Права и обязанности руководителя определяются законом, иными правовыми актами, договором. Практика подтверждает целесообразность утверждения внутренних документов о каждом органе юридического лица. В интересах организации, ее участников, членов трудового коллектива и третьих лиц должны быть урегулированы права, обязанности и ответственность руководителя.
Из характера деятельности исполнительных органов следует, что к ней могут применяться отдельные элементы таких договорных обязательств по оказанию услуг, как договор поручения (юридические действия от чужого имени и за чужой счет, личное исполнение), агентский договор по типу договора поручения (возмездное неоднократное совершение юридических и иных действий, отчетность, ограничение на совмещение деятельности), договор доверительного управления имуществом (преимущественно личное совершение любых юридических и фактических действий, отчетность, презумпция ответственности предпринимателя - за непроявление должной заботливости, с возмещением убытков и упущенной выгоды). Во всех этих конструкциях привлекают срочный характер, запрет выступать выгодоприобретателем по сделкам со «своей» организацией, интересы которой управляющий представляет.
Однако при всей гибкости и эффективности локальных правовых актов юридических лиц и договоров в целях сокращения конфликтов следует единообразно решить все вопросы правового статуса руководителя, правового регулирования отношений с руководителем организации на уровне закона.
В ФЗ предусмотрены две системы (модели) исполнительных органов и право выбора из них по усмотрению акционерного общества.
Правовой статус руководителя организации является комплексным и отношения, в которые он вступает с организацией и третьими лицами, регулируются, в первую очередь, трудовым и гражданским правом, а также административным, уголовным и др. При этом выявлены противоречия между общегражданским, акционерным и трудовым законодательством.
Таким образом, акционерное общество является разновидностью хозяйственного общества, в основе которого - объединение капиталов различных лиц в целях организации и осуществления предпринимательской деятельности.
Акционерное общество - это коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами - акциями. Уставной капитал акционерного общества равен стоимости приобретенных акционерами акций - обыкновенных и привилегированных. Внесение вклада в уставной капитал общества в то же время совершение договора купли - продажи акций.
1. В целях выработки единообразного понятийного аппарата акционерного права предлагается определение: «Уставный капитал акционерного общества - денежное (стоимостное) выражение суммы вкладов акционеров, состоящее из номинальной стоимости акций, составляющее материальную базу деятельности акционерного общества и минимальный размер гарантированного удовлетворения требований кредиторов, подчиняющееся формализованному порядку образования и изменения». Его целесообразно сделать легальным. Соответствующие изменения следует внести и в другие законы, например ст. 11 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
2. Установленная в ФЗ обязанность привлечения профессионального оценщика для определения рыночной стоимости имущества должна исключать необходимость определения такой стоимости другими лицами. В связи с чем предлагается внести изменения в ФЗ:
1) п. 3 ст. 35 ФЗ изложить в следующей редакции: «Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества и дополнительных акций, производится независимым оценщиком»;
2) п. 1 ст. 77 ФЗ исключить;
часть 1 п. 2 ст. 77 ФЗ изложить в следующей редакции: «Для определения рыночной стоимости имущества должен быть привлечен независимый оценщик»;
часть 2 п. 2 ст. 77 ФЗ исключить;
3) дополнить ФЗ нормой, аналогичной ч. 3 п. 2 ст. 15 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», возложив на независимого оценщика в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов.
Внесение подобных изменений в акционерное законодательство должно быть связано с изменением и общегражданского законодательства. Часть 2 п. 6 ст. 66 ГК можно изложить в следующей редакции: «Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества, вносимого в неденежной форме, производится независимым оценщиком».
3. Меры охраны законных интересов акционеров, вносящих вклады в денежной форме, и кредиторов акционерного общества, если они связаны с ограничениями субъективных прав и свобод других акционеров, могут быть закреплены только в федеральном законе.
В целях обеспечения интересов акционеров и кредиторов акционерного общества представляется необходимым включение в действующее законодательство нормы, предусматривающей минимальный процент денежных средств в уставном капитале, внесение которого обязательно для регистрации акционерного общества.
Выявлено, что внесение имущества в уставный капитал оформляется договорами купли-продажи или мены в зависимости от характера этого имущества.
В целях обеспечения интересов акционерного общества, акционеров и кредиторов акционерного общества предлагается внести изменения и дополнения в ФЗ, изложив ч. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 34 ФЗ следующим образом:
«Акции общества, распределенные при его учреждении, должны быть оплачены на момент государственной регистрации в размере не менее 50 процентов».
«Оставшаяся часть должна быть полностью оплачена в течение шести месяцев с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества».
«В случае неполной оплаты акций в течение срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, не полностью оплаченные акции вне зависимости от размера задолженности переходят к обществу. Внесенная учредителем за акции часть суммы остается у акционерного общества. Договором о создании общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате акций».
4. Представляется необходимым привести ФЗ в соответствие с п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101 ГК и закрепить в специальном законе право акционерного общества изменять уставный капитал только по решению общего собрания акционеров.
В целях устранения противоречий в законодательстве по вопросам источников изменения уставного капитала предлагается:
- дополнить п. 2 ст. 99 ГК словами:»… за исключением предусмотренных законом об акционерных обществах случаев увеличения уставного капитала общества за счет его имущества»;
- дополнить п. 2 ст. 100 ГК словами:»… за исключением предусмотренных законом о несостоятельности случаев».
Представляется необходимым привести ФЗ в соответствие с п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101 ГК и закрепить в специальном законе право акционерного общества изменять уставный капитал только по решению общего собрания акционеров.
5. В целях повышения четкости в легальных формулировках, а также системности и единообразия в правовом регулировании необходимо легальное установление кворума для правомочности заседания всех видов общих собраний акционеров. Предлагается:
- закрепить в ФЗ норму, в соответствии с которой учредительное собрание является правомочным только при участии всех учредителей;
- изменить ч. 2 п. 3 ст. 58 ФЗ и изложить ее в следующей редакции: «Повторное общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 25% голосов размещенных голосующих акций общества».
Необходимо объединение перечня основных вопросов компетенции и установленного кворума в ст. 48, 49 ФЗ вне зависимости от вида общего собрания акционеров без разброса по другим нормам.
Изменение кворума должно допускаться Законом в исключительных случаях и при соблюдении условия об усилении защиты мелких акционеров, а именно: а) только в сторону ужесточения в уставе по сравнению с законодательством; б) по вопросам, имеющим существенное значение для прав акционеров.
6. Предлагается отказаться от корпоративного принципа и изложить п. 4 ст. 9 ФЗ в следующей редакции (с учетом высказанного ранее предложения по п. 2 ст. 9 ФЗ): «Избрание органов общества осуществляется учредителями большинством в 3/4 голосов, рассчитываемых по принципу «Один учредитель - один голос».
7.В целях разграничения компетенции органов управления акционерного общества предлагается:
- изложить пп. 19 п. 1 ст. 48 ФЗ в следующей редакции: «утверждение внутренних документов, регулирующих образование и деятельность органов общества»;
- исключить пп. 13 ч. 2 п. 1 ст. 65 ФЗ с соответствующим изменением нумерации остальных подпунктов;
- в статью, посвященную компетенции исполнительных органов общества, внести указание на утверждение внутренних документов, регулирующих вопросы трудовых отношений с работниками, за исключением отношений с членами исполнительных органов, их дисциплинарной и материальной ответственности.
8. Предлагается изменить характер нормы п. 1 ст. 68 ФЗ с диспозитивного на императивный и без отсылки к уставу или внутренним документам общества предусмотреть в тексте ФЗ три формы проведения заседания совета директоров: 1) совместного присутствия членов совета директоров для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование (очную); 2) направления заполненных бюллетеней для голосования (заочного голосования); 3) очно-заочную.
Во внутренних документах общества необходимо предусмотреть порядок и сроки направления бюллетеней членам совета директоров при заочной и смешанной формах заседаний, принимая во внимание промежуток времени, необходимый для получения указанной информации и принятия решения. Представляется, что наиболее важные вопросы должны решаться очно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15