К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, "которое производится работниками милиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении."*
Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного задержания среди них такие как :
- задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;
- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;
- задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;
- задержание нарушителей пограничного режима.
В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.
Нарушитель в процессе задержания может оказывать сопротивление , для чего законодатель в определенных случаях разрешает применение специальных средств в плоть до оружия. По этому более подробно остановимся на такой присекательной мере как непосредственное воздействие с применением специальных средств .
Применение специальных средств регламентируется ст. 14 и огнестрельного оружия ст. 15 Закона о Милиции . Милиционер имеет право применять следующие специальные средства :
- резиновые палки
- наручники
- слезоточивый газ
- светозвуковые средства отвлекающего действия
- средства нарушения преград
- средства принудительной остановки транспорта
- специальные окрашивающие средства
В случаях :
- для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции .
- для пресечения сопротивления ....
- для задержания лица застигнутого на месте преступления , и других случаях .
Запрещено применять специальные средства в отношении женщин , а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии если эти лица не оказывают сопротивление .
Применение к использованию огнестрельного оружия как меры пресечения . Применения огнестрельного оружия - самая серьёзная мера пресечения которая может повлечь причинение телесных повреждений смерть , поэтому установлены дополнительные гарантии законности : сотрудник милиции обязан в каждом случае применения оружия в течении 24 часов с момента его применения предоставить рапорт начальнику ОВД по месту службы . Каждый раз в результате служебных проверок проверяется правомерность применения оружия . Служебная проверка назначается когда кому-либо причинён физический или имущественный вред , либо поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника милиции , либо по факту применения огнестрельного оружия возбуждено уголовное дело . О всех случаях смерти или ранения должен быть уведомлён прокурор .
Ст. 15 закона о Милиции .
Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях :
- для защиты граждан от нападения опасного для жизни и здоровья
- для отражения нападения на сотрудника милиции , а также для отражения попытки завладеть его оружием
- для освобождения заложников
- для задержания лица застигнутого на месте совершения преступления
- для пресечения побега из-под стражи
- для остановки транспортного средства путём его повреждения если водитель создаёт реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться
- для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных
- для предупреждения о намерениях применить оружие
в) Меры взыскания.
Меры административного взыскания представляют собой вид юридической (административной) ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений. "Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе законопослушного гражданина, а также предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами."*
Административное взыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:
"- они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;
- воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;
- взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты правоприменения;
- все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;
- наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;
- являются эффективным средством реализации института ответственность (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания."*
"Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний."*
В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:
" 1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок. К ним относятся предупреждение .
2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний."*
В соответствии со ст. 24 КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий:
- предупреждение (ст. 26);
- штраф (ст. 27);
- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 28);
- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 29);
- лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты (ст. 30);
- исправительные работы (ст. 31);
- административный арест (ст. 32);
- выдворение из пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений (ст. ).
Итак административное взыскание - это "мера наказания, применяемая уполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), а предусмотренных законом случаях - народными судами ( народными судьями), а также общественными организациями и их законными представителями к лицам, виновным в совершении административного проступка."*
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка. создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.
Несомненно законодательством органы управления наделены достаточно широкими полномочиями в области принуждения что не исключает и нарушения допускаемые уполномоченными органами осуществляющих государственное управление . В свези с этой проблемой законодательство в определённых случаях осуществляет защиту граждан , организаций чьи права и интересы были нарушены . согласно закону РФ Об обжаловании в суд действий и решений , нарушающих права и свободы граждан от 27 апреля 1993 года . Каждый гражданин имеет право обратится с жалобой в суд если считает что его права были нарушены неправомерными действиями или решениями органов управления . К ним закон относит :
- нарушены права и свободы
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод
- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к какой-либо ответственности .
Законом определяется следующий порядок подачи жалоб , либо непосредственно в суд либо вышестоящему государственному органу , лицу . Это даёт право выбора гражданину чьи права были нарушены . Жалоба может быть как в письменной так и в устной форме , её может подать как само лицо так и уполномоченное . Приняв жалобу , суд или вышестоящее звено по общему правилу приостанавливает исполнение обжалуемого действия или решения .
Сроки подачи жалобы в суд согласно закону :
-3 месяца со дня когда гражданину стало известно о нарушении его права.
- месяц со дня получения письменного отказа выше стоящего органа .
А сроки обжалования постановления согласно КоАП
-10 дней со дня вынесения постановления .
Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом или правомочным лицом.
Общий срок рассмотрения жалобы вышестоящего органа один месяц Специальный срок - 15 дней ( в без отлагательных случаях ) . Срок рассмотрения жалоб военнослужащих и членов их семей общий 15 дней , специальный 7 дней со дня поступления жалобы или заявления . Указ от 12.04.68. О порядке рассмотрения жалоб .
Жалоба в суде рассматривается в порядке гражданского судопроизводства .По результатам рассмотрения жалобы в суд выносит решение . Установив обоснованность жалобы суд признаёт обжалуемое действие или решение незаконным , обязывает удовлетворить требование гражданина , отменяет применённые к нему меры ответственности либо иным путём восстанавливает его нарушенные права и свободы . А также согласно ст.7 закона гражданин имеет право на возмещение понесённым им убытков и морального вреда , который возмещается в порядке установленным ГК РФ . Если обжалованные действия или решение признаются законными , суд отказывает в удовлетворении жалобы .
Следует отметить что судебное рассмотрение облагается государственной пошлиной , в установленном размере . Однако суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить её размер . Судебные издержки в конечном итоге возлагается на проигравшую в суде сторону . Что является отличительным моментом от рассмотрения жалобы вышестоящего органа управления . Который должен рассмотреть жалобу в срок один месяц . Практика показывает , что судебное рассмотрение является более правильным в отличии при рассмотрения жалобы вышестоящего органа.
Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому. чтобы обеспечить:
- правомерность поведения участников управленческих отношений;
- функционирование и защиту такого режима, при котором бы неукоснительно выполнялись правовые предписания;
- существования устойчивой системы управленческих отношений, базирующихся на основах законности.
Единое по свей природе государственное принуждение предполагает его дифференциацию, вызванную разнородностью тех общественных отношений, которые регулируются правом и характером посягательств на эти отношения. Административное принуждение - самостоятельная разновидность государственного принуждения, метод внешнего государственно-правового воздействия на поведение и сознание людей, применяемый в сфере государственного управления в целях наказания правонарушителей."*
В зависимости от своего целевого назначения и способа обеспечения правопорядка все меры административного принуждения можно свести в три классификационные группы:
1. Меры административного предупреждения.
2. Меры административного пресечения.
3. Меры административного взыскания.
В целом меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности.
Список использованной литературы и нормативных актов:
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.
Закон РСФСР от 18.04.91 о Милиции. СПС Консультант плюс.
Об обжаловании в суд действий и решений , нарушающих права и свободы граждан : Закон РСФСР от 27.04.93. СПС Консультант плюс.
О порядке рассмотрения предложений , заявлений и жалоб граждан : Указ Президиума ВС СССР от 12.04.68. СПС Консультант плюс.
Об оружии: Закон РФ от 20.05.93. СПС Консультант плюс.
Положение об административном надзоре ОВД за лицами освободившимися из мест лишения свободы . Указ Президиума ВС СССР от26.07 66. СПС Консультант плюс.
Комментарий с Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях под ред. Лазарева Б.М. - М.: Юрид. лит., 1983
Бахрах Д.Н. Административное право. -М 1996 .
Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994
Бахрах Д.Н., Серегин А.В. Ответственность за нарушение общественного порядка. М. Юрид. лит. 1977
Советское административное право: Учебник под ред. Василенкова П.Т. - М.: Юрид. лит., 1990
Севрюгин В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству. Учебное пособие. М., 1988
Страницы: 1, 2, 3, 4