговорить, какой рекламный материал и на каких условиях агенту предоставляет принципал, а также оп-ределиться с расходами на рекламу. При этом любые действия агента в области рекламы должны быть предварительно одобре-ны принципалом.
В договоре следует предусматривать право агента на удержа-ние находящихся у него вещей, принадлежащих принципалу, включая образцы и иные рекламные материалы, имеющие значи-тельную стоимость, в обеспечение своих требований по договору Там же. С. 19-20.. Вместе с тем надо учитывать, что в случае объявления принци-пала банкротом это право агента прекращается, а его требование к принципалу удовлетворяется в пределах стоимости удерживаемых вещей в соответствии со ст. 360 ГК РФ наравне с требова-ниями, обеспеченными залогом.
Агент вправе удерживать причитающиеся ему по договору суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет принципала. Од-нако кредиторы последнего, пользующиеся в очередности удовле-творения их требований преимуществом перед залогодержателя-ми, не лишаются права на удовлетворение этих требований из сумм, удержанных агентом.
Командировочные расходы, почтово-телеграфные и иные рас-ходы, понесенные агентом при выполнении им агентских функ-ций, могут быть компенсированы принципалом, но надо также учитывать, что по законодательству многих стран случай, когда принципал принимает на себя большую часть таких расходов аген-та, позволяет трактовать последнего как служащего принципала.
Во всех странах законом или обычаем делового оборота за-прещается любая деятельность агента по продвижению им това-ров, конкурирующими с товарами принципала.
Вместе с тем зарубежная практика идет по пути ограничения во времени и пространстве оговорки о неконкуренции после ис-течения срока действия контракта. Сторонам следует особо про-работать вопрос, связанный с правом агента на вознаграждение, если действие такого запрета не прекращается и по истечении срока контракта Там же. С. 20..
Зарубежная практика допускает совмещение в одном догово-ре сторонами сразу нескольких функций, которые исходя из юридической чистоты договора (на российский лад) надо было бы оформить двумя-тремя самостоятельными договорами. Дело в том, что в ряде случаев агент осуществляет деятельность дистрибь-ютора в отношении тех же товаров и для того же принципала, при-обретая у него товары, которые он затем перепродает как свои.
При этом сложившаяся практика требует, чтобы дистрибьюторская деятельность агента носила эпизодический характер и была второстепенной по отношению к агентской, если она оформляется агентским договором. При этом все, что связано с дистрибьюторской деятельностью, должно оформляться отдель-ными пунктами и по правилам составления дистрибьюторского контракта, так как агент, действующий как дистрибьютор, может столкнуться с применением законодательства о конкуренции, которое распространяется на:
агентов-дистрибьюторов;
агентов-собственников крупных складов товаров, являю-щихся предметом контракта;
агентов, организующих, осуществляющих или обеспечиваю-щих за свой счет бесплатное техническое обслуживание клиен-туры (распространяется и на случай, когда они должны делать это согласно договору);
агентов, которые могут определять или определяют цены или условия сделки Там же. С. С. 20-21..
Агент может выступать и в роли консигнатора. В этом случае надо обратить внимание на следующие моменты:
право консигнанта-принципала (собственника товара) забрать весь товар или его часть;
право агента возвратить непроданные товары.
Товар, переданный на консигнацию, должен быть застрахо-ван. Стороны совместно определяют тип страхового полиса и ре-шают, кто из них осуществляет оплату страховых премий. Надо также решить вопросы, касающиеся оплаты других консигнаци-онных расходов (на передачу имущества, поддержание запаса, консервирование товара и т. п.). Подлежат согласованию усло-вия продажи переданных на консигнацию товаров; последствия возможного изменения цены, условий продажи товара в кредит; порядок передачи принципалу причитающихся ему сумм.
В агентском договоре надо также предусмотреть обязанность агента-консигнатора в установленном порядке направить прин-ципалу-консигнанту заверенную инвентарную опись имеющих-ся на складе товаров. Как правило, закладываются в договор пункты, предусматривающие:
порядок пополнения запаса товаров;
правила хранения товара;
право принципала в любое время проверить свои товары, на-ходящиеся у агента.
Обычай делового оборота требует (если договором не преду-смотрено иное), чтобы агент в обязательном порядке предостав-лял принципалу все локальные нормативные правовые акты, связанные с их совместной деятельностью.
В агентском договоре чаще всего предусматривается обязан-ность агента и после прекращения контракта не разглашать све-дений, составляющих коммерческую тайну Там же. С. 22..
Согласно зарубежному законодательству агент считается все же независимым, так как самостоятельно организует свою дея-тельность. По общему правилу он вправе, минуя принципала, приглашать субагентов, которым он выплачивает вознагражде-ние и несет за них ответственность.
Институт субагентуры известен и Гражданскому кодексу РФ ГК РФ. Ст. 1009. (ст. 1009 ГК РФ). В России, если только иное не предусмотрено агентским договором, агент также вправе заключать субагент-ские договоры, оставаясь ответственным перед принципалом за их действия. Более того, ГК РФ допускает, что в агентском до-говоре может быть прямо предусмотрена обязанность агента за-ключить один или оговоренное число субагентских договоров как с указанием, так и без указания конкретных условий.
Поскольку субагент и принципал не находятся в договорных отношениях, то ГК РФ запрещает субагенту заключать с треть-ими лицами сделки от имени принципала, кроме случая передо-верия По правилам п. 1 ст. 187 и ст. 976..
Особенностью зарубежного законодательства является "не-понятное" россиянам правило, "ущемляющее права труженика":
с целью предотвращения любой недобросовестной конкуренции каждая из договаривающихся сторон обязуется не привлекать к работе персонал другой стороны Белов В. Н. Коммерческое представительство и агентирование. С. 23..
Экзотическими для россиян пунктами договора выглядят та-кие обязанности агента, как:
запрет принимать заказы от клиентов, неплатежеспособность которых известна;
указание агенту соответствующими способами проверить платежеспособность клиентов, заказы которых он должен пере-дать принципалу;
рекомендация, согласно которой суммы, полученные аген-том для принципала, должны храниться на отдельном банков-ском счете Там же. .
В агентском договоре может быть использован такой инст-румент, известный по договору комиссии, как делькредере. При-нимая на себя делькредере, агент гарантирует принципалу полу-чение полного (или частичного) платежа от клиента. В договоре надо четко оговорить объем и суть гарантируемых операций и, по возможности, способы получения гарантированных сумм. Одновременно должны быть определены условия, при которых долг рассматривается как безнадежный. В законодательстве всех стран наметилась тенденция, которая заключается в том, что сторона по договору (дистрибьютор, дилер, коммерческий пред-ставитель, агент и т. п.) обязана без промедления информиро-вать контрагента о любом нарушении его прав, касающихся то-варных знаков и иных специальных обозначений Там же. С. 23-34..
Вместе с тем при предоставлении агенту, например, права на использование товарного знака, принадлежащего принципалу, рекомендуется ввести в контракт пункт: "Ни одно из содержа-щихся в контракте положений не может быть истолковано как предоставляющее агенту:
право использовать товарный знак в качестве наименования какой-либо фирмы;
право использовать товарный знак для товаров иных, чем до-говорные товары;
право по истечении срока действия контракта использовать товарный знак в отношении всех других товаров или для любой иной цели".
К сожалению, российское коммерческое, предприниматель-ское, договорное право не знает расхожего за рубежом термина "объем продаж" в его самой распространенной форме -- "мини-мальный объем продаж". Если агент не выполнит согласованный сторонами минимум продаж, то его ожидают неприятные по-следствия в виде расторжения контракта, сокращения террито-рии или утраты исключительных прав.
В соответствии с агентским договором принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре ГК РФ. Ст. 1006..
Ст. 1006 ГК регулирует вопросы, связанные с агентским воз-награждением. Законодатель, защищая интересы агента, устанавливает следую-щее. Если в договоре не предусмотрен размер вознаграждения и он не может быть определен исходя из условия договора, то воз-награждение уплачивается по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ "ис-полнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги".
Однако, как показывает практика, в договоре чаще всего не прорабатываются вопросы, связанные с порядком выплаты воз-награждения. В этом случае в соответствии со ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета, если из существа до-говора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.
Иное может быть заложено в п. 3 ст. 1008 ГК РФ, предостав-ляющей право принципалу, имеющему возражения по отчету агента, сообщить о них последнему в течение 30 дней со дня по-лучения отчета, если сторонами не установлен иной срок. В про-тивном случае отчет считается принятым.
Следовательно, во избежание разночтения указанных статей ГК РФ в агентском договоре, по мнению В. Н. Белова, следует установить:
дату (наступление события) предоставления агентом отчета принципалу;
максимальный срок для проверки отчета принципалом;
дату выплаты вознаграждения агенту Белов В. Н. Коммерческое представительство и агентирование. С. 25..
Зарубежный опыт свидетельствует, что размер и способ ис-числения вознаграждения должны быть тщательно проработаны в контракте особенно когда агент получает "сумму-нетто" (сум-му, очищенную от непредвиденных, расходов, налогов, сборов, пошлин и т. п.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5