Второй случай произошел буквально через год, когда в августе 1996 г. девять белых полицейских из элитного подразделения Индианаполиса, находясь вне службы, в состоянии алкогольного опьянения и с табельным оружием в руках начали беспричинно избивать прохожих на улице, выкрикивать расистские оскорбления, запугивать женщин. Двое полицейских спустя год были уволены, остальные признаны виновными в нарушении дисциплины и продолжили службу в полиции. Pasternak Judy. Indianapolis wrestles with police melee // Los Angeles Times. 1996. October 3.
Этнические предрассудки и расовая неприязнь делают возможным не единичные случаи, когда полицейские - представители этнических меньшинств, страдают от агрессивной грубости своих белых коллег. В Бостоне, например, темнокожий полицейский М. Кокс, находясь на службе 25 января 1995 г. и одетый в гражданскую одежду, присоединился к объявленному по радио преследованию лица, подозреваемого в убийстве. Однако вскоре он был сам задержан полицейскими в форме, принявшими его за подозреваемого. Без каких-либо попыток установления личности Кокс был жестоко избит несколькими коллегами, что повлекло за собой сотрясение мозга, ссадины и порезы лица, травмы половых органов с последующей доставкой Кокса в реанимацию. При проведении расследования полицейские всячески отвергали свою причастность к этому инциденту и спустя три года ни один из офицеров не был привлечен даже к дисциплинарной ответственности. Проведя полгода в больнице, Кокс подал иск, который остался без рассмотрения. Lehr Dick. Years after beating, officer has seen no help from colleagues // Boston Globe. 1997. December 8.
В Бостоне к тому времени неправомерное применение силы уже стало традиционно серьезной проблемой в отношениях полиции и жителей. Составляя в населении Бостона всего 26%, афро - американцы являлись инициаторами 50% всех жалоб, направленных против неправомерных действий полиции. St. Clair Commission, Report of the Boston Police Department Management Review Committee, January 14, 1992.
Правозащитные организации настораживают факты интенсивного применения полицией огнестрельного оружия, поскольку в таких случаях довольно трудно установить правомерность его применения. Когда при задержании 4 грабителей ресторанов, сидящих в машине, спецподразделение выпускает из пистолетов 227 пуль так, что в теле одного из грабителей находят 19 ранений, всегда возникает сомнение в том, контролирует ли полиция степень силы, применяемой ею для противодействия преступности и не выходит ли полиция из-под контроля закона. Skolnick J., Fyfe J. Above the Law. New York, 1993. С. 159.
В 1997 г. американская полиция по инициативе Вашингтона и Нью-Йорка провозгласила политику «нулевой терпимости» к проявлению любых, даже незначительных нарушений закона. Эксперты в области полицейских правонарушений справедливо полагали, что американская полиция, решившая снизить уровень преступности в обществе путем агрессивного преследования даже незначительных правонарушений, была обязана продемонстрировать такую же крайнюю нетерпимость к отклонениям от закона внутри своих рядов. Однако этого не произошло. Одновременно с курсом на установление жесткого контроля за безопасностью на улицах, активным преследованием поклонников граффити и лиц, перепрыгивающих через турникеты метрополитена, возросла и общая агрессивность полицейских, сопровождавшаяся грубостью, неоправданным применением силы, цинизмом и плохо скрываемым расизмом. Число жалоб граждан на неправомерные действия полиции в результате возросло на 56%, при этом 88% жалоб поступило от тех граждан, кто никогда не подвергался аресту либо штрафу. CCRB Semiannual status report, JanuaryJune 1997. С. 41.
Среди американских городов Сан-Франциско имеет самый высокий ежегодный уровень граждан, убитых полицейскими (4,1 человека на каждые 100 убийств), что превышает показатели Нью-Йорка (1,6 чел) и Лос - Анжелеса (2,2 чел). Большинство застреленных (около 80%) - жители бедных кварталов и представители этнических мень-шинств. За период с 1977 г. по 1997 г. ни один полицейский Сан-Франциско не был привлечен к уголовной ответственности за применение оружия во время несения службы, а в 80% случаев, когда жалобы граждан были подтверждены внутренними расследованиями, полицейские не были наказаны даже дисциплинарно. Rosenfeld Seth. S.F. pays big when cops shoot civilians // San Francisco Examiner. 1996. December 29.
В Нью-Йорке в 1997 г. было зарегистрировано 253 случая применения полицейскими табельного оружия (во время и вне службы), что повлекло смерть 20 человек. Grand jury exonerates 2 killer cops // Associated Press. 1998. February 13. Если сравнивать эти показатели с Украиной, нельзя не заметить, что это - практически двухлетняя «норма» для украинских милиционеров (268 случаев с 23 летальными исходами граждан за 2001-2002 гг.).
Неправомерное применение оружия поставило в ряд «проблемных» полицейских департаментов полицию Атланты, когда 7 декабря 1995 г. группа полицейских, одетых в гражданскую одежду преследуя подозреваемого в совершении грабежа, подъехали к одному из автомагазинов и окружили его. Полицейский В. Соулс, не представившись, ворвался в автомагазин с пистолетом в руке, выкрикивая оскорбления. Продавцы, приняв Соулса и его коллег, окруживших магазин за грабителей, открыли стрельбу в качестве самозащиты. В результате перестрелки хозяин магазина, Д. Джексон, был убит, двое полицейских, включая Соулса - ранены. При этом хозяин магазина был убит напарником Соулса, полицейским У. Пинкни, в то время, когда он лежал безоружный на тротуаре перед магазином, не пытаясь оказать сопротивления полиции. Smothers Ronald. Atlanta police face criticism in recent killing by an officer // Atlanta Journal-Constitution. 1995. December 29.
Пытаясь проанализировать состояние дел в полиции США, Всемирная организация по наблюдению за правами человека (Human Rights Watch) в 1998 г. осуществила замечательную по своему масштабу ревизию 14 наиболее «проблемных» городов с точки зрения соблюдения полицией законности и гражданских прав. Shielded from justice: Police brutality and accountability in the United States / The Human Rights Watch. N.Y., 1998. В список исследуемых городов попал Лос - Анджелес, имеющий репутацию «лидера» по жестокости и грубости среди полицейских; Нь-ю-Йорк, известный самым высоким уровнем полицейской коррупции, а также ряд муниципалитетов, где полиция не соблюдает профессиональные стандарты и допускает нарушения закона. Так, в поле зрения попал Чикаго, имеющий одинаковый с Нью-Йорком показатель жалоб граждан на применение чрезмерной силы (около 3000 жалоб ежегодно) притом, что Чикаго в 3 раза меньше Нью-Йорка. В списке присутствует и малонаселенный Провиденс, где число жалоб граждан на действия полиции в 10 раз выше, чем в соседнем Бостоне, а уровень жалоб на 1 полицейского выше в 4-25 раз показателей любого другого полицейского департамента США. Мартиненко О.А. Проблеми дотримання законності у діяльності поліції США // Вісник Нац. ун-ту внутр. справ. 2004. № 25. С. 66-71. Авторский анализ разрозненных и неоднородных данных, содержащихся в указанном отчете, позволяет представить их в виде, наиболее близком для отечественной статистики, с выделением таким показателей, как численность личного состава полиции, количество поступивших и подтвердившихся жалоб граждан, число возбужденных уголовных дел, приблизительная «цена» полицейской преступности (табл.2).
Однако своеобразным рекордсменом национального обзора оказался Новый Орлеан, имеющий самый высокий уровень жалоб граждан на чрезмерное применение силы. На протяжении 1993-1997 гг. по крайней мере 50 полицейских (4% от личного состава) были арестованы за совершение умышленных убийств, изнасилований и грабежей. Keegan Paul. The Thinnest Blue Line // New York Magazine. 1996. March 31. С. 32-35. По мнению обозревателей Human Rights Watch, проблема кроется в низкой зарплате полицейских Нового Орлеана, что обуславливает не только высокий уровень правонарушений, но и систематическую коррупцию как минимум 10-15% личного состава.
Таблица 2
Основные показатели, связанные с работой полиции в 14 городах США
Личный состав*
Жалоб граждан
в год/на 1 чел.
В т.ч. за злоупотре-бление силой
(в %)
Подтвержденных жалоб
Уголовные делаза 1992-1996 гг.
Обвинительныхприговоров
Компенсациив год/на 1 чел.
Нью-Йорк
38000
7592
0,19
38,7%
4%
116
23 в год
24
5 в год
23 млн
605$/чел
Чикаго
13500
3 000
0,2
37%
10%
97
19,4 в год
6
1,2 в год
5 млн
370$/чел
Лос-Анджелес
9500
1786
0,18
11,8%
9%
51
10 в год
13
2,6 в год
13,2 млн
1390 $/чел
Филадельфия
6000
570
0,09
35,7%
7,7%
52
30
6 в год
8,2 млн 1366$/чел
Детройт
4100
1247
0,3
31,1%
2,5%
76
15,2 в год
4
0,8 в год
8,36 млн
2039 $/чел
Вашингтон
3600
824
30%
3%
9
2 в год
0
1,36 млн
377$/чел
Бостон
2300
303
0,1
22%
6%
102
25 в год
1
0,25 в год
Нет данных
Сан -
Франциско
2000
1100
0,55
13%
406
81 в год
2
0,4 в год
0,64 млн
320$/чел
Новый Орлеан
1400
506
0,36
79%
1-2%
819
205 в год
341 тыс.
243 $/чел.
Индианаполис
1000
141
28%
12%
81
16,2 в год
5
1 в год
0,25 млн
250$/чел.
Провиденс
435
3030
6,96
5%
177
35 в год
3
0,6 в год
0,2 млн
460 $/чел.
Миннеаполис
960
600
0,62
32
6,4 в год
1145 $/чел
Портленд
19%
4,5%
22
4 в год
0,5 млн
Атланта
309
18,7%
153
51 в год
0,8в год
1,864 млн
Всего
1 жалобана каждого4 полицейского
30,3%
5,9%
2193
31,3 дела
в год
0,48% от личного состава
1,6 приговорав год
0,027% от личного состава
63,5 млн
В среднем 4,88 млнв год на каждый город
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42